Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ V. НАРТСКИЕ ПЕСНИ И СКАЗАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ НЕСКОЛЬКИМ ГЕРОЯМ Однажды четверо нартов, Шабельчи, Рачкау, Гиляхстан и Сосруко, поехали на лошадях в лес. Завидели они, что из чащи лесной поднимаются к небу клубы дыма, и захотелось им узнать, кто живет в этом лесу. Направились они к тому месту, откуда был виден дым. Подъезжают они к громадной пещере и видят — четыре эмегена греются около костра. — Здравствуйте, эмегены!— проговорили нарты. — А, здравствуйте, охотники!— весело отвечали эмегены.— Просим вас пожаловать к нам в гости.— И эмегены поспешили окружить нартов. Не по душе было нартам приглашение эмегенов, но они приняли его: все равно убежать от них им не представлялось никакой возможности. Въехали нарты в пещеру, слезли с лошадей, а эмегены завалили вход в нее скалами. Пригласили эмегены гостей садиться на камни, расставленные около одной из стен пещеры. Шабельчи, Рачкау и Гиляхстан сели на камни и не могли встать с них, точно приросли к ним. Только один Сосруко не садился, как эмегены его ни упрашивали: он ссылался на то, что он моложе всех и сидеть в присутствии старших ему, по обычаю, нельзя1В прошлом у горских народов на празднествах или в угощениях в честь гостей младшие по возрасту не сидели за одним столом со старшими.. Зарезали эмегены большого козла, зажарили и угостили гостей. Закусили гости и улеглись спать; легли и хозяева. Наутро эмегены говорят нартам: — Мы вас угощали,— теперь вы угощайте нас. Будем чередоваться: один день мы будем вас угощать, а другой — вы нас. Нечего было делать нартам: зарезали они лошадь и угостили эмегенов, а на следующий день эмегены — их. В очень короткое время поели эмегены лошадей нартов и говорят им: — Так как лошадей у вас нет, а без пищи мы не можем быть, то режьте одного из своих товарищей и угощайте нас. И, не дождавшись, когда нарты зарежут одного из своих товарищей, эмегены схватили Шабельчи и приготовились резать его. Тогда Сосруко сказал им: — Обождите немного, эмегены. Я должен вам сказать, что зашли мы к вам не случайно. Нас послали к вам нарты, чтобы вы разрешили один вопрос. Слушайте внимательно. Был у нас такой большой бугай, что задними ногами стоял в море, а передними на лугу. ПриЛетел орел, схватил этого бугая и унес его вверх. («Боишься ли ты, Шабельчи?» — спросил Сосруко, давая этим знать своему товарищу, чтобы тот не опасался за свою участь.) Пасся в степи козел; принес орел бугая и положил на рога этому козлу; козел, не чувствуя тяжести на рогах, по-прежнему спокойно продолжал щипать траву. Пошел дождь, и пастух укрылся от него под бородой козла. Начал орел есть бугая и уронил ляжку его, которая попала прямо в глаз пастуху. Пастух же подумал, что в его глаз попала маленькая соринка. Пришел он домой и попросил двух своих товарищей вымести из глаза эту соринку. («Боишься ли ты, Шабельчи?» — опять спросил Сосруко своего товарища.) Взяли товарищи метлу и лопату и выбросили из глаза пастуха ляжку бугая, которая от падения глубоко закопалась в землю. Со временем на этой ляжке поселился аул нартов. Однажды ночью пробралась лисица к этому аулу, раскопала землю и потащила ляжку бугая, от чего половина аула опрокинулась, сакли разрушились, и много нартов погибло под их развалинами. Всполошились уцелевшие нарты и кинулись в погоню за лисицей, догнали и убили ее. Сняли они с одного бока лисицы шкуру и из нее в течение года всем родившимся детям шили шапки. Другой же бок лисицы оставался неободранным, потому что лисица была так громадна, что все нарты не могли перевернуть ее. Однажды одна женщина выгнала в степь пастись теленка и увидела труп лисицы. — Надо содрать шкуру с этой лисицы, из нее я шапку сошью для своего сына,— подумала эта женщина и веретеном повернула лисицу на другой бок и сняла с нее шкуру. Но этой шкуры не хватило на шапку ее сыну. («Боишься ли ты, Шабельчи?») С тех пор нарты собираются вместе и никак не могут решить, кто сильнее: бугай, орел, козел, пастух, лисица, женщина или ее сын? Вот они и поручили нам попросить вас разрешить их спор. Решите его, если можете!— закончил свою речь Сосруко. Заспорили между собой эмегены: один говорил, что сильнее всех бугай, другой — козел, третий — лисица, четвертый — женщина. Спорили-спорили, затеяли между собой драку, в которой и поубивали друг друга камнями. Нарты же, забрав из пещеры эмегенов все их имущество, благополучно возвратились домой. Примечания. Приложение 3 Кто сильнее? СМОМПК. 1903, XXXII, с. 1—3. Публ. Е. 3. Баранова; КБФ, с. 187— 189. 1 [↑ назад]В прошлом у горских народов на празднествах или в угощениях в честь гостей младшие по возрасту не сидели за одним столом со старшими.Варианты: « С о с у р у к и С и б и л ч и » . Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 8, балк. Исп. Харун Гулиев (р. 1909), пос. Эльбрус (КБР), 1958, зап. Ю. А. Бозиев; « Н а р т ы и э м е г е н ы » . Там же, балк. Исп. Ахмат Чепкенчиев (р. 1868), с. Гунделен, 1958, зап. М. Б. Кудаев; « Е р ю з м е к , С о с у р у к , Р а ч и к а у и С и б и л ч и в г о с т я х у э м е г е н о в » . Там же, балк. Исп. Габа Гулиев, с. В. Баксан, 1959, зап. А. Ю. Бозиев; « А л а у г а н » . Там же, карач. Исп. Магомет Джантатаев (р. 1901), с. Н. Теберда (Карачай), 1965, зап. X. И. Суюнчев; « С о с у р к а » . Там же, карач. Исп. Магомет Чотчаев (р. 1910), с. Учкулан (Карачай), 1965, зап. X. И. Суюнчев; № 8. Нартовские предания. — МИБДЛФ. с. 46—49. Просмотров: 668
|
|
Всего комментариев: 0 | |