Пятница, 29.03.2024, 05:37

Карачаевцы и балкарцы

Кийимине кёре тюбе, акъылына кёре ашыр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

102. КАК НАРТЫ СПАСЛИСЬ ОТ ЭМЕГЕНОВ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

V. НАРТСКИЕ ПЕСНИ И СКАЗАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ НЕСКОЛЬКИМ ГЕРОЯМ

Однажды нарты Ёрюзмек, Сосурук, Алауган и Ногайчык каким-то образом оказались пленниками эмегенов. Те бросили их в глубокую яму и, чтобы они не смогли сбежать, огородили ее. Три дня и три ночи просидели нарты без воды и пищи в этой яме. На четвертый день Ёрюзмек сказал:

— Что же нам теперь придумать? Только обманув эмегенов, мы сможем выбраться из этой ямы. Но эмегены [моим словам] не поверят. Я много крови им попортил. На многих из них я испытал остроту своего копья.

— И мне они не поверят,— сказал Сосурук.— Я на шеях многих из них испытал остроту своего меча. Много раз я добывал у них для нартов огонь, много раз по осени угонял их скот.

— Я тоже не могу сказать, что они мне поверят. Я ведь брал в жены и потом оставлял многих их девушек. Часто ходил на охоту в места, где они охотятся. [Встретив кого-нибудь из них], я уходил, привязав его к дереву,— сказал Алауган.

Последний из них — Ногайчык — так сказал:

— А я, [кажется], что-то придумал. Если эмегены мне поверят, по-моему, мы сможем спастись.

— Говори, говори!— закричали нарты.

— Все, что .нужно, я скажу нашим врагам,— ответил Ногайчык.

— Нет, ты сперва нам расскажи, сперва мы тебя послушаем,— возразил Ёрюзмек.

— Ну хорошо, слушайте,— начал Ногайчык.— [Эмегены] очень любят звуки кобуза, свирели и харса1Xарс — хлопки в ладоши в такт музыке во время национальных танцев. В ладоши хлопают почти все участники тоя. Музыканты же используют специальный ударный инструмент — «харе калак».. Мы должны выбраться отсюда и устроить им той. А что нам дальше делать, мы потом вместе что-нибудь придумаем.

Эмегены согласились посмотреть на той нартов и вытащили их из ямы.

Алауган быстро из тростника сделал себе свирель. Ёрюзмек, взяв волосы из хвостов черных жеребцов, смастерил себе кыл кобуз *. [Когда они начали играть], Сосурук взял два камня и стал стучать ими харе, [а Ногайчык пустился в пляс]. Эмегенам настолько понравилась пляска Ногайчыка, что они сами стали хлопать в ладоши.

Старший [же из эмегенов] сказал: «Накормите И х». [Нарты поели и снова начали той.]

Когда стемнело, туда подошли шайтаны и, присоединившись к их пляскам, стали очень красиво танцевать. Эмегены так громко хлопали, что казалось — это гром гремит.

Ёрюзмек, оставив в стороне свой кыл кобуз, вошел в середину [танцующих] шайтанов и, подхватив одну красивую бесовку, [пустился с ней в пляс]. Танцуя, он поведал ей обо всем и попросил [ее] помочь им. Она была [не только] красивая, но и мудрая бесовка. Пообещав им помочь, она предупредила:

— Только вы до самого утра не прекращайте свой той.

Ближе к рассвету шайтаны приняли облик Ёрюзмека, Сосурука, Алаугана и Ногайчыка и стали продолжать той дальше.

А нарты тем временем вошли в реку, протекавшую рядом, переплыли ее и [так] спаслись [от эмегенов].

На рассвете и шайтаны исчезли оттуда. Эмегены [от злости] стали драться и убивать друг друга. Но искать нартов они не отважились.


Примечания.
102. КАК НАРТЫ СПАСЛИСЬ ОТ ЭМЕГЕНОВ

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 8, балк. Исп. Хамут Мизиев (р. 1892), с. Булунгу (КБР), 1979, зап. X X. Малкондуев.

Данное сказание оригинально тем, что в нем нарты спасаются от своих врагов, прибегнув к помощи шайтанов. В других национальных версиях Нартиады этот мотив нами не обнаружен.

1 [↑ назад]Xарс — хлопки в ладоши в такт музыке во время национальных танцев. В ладоши хлопают почти все участники тоя. Музыканты же используют специальный ударный инструмент — «харе калак».
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (01.12.2014)

Всего комментариев: 0
avatar