Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Къызгъанчха чомарт — те ли.
Къызгъанчны кёлю — терен уру. Къызгъанч, берсе, унутмаз, Алса, алдым деп айтмаз. Къызгъанч адам элин-жерин Гудучудан толу су нар. Къызгъанч адам, факъырачыгъа сом берсе, Кеси кесин шыйых су нар. Жашлыгъында къызгъанч Къартлыгъында жут болур. Чомартны жаны — тёрде, Жутну жаны — кюбюрде. Скупой глупцом считает щедрого. Душа скупца - глубокий погреб. Скупой, если и даст, то не забудет, Если возьмет, то не признается. Скупому кажется, Что вся округа полна воров. Подав нищему рубль, Скряга мнит себя святым. Кто в молодости жаден, К старости станет алчным. Душа щедрого — на возвышении, Душа скупого - в сундуке. Народ, в понимании которого щедрость является признаком и истоком всех достоинств, не мог не осудить скупость, как тяжелейший порок, страшную болезнь, отъединяющую скупца от людей. «Береги душу смолоду», - можно так перефразировать русскую мудрость. Если смолоду был жаден, к старости станешь скрягой, душа которого подобна темному погребу, в которой нет света и в котором втуне погибают все человеческие задатки. Скупец слишком дорожит бренными богатствами, и, твердо уверенный в том, что все остальные подобны ему, считает, что люди озабочены только тем, как бы ограбить его. Поделиться с ближним даже мелочью для скупца является подвигом. Слова Иисуса Христа : «...ибо где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Если сокровищем, самым ценным в мире, святыней, для скряги является его сундук, то и душа его будет находиться в том же сундуке. Слово къызгъанч, вероятно, происходит от къыс «сжимать, сжиматься»; ср. русское «прижимистый»). Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 596
|
|
Всего комментариев: 0 | |