Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Телини сёзю айтыр,
Къоркъакъны кёзю айтыр. Къоян айтханды: «Мен, къоркъакъ болсам да, чабышханда, алчыма». Къызгъанч киши, жашай келсе, Къуу болур, Къоркъакъ киши, жашай келсе, Къул болур. Къоркъакъны анты халыдан иничке. Батыр киши — тау кибик, Къоркъакъ киши — къырау кибик. Аман адам — пох адам, Къоркъакъ адам — жокъ адам. Глупца выдает его речь, Труса — его глаза. Заяц однажды сказал: «Пускай я труслив, зато в беге первый». Жадный человек когда-нибудь Лишится всего, Трусливый человек когда-нибудь Холопом станет. Клятва труса тоньше нитки. Мужественный подобен горе, Трусливый подобен инею. Плохой человек — дерьмовый, Трусливый человек — ничтожный (ничто). Этот раздел посвящен воззрениям древних на природу человеческих пороков и слабостей, оценке их носителей. Как говорилось выше, народ считал пороки болезнями души, частью приобретенными, частью унаследованными от предков в качестве возмездия за их грехи. Об этом уже говорилось выше - причиной совершения зла (ошибки, вины) является помешательство, психическая болезнь, пусть и не бросающаяся в глаза. Душевно здоровый человек зла совершить не пожелает - таково народное убеждение. Но к разным порокам и отношение разное. Например, к трусу (но не к трусости, конечно) карачаево-балкарцы относятся довольно снисходительно - что делать, если Бог не дал этому человеку мужества? Но не ко всякому трусу, а к такому, кто не скрывает свое малодушие (он - на свету, значит, все-таки есть), т.е. никого не пытается обмануть, внушить надежду - он признает свою слабость, а это уже мужество. Но скрывающих свою трусость презирают. Вообще в глазах карачаево-балкарцев самым презренным является именно тот, кто старается притвориться, выдать себя за другого - позер, самозванец, хвастун, лицемер и т.д., т.е обманщик, чем бы обман не был вызван. Высмеиваются и те, кто пытается прикрыть свою слабость мнимым достоинством («Заяц однажды сказал...»). Трусость - это то, что рано или поздно приведет человека к рабству, неволе, утрате самого святого -свободы. Любое подлинное действие, поступок, требует проявления мужества. Мужество показывает пребывание человека в мире, его реальность, благодаря мужеству человек утверждает себя. Поэтому даже плохой человек стоит все же выше, чем трус, - это человек-ничто, только видимость, и подобен инею, который быстро исчезает, хотя только что был. И отношение к нему фактически как к ничто - что думать и говорить о том, чего нет? Слово къоркъакъ «трус, трусливый», видимо, от корня къор «покорный; жертва» или от къора - «отступать, выбывать, ретироваться, потеряться, убыть». Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 1162
|
|
Всего комментариев: 0 | |