Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Тейри, эрге береме десе, — сюймеклик берир,
Бермейме десе, — сууукълукъ берир. Анасына къарап, къызын ал, Атасына къарап, жашына бар. Кёп сайлагъан бек жангылыр. Излеп алгъан аурууунга Дарман керек тюйюлдю. Если Тейри желает выдать замуж, Он дает (девушке) любовь, Если не желает — дает ей холодность. Женись, узнав, какова мать невесты, Выходи замуж, узнав, каков отец жениха. Кто долго выбирает, сильнее и ошибается. От недуга, который ты сам нашел, Лекарства не нужно. (Так говорят человеку, вступившему в брак против воли родных, а потом кающемуся.) Абынмагъан аякъ жокъ, Жангылмагъан жюрек жокъ. Нет ноги, которая не спотыкалась, Нет сердца, которое не ошибалось. Жашха сормай, къатын алма, Къызгъа сормай, эрге берме. Не жени сына, не спросив его, Не выдавай дочь замуж, не спросив ее. Истинным, благословенным браком считался брак по любви. Это вытекает и из того, что любовь рассматривается как благословение Тейри на брак именно с избранником сердца. Разумеется, настоящая взаимная любовь встречается редко, заключались и браки по воле родителей или по сговору родственников. Но спрашивать согласия самих юноши и девушки было обязательно (это условие соблюдается и сейчас). Конечно, об этом спрашивали не сами родители, которых молодые люди стеснялись, а кто-либо из родичей или друзей. Но, после революции, когда прошлое стало рассматриваться как одно сплошное «темное царство», распространили мнение, что согласие или несогласие молодых людей якобы никого не интересовало, что девушек сплошь и обязательно выдавали замуж за стариков и т. п. (расхожий сюжет для разного рода конъюктурных произведений). Разумеется, случалось и такое, но это были единичные случаи, а не правило - потому и оставались в памяти. Стереотип «угнетенная женщина Кавказа» был ложным, как и всякий стереотип. На Кавказе отношение к женщине всегда было высоким, никаких тяжелых работ ей не поручали, никаких гаремов здесь не было и паранджу не носили (некоторые сейчас наивно думают, что это исламский обычай, а не просто арабский), общались свободно, следуя, конечно, этикету. В домашних делах у карачаево-балкарцев слово жены всегда было веским, а дом вообще рассматривался как ее вотчина (заниматься мелочами для мужчины считалось зазорным). Достаточно свободным было и общение молодых людей брачного возраста, обычно на различных торжествах - народных праздниках, вечеринках, свадьбах. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (07.04.2014)
|
Просмотров: 818
|
|
Всего комментариев: 0 | |