Четверг, 10.10.2024, 00:57

Карачаевцы и балкарцы

Атны туягъы тай басар.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
07.07.2024 | 05:19 | Бара-бара баз табдым (Экинчи вариант)
Чёмюч деген неди
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

Послесловие
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

Послесловие

К концу XVIII века карачаево-балкарцы начали принимать ислам. Поскольку его, как прежде и христианство, народу никто не навязывал силой, здесь не случилось того, что происходило в некоторых землях и других народах, где монотеизм был принят под давлением мощных империй, извращавших религию до государственно-национальных идеологий, где заодно с благом творилось и зло: пытаясь искоренить язычество, одновременно уничтожали и древние самобытные культуры. Но ни в Италии, ни в Византии, ни в других крупнейших христианских центрах не отказались от древней литературы, искусства, философии, науки, несмотря на все усилия фанатиков. Реликты культуры активно уничтожались в других землях, куда приходили миссионеры и армии византийцев или крестоносцев, - в Болгарии, Галлии, Польше, Руси и т. д. Населению внушалось, что у них раньше ничего и не было, что они потомки диких пришельцев, и потому нужно учиться чужой культуре и усваивать чужие идеи: государственные, философские, опыт и историю чужого искусства и т. д. (см. нашу работу «Другая повесть о походе Игоря». Нальчик, 2004). Слава Богу, эти веяния нас миновали.

Уже к концу XIX столетия в карачаево-балкарской культуре наметились три взаимосвязанных течения. Многие представители аристократии, учившиеся в русских школах и институтах, занялись просветительством, приобщением своих соплеменников к европейской и русской культурам. Представители средних сословий, ученики духовных школ, также занялись просвещением, но не светским, а религиозным (духовные стихи и поэмы на коранические сюжеты). Мощным оставалось и устное народное творчество - именно к этому периоду относится создание основного фонда народной лирики. Народ хранил в памяти громадный объем фольклорных произведений, музыку, хореографию, традиции и пр. И есть что-то глубоко символическое в том, что через много веков после Дебета у нас явились две великие личности, соединившие времена, - поэт и кузнец Кязим Мечиев, поэт и певец Исмаил Семенов.

Итак, несмотря на огромные потери (особенно в период нашествия войск Тамерлана), карачаево-балкарцы сумели сохранить мощный пласт духовной культуры, созданной в период до христианства и ислама, обогатившись еще и их достижениями. Казалось бы, созданы были все предпосылки для блестящего расцвета.

Но произошло иное. История карачаево-балкарцев в XX веке -сплошной нескончаемый мартиролог: тысячи погибших во время гражданской войны, репрессированные в 20-30-ые годы аристократы, зажиточные крестьяне, духовенство, многие из молодой (советской) интеллигенции, простые крестьяне, осмелившиеся протестовать; погибшие в годы Великой Отечественной войны. Такое не прошло бесследно даже для народов, в десятки и сотни раз больших по численности. (Ныне в Российской Федерации проживает 320 тыс. карачаево-балкарцев, за рубежом - около 50 тыс.) И это было только начало. В самый разгар войны произошла национальная катастрофа - геноцид и выселение в Среднюю Азию и Казахстан, 14 страшных лет, когда народ как бы вычеркнули из жизни. Но народное творчество развивалось, даже там было сложено немало песен - лирических, шуточных и др.

После возвращения на родину наиболее сознательная часть малочисленной и плохо обеспеченной интеллигенции прилагала титанические усилия, стремясь наверстать упущенное, - училась, творила, собирала, спасая, что можно. Но погибло слишком много людей, и с ними безвозвратно ушло то, что они любили, знали, помнили, ценили.

Мы, как и другие народы, пережившие геноцид и выселение, начали собирать и издавать свой древний фольклор тогда, когда остальные почти завершали эту работу. Традиционная культура оказалась гораздо более сложным явлением, чем принято было думать недавно. И для его освоения нынешними темпами потребуется немалое время, как и на восстановление истории народа, - той базы, которая позволит ему не чувствовать прошлое, как пустоту, видеть в нем только тьму неведения. Наша культура уже несколько десятилетий развивается, питаясь соками чужой почвы, перенимая, и весьма поверхностно, чужие идеи и формы, пусть интересные и глубокие, не зная, что ей оставлена в наследство сокровищница оригинальных идей и форм. Мы имели великое учение, пронизывающее всю нашу традиционную культуру, в разной степени оно так или иначе питало - через пословицы, песни, язык, музыку и т. д. - весь народ (пусть это и происходило во многом бессознательно).

Ныне мы снова стоим перед угрозой утраты национального достояния. На современную молодежь со всех сторон обрушивается шквал информации и дезинформации, пошлости, продуктов криминально-массовой культуры, в котором нетрудно потерять идейные и нравственные ориентиры. Многие не знают или знают плохо даже свой родной язык, не чувствуют мощную музыку карачаево-балкарской речи, в глубине которой живет мудрость предков.

Конечно, знать культуру других народов надо. Чем глубже и шире, тем лучше. Но прежде всего - свою. Хотя бы для того, чтобы не уподобиться бедняку, который, не ведая, что под его убогой лачугой находятся огромные сокровища, оставленные его предком, жил впроголодь. И обязательно следовало бы ввести в школах изучение не каких-то отдельных фольклорных произведений, а всех его пластов, от самых простых (в начальных классах) до самых сложных (в старших). Ныне же дети тратят больше времени на изучение письменной литературы (и зачастую - не лучших ее образцов), чем на постижение того, что создавалось и передавалось веками и что неизмеримо глубже и выше любой литературы.

И последнее. У нас нет времени для тихого, неспешного возвращения к истокам, мы в цейтноте, пусть и не по своей вине. Я хочу спросить тех, кто может услышать: если у вас есть хоть какая-то возможность что-то сделать для восстановления храма древней народной культуры и истории, хотя бы записать у соседа песню или сказку, или составить сборник, или написать исследование, или попытаться создать образы эпических богатырей на полотне (удалось же это В. В. Васнецову), спеть старинную песню, почему бы не сделать это? Так или иначе, поставить нерукотворный памятник нашим великим предкам надо. Если мы люди. Если мы - народ.


АДАМГЪА АДАМ КЕРЕК. ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН ЧЕЛОВЕК. МИР ВАМ.

Просмотров: 755 | Теги: послесловие

Всего комментариев: 0
avatar