Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара БАСИЯТ ШАХАНОВ СТАТЬИ, ПОДПИСАННЫЕ ПСЕВДОНИМОМ П. Д’АРЖАН Флаг спущен, - ярмарка закрыта. Двери театра закрыты, труппа разъехалась, сезон закончен. Можно подводить итоги. Не желая, однако, повторяться, мы не будем останавливаться на художественной стороне дела, а займемся исключительно материальной. В этом отношении истекший театральный сезон должен быть по всей справедливости признан очень удачным. Он превысил всякие ожидания, доказав, что Владикавказ нуждается в разумном развлечении и может окупить его. В то же время истекший сезон доказал, что теперешнее помещение театра окончательно неудовлетворяет предъявляемым к нему требованиям: не говоря уже о целом ряде других существенных дефектов, помещение это прежде всего не может вмещать всех желающих попасть на тот или другой спектакль. Случаи, когда сотням желающих попасть в театр приходилось возвращаться домой не солоно хлебавши, были совсем не редкостью в истекшем сезоне. И нет никакого сомнения, что они не будут редкостью и в будущем. Напротив, можно с уверенностью предсказать, что в будущем они участятся и примут систематический характер. Театр, следовательно, необходимо расширить. И теперь для этого представляется самый удобный момент, так как зданию все равно требуется капитальный ремонт, при котором и расширение явится не особенно затруднительным. Как же, однако, это сделать? Должно или может ли городское управление сделать это собственными силами, или ему придется прибегнуть к помощи и посредничеству контрагента?1Контрагент - лицо или учреждение, берущее на себя известное обязательство по договору. Нам кажется, что город мог бы очень свободно обойтись без такого посредничества. Прежде всего, последнее крайне нежелательно принципиально. «Театр не должен служить доходной статьей для города» -таков взгляд, установившийся в этом отношении давно. Но тот же театр не должен служить доходной статьей и для посторонних лиц. Отказываясь от этой доходной статьи, городское управление не имеет никакого нравственного права отдавать эту доходную статью третьему лицу. Ясно, следовательно, что город отнюдь не может закабали-вать театр какому-либо предпринимателю, как это он делал в последние десять лет. Ясно же, следовательно, что расширение и ремонт его должны быть произведены самим городом без посредничества третьего лица, которое за это посредничество потребует неминуемо солидной компенсации в виде долголетней аренды. Но может ли город обойтись без этого посредничества? Мы думаем, что может. У города нет средств на расширение и ремонт? Но кто же мешает ему добыть эти средства путем залога того же здания в каком-либо частном банке? На расширение и ремонт, говорят, потребуется тысяч 15. А такую сумму под залог здания и земли под ним даст любой банк, даст на необременительных условиях, которые во всяком случае не могут явиться столь тяжелыми, как условия частного лица, выступающего предпринимателем. Говорят, что театр хочет снять теперь г. Никулин-Олькеницкий. Мы высоко ценим г. Никулина, могли бы его предпочесть всякому другому контрагенту, но... все же не можем и не должны забывать, что и г. Никулин прежде всего делец, что и его цель отнюдь не облагодетельствовать город, а извлечь из предприятия как можно больше выгоды для себя. Г. Никулин может быть добросовестнее других, но и он явится прежде всего предпринимателем, т. е. лицом, которому дороги интересы собственного кармана. И при нем, следовательно, театр неминуемо будет чисто коммерческим предприятием, а этого по отношению к театру, призванному служить интересам всего городского населения, допускать не следует. Не допускать же превращения театра в чисто коммерческое предприятие, долженствующее пополнять чужие карманы, можно только одним путем – эксплуатацией его самим городским управлением. Сделав указанный нами заем и произведя на добытые таким путем [средства - ред.] расширение и ремонт театра, город может распределить затраченную сумму с теми процентами, которые ему придется уплатить банку, на известное количество лет и покрыть ее за это время арендной платой. Само собой, что при таких условиях арендная плата эта будет небольшой и необременительной для предпринимателей (антрепренеров или товариществ), а это даст городу возможность делать между ними выбор и иметь постоянно хорошую труппу. Положим, можно рассчитывать, что и г. Никулин, выступив контрагентом, будет иметь хорошую труппу, но, во-первых, нет никакого сомнения, что весь период аренды он отнюдь не будет сам выступать антрепренером и будет сдавать театр другим антрепренерам, предпочитая, само собой, лишь тех, кто «больше даст», а во-вторых, - кто поручится нам, что, заключив с городом контракт, г. Никулин не переуступит его другому лицу? А ведь последнее может оказаться далеко нежелательным. Отсюда прямой и единственный вывод: можно и должно отдать предпочтение перед всяким другим предпринимателем г. Никулину, но предпочтительнее всего отнюдь не иметь дела ни с какими контрагентами, а оставить эксплуатацию театра в руках городского управления, производя ремонт и расширение его за собственный счет, путем займа. П. д'Аржан Примечания. В книгу включена небольшая часть публикаций Б. Шаханова, под-писанная псевдонимом «П. д’Аржан». Первая статья П. д’Аржана -«Театральные наброски» напечатана в газете «Приазовский край» в № 1 за 1900 г. Судя по тексту, это не первая публикация Б. Шаханова в этой газете. Но до этого номера в этом органе нет публикаций П. д’Аржана. Или Б. Шаханов имел в газете другой псевдоним, не установленный на сегодняшний день, или же он имеет в виду свои статьи, опубликованные в других изданиях. В текстах сохранены некоторые элементы орфографии, нормативные для публицистики начала века. Напечатано в газете «Приазовский край»,1900, № 55. 1 [↑ назад]Контрагент - лицо или учреждение, берущее на себя известное обязательство по договору.Просмотров: 544
|
|
Всего комментариев: 0 | |