Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Сатхычдан душман иги.
Сатхычны минг бети, бир адети. Сатхычны сылтауу кёп. Батырны жери — алда, Сатхычны жери — салда. Сатхыч адам не киши тюйюл, Не тиши тюйюл. Нёгерин сатхан элин да сатар. Сатлыкъ барда хорлам жокъ. Враг лучше предателя. У предателя лиц тысяча, а нрав - один. У предателя много оправданий. Место батыра — впереди (войска), Место предателя — на носилках (погребальных). Предатель — это и не мужчина, И не женщина. Предавший друга предаст и народ. Пока есть измена, не будет победы. Речь не идет о человеке, который в опасной ситуации смалодушничал, испугался. Конечно, это тоже предательство, но оно оказалось неожиданным и для самого виновника, и для людей, которые не ожидали этого. Речь о человеке, предрасположенном к предательству, предающем из-за обещанного вознаграждения (сатхыч означает «продажный») или для проявления своей гадкой натуры. По сути предатель рассматривается и не как мужчина, и не как женщина, а как не-человек, нелюдь. Притворство, отсутствие ясного, определенного облика, многоликость -вот приметы предателя; вероятно, этим и объясняется столь сильная неприязнь народа к хитрецам и позерам: кроме лживой сущности, он чувствует в них еще и скрытую способность к предательству. Отсюда же появление первого изречения, согласно которому враг лучше (выше) предателя - он не скрывает своего отношения, своего лица, намерений, т. е. проявляет мужество. Предательство, крайняя степень себялюбия, разумеется, рассматривалось как тягчайшее преступление и наказывалось смертью. Не существует малого или большого предательства -его суть всегда одна и та же. Поэтому изменник всегда считался величайшим позором для рода. Генрих-Юлиус Клапрот писал о карачаевцах (в начале XIX века): «Измена является у них неслыханным преступлением, название которого им едва известно; и если кто-либо в этом провинится или у них появится чужеземец в качестве шпиона, то для поимки его вооружаются все жители, и ему приходится смертью искупить свое преступление. Его преследователи успокаиваются только после того, как изрубят его в куски». Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 1155
|
|
Всего комментариев: 0 | |