Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Байны шагъаты аслам. У бедняка больше клятв, У богача больше свидетелей. Адамлыгъы болмагъанны Арамлыгъын эсге алма. Кёз кёргенни кётлек женгер. Жалгъан шагъатлыкъ этген Аллахиы жауу болур. Не принимай свидетельство того, У кого нет достоинства. Упрямец переспорит очевидца. Лжесвидетельствующий, Становится врагом Аллаха. Керти адам керти айтыр, Дертли адам дертин айтыр. Жалгъан шагъат бохчалыгъа жакъ басар. Правдивый человек выскажет правду, Мстительный человек выскажет месть. У кого кошель, за того и лжесвидетель. Шагъатны билгени — кёргенине къошакъ. Знание свидетеля — дополнение к виденному им. (То, что он видел, — одно, а его объяснение — другое.) Народная юриспруденция карачаево-балкарцев до сих пор, к сожалению, не стала предметом научного изучения. Не издан и свод законов (тёре). Между тем, имеющиеся материалы показывают, что это была продуманная система, как в смысле градации наказаний, так и детально разработанной процедуры. Есть и достаточно полная терминология. Членов суда (сюдю, тёречи) было семь (иногда девять), во главе с председателем (тёре башчы). При обращении к суду в дело вступал доказчик-следователь (айрахчы), который был обязан разобраться и доложить суду все обстоятельства. Свидетельство очевидца (таджи шагъат) приравнивалось к показаниям двух свидетелей, знакомых с делом. При равенстве голосов решающим являлось мнение главы суда. На стороне обвиняемого выступал защитник (ёкюл, жакъчы). Лжесвидетельство, если оно раскрывалось, наказывалось жестко - за это привязывали к позорному столбу. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (08.04.2014)
|
Просмотров: 620
|
|
Всего комментариев: 0 | |