Понедельник, 23.12.2024, 04:51

Карачаевцы и балкарцы

Ахшы сёз таш тешер.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
07.07.2024 | 05:19 | Бара-бара баз табдым (Экинчи вариант)
Чёмюч деген неди
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Приложение 3 КТО СИЛЬНЕЕ?
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

V. НАРТСКИЕ ПЕСНИ И СКАЗАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ НЕСКОЛЬКИМ ГЕРОЯМ

Однажды четверо нартов, Шабельчи, Рачкау, Гиляхстан и Сосруко, поехали на лошадях в лес. Завидели они, что из чащи лесной поднимаются к небу клубы дыма, и захотелось им узнать, кто живет в этом лесу. Направились они к тому месту, откуда был виден дым. Подъезжают они к громадной пещере и видят — четыре эмегена греются около костра.

— Здравствуйте, эмегены!— проговорили нарты.

— А, здравствуйте, охотники!— весело отвечали эмегены.— Просим вас пожаловать к нам в гости.— И эмегены поспешили окружить нартов.

Не по душе было нартам приглашение эмегенов, но они приняли его: все равно убежать от них им не представлялось никакой возможности. Въехали нарты в пещеру, слезли с лошадей, а эмегены завалили вход в нее скалами. Пригласили эмегены гостей садиться на камни, расставленные около одной из стен пещеры. Шабельчи, Рачкау и Гиляхстан сели на камни и не могли встать с них, точно приросли к ним. Только один Сосруко не садился, как эмегены его ни упрашивали: он ссылался на то, что он моложе всех и сидеть в присутствии старших ему, по обычаю, нельзя1В прошлом у горских народов на празднествах или в угощениях в честь гостей младшие по возрасту не сидели за одним столом со старшими.. Зарезали эмегены большого козла, зажарили и угостили гостей. Закусили гости и улеглись спать; легли и хозяева.

Наутро эмегены говорят нартам:

— Мы вас угощали,— теперь вы угощайте нас. Будем чередоваться: один день мы будем вас угощать, а другой — вы нас.

Нечего было делать нартам: зарезали они лошадь и угостили эмегенов, а на следующий день эмегены — их.

В очень короткое время поели эмегены лошадей нартов и говорят им:

— Так как лошадей у вас нет, а без пищи мы не можем быть, то режьте одного из своих товарищей и угощайте нас.

И, не дождавшись, когда нарты зарежут одного из своих товарищей, эмегены схватили Шабельчи и приготовились резать его. Тогда Сосруко сказал им:

— Обождите немного, эмегены. Я должен вам сказать, что зашли мы к вам не случайно. Нас послали к вам нарты, чтобы вы разрешили один вопрос. Слушайте внимательно. Был у нас такой большой бугай, что задними ногами стоял в море, а передними на лугу. ПриЛетел орел, схватил этого бугая и унес его вверх. («Боишься ли ты, Шабельчи?» — спросил Сосруко, давая этим знать своему товарищу, чтобы тот не опасался за свою участь.) Пасся в степи козел; принес орел бугая и положил на рога этому козлу; козел, не чувствуя тяжести на рогах, по-прежнему спокойно продолжал щипать траву. Пошел дождь, и пастух укрылся от него под бородой козла. Начал орел есть бугая и уронил ляжку его, которая попала прямо в глаз пастуху. Пастух же подумал, что в его глаз попала маленькая соринка. Пришел он домой и попросил двух своих товарищей вымести из глаза эту соринку. («Боишься ли ты, Шабельчи?» — опять спросил Сосруко своего товарища.) Взяли товарищи метлу и лопату и выбросили из глаза пастуха ляжку бугая, которая от падения глубоко закопалась в землю. Со временем на этой ляжке поселился аул нартов.

Однажды ночью пробралась лисица к этому аулу, раскопала землю и потащила ляжку бугая, от чего половина аула опрокинулась, сакли разрушились, и много нартов погибло под их развалинами. Всполошились уцелевшие нарты и кинулись в погоню за лисицей, догнали и убили ее. Сняли они с одного бока лисицы шкуру и из нее в течение года всем родившимся детям шили шапки. Другой же бок лисицы оставался неободранным, потому что лисица была так громадна, что все нарты не могли перевернуть ее. Однажды одна женщина выгнала в степь пастись теленка и увидела труп лисицы.

— Надо содрать шкуру с этой лисицы, из нее я шапку сошью для своего сына,— подумала эта женщина и веретеном повернула лисицу на другой бок и сняла с нее шкуру. Но этой шкуры не хватило на шапку ее сыну. («Боишься ли ты, Шабельчи?»)

С тех пор нарты собираются вместе и никак не могут решить, кто сильнее: бугай, орел, козел, пастух, лисица, женщина или ее сын? Вот они и поручили нам попросить вас разрешить их спор. Решите его, если можете!— закончил свою речь Сосруко.

Заспорили между собой эмегены: один говорил, что сильнее всех бугай, другой — козел, третий — лисица, четвертый — женщина. Спорили-спорили, затеяли между собой драку, в которой и поубивали друг друга камнями. Нарты же, забрав из пещеры эмегенов все их имущество, благополучно возвратились домой.


Примечания.
Приложение 3 Кто сильнее?

СМОМПК. 1903, XXXII, с. 1—3. Публ. Е. 3. Баранова; КБФ, с. 187— 189.

1 [↑ назад]В прошлом у горских народов на празднествах или в угощениях в честь гостей младшие по возрасту не сидели за одним столом со старшими.

Варианты: « С о с у р у к и С и б и л ч и » . Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 8, балк. Исп. Харун Гулиев (р. 1909), пос. Эльбрус (КБР), 1958, зап. Ю. А. Бозиев; « Н а р т ы и э м е г е н ы » . Там же, балк. Исп. Ахмат Чепкенчиев (р. 1868), с. Гунделен, 1958, зап. М. Б. Кудаев; « Е р ю з м е к , С о с у р у к , Р а ч и к а у и С и б и л ч и в г о с т я х у э м е г е н о в » . Там же, балк. Исп. Габа Гулиев, с. В. Баксан, 1959, зап. А. Ю. Бозиев; « А л а у г а н » . Там же, карач. Исп. Магомет Джантатаев (р. 1901), с. Н. Теберда (Карачай), 1965, зап. X. И. Суюнчев; « С о с у р к а » . Там же, карач. Исп. Магомет Чотчаев (р. 1910), с. Учкулан (Карачай), 1965, зап. X. И. Суюнчев; № 8. Нартовские предания. — МИБДЛФ. с. 46—49.

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (01.12.2014)
Просмотров: 668 | Теги: Приложение 3 КТО СИЛЬНЕЕ?

Всего комментариев: 0
avatar