Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Кариш бол да, къор болма,
Эриш бол да, зар болма. Зарны зарлыгъы жанына заран. Зарны кёлю - тары бюртюк. Зар адамны зауугъу — Асыл адамны сёкген. Зарны дарманы — махтау. Зар адамны къоншусу Аман сёзден къутулмаз. Зарны бал асы — къызгъанч. Дружи, но не покорствуй, Соперничай, но не завидуй. Зависть завистника — его душе во вред. Душа завистника с просяное зернышко. Блаженство завистника - Хулить благородного. Лекарство для завистника — похвала. Сосед завистника Хулы не избежит. Сын завистника будет скупцом. Согласно народным воззрениям, человек, совершая благодеяние, помогая ближнему, делает добро, прежде всего, самому себе (по евангельскому выражению, собирает себе сокровища на небе). Творение зла, точно так же, рассматривается как причинение вреда прежде всего самому себе, а пороки, толкающие человека на подлость, - как то, что, находится в нем, убивает его душу, жизнь. Такова зависть, подлинная отрава, делающая эту душу меньше просяного зернышка. Блаженство завистника -хулить того, кто выше его, человека благородного, пытаться низвести его во мнении других до своего уровня. Несколько умеряет его злобу лишь похвала в его адрес, но и то ненадолго. Интересно, что скупость рассматривается как дальнейшее развитие зависти - в результате поражения, бесплодности усилий. Разочарование завистника в самом себе приводит к тому, что человек начинает искать компенсацию своей ущербности и «находит» ее в накоплении денег, дающих ему иллюзию своего превосходства и власти над окружающими. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 613
|
|
Всего комментариев: 0 | |