Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Вернемся к тому, о чем говорилось выше. Тотемизм оставил глубокий след в народной культуре. В нартском эпосе, например, все главные герои древних циклов имеют тотемическое происхождение, восходят к шаманскому, и далее - к животному эпосам. Дебет - покровитель-конь, Сатанай-бийче - чернобурая лиса, Ёрюзмек соединяет в себе черты орла и волка, Карашауай (идеальный герой) - сокол (къарашаккай, къараша-хан). Особо нужно сказать о герое, который в эпосе признается сыном первопредка карачаево-балкарцев (кузнеца Дебета), - Алаугане. Главную роль в этногенезе карачаево-балкарцев сыграло племя, упоминаемое в исторических источниках под именем Барсил («народ барсов») или Барсул («сыны барса, леопарда»). Слово «барс», название священного зверя-предка, попало под запрет, и в языке, а также в фольклоре, встречается редко. Вместо него появляется этноним «алан» - закономерное стяжение от ала анг «пятнистый зверь»; другое название барса -къаплан - от къабы ала анг («пестрошкурый зверь»; по недоразумению, слово переводят как «тигр», но тигр, как и у всех тюрков, именуется жолбарс «полосатый барс», в отличие от алабарс, албарс «пятнистый», собственно барс; к тому же на Кавказе тигры не водились). То же самое - в эпосе. Только герой Алауган носит барсовую шкуру - след его прежнего облика. Имя его не оставляет в этом сомнений: ала анг вызвало, в этом случае, появление протетического краткого звука У на стыке двух гласных - алауангу что потребовало вставки недостающего согласного Г, и, соответственно, закономерное отпадение конечного - Алауган. Его сына Шауая (Карашауая) в эпосе иногда называют Генжокъ улу или Генжокъа улу «сын некоего Генжока». В осетинском эпосе - Кандз, в кабардинском Канж, а его сын - Канжоко Шауэй. Полное имя богатыря было Алауганжух «имеющий морду барса, барсоликий». Карачаево-балкарцы, при полном именовании его сына, отсекши первую часть длинного имени, получили Ганжух, Генжух, Генжокъ, что и позаимствовали их соседи, отбросив окончание. (См. «Карачаево-балкарский героический эпос». М., 2004). Фактически Алауган, в списке 19 сыновей патриарха Дебета-кузнеца, являющем собой перечень названий племен, входивших в древний союз, представляет именно алан, признаваемых старшими, поскольку является старшим сыном Дебета (тем более, что ал означает «перед, передний, начальный»). Интересно, что вслед за ним уже идет Гуу (от «гун»), то есть гунны. Есть в этом списке и Гемиргеу (киммерийцы?), и Ауал (Ауар, авары?) и др. Ала имеет целый ряд значений: «пестрый, рябой, пятнистый, светлый»; «заря». Выше уже говорилось, что жалын, жалан «пламя»; «нагой» применялось к солнцу. Но в йокающих тюркских языках это слово будет звучать как ялан, алан. То же самое значение («солнце») имеет слово гун, гюн, кун, кюн и т. д. - отсюда «гунн, гунны». Аланы и гунны - две части одного народа. Путаница в древних этнонимах, порожденная отсутствием научной фиксации, частой их сменой, различиями в диалектах и т. д., привели науку к созданию сказочной истории (и не только тюрок). Так, гуу (от гун) означает еще и «лебедь». Появляется в источниках страна Лебедия, славянская калька названия страны гуннов. Лебедь - «родич» гуся, который называется къаз, отсюда и хазары {ар, эр - «мужчина, человек»). Но лебедь в карачаево-балкарском именуется еще и къанкъаз, вариант къангар. И путешествуют по монографиям и картам «племена печенегов», именуемые къангар, кунгар, кунграт, кенгерес, а на самом деле - часть гуннов-скифов-болгар-хазар-сарматов-алан. И отсюда же название, этимологию которого никак не могут выяснить, - Кавказ (от того же Къанказ - Камказ — Капказ) - Къанкъаз таула - «Печенежские горы» (или «Лебединые горы», «Лебедия»; кстати говоря, если смотреть на гору Эльбрус с предгорий, ее контуры напоминают летящего лебедя). Часто упоминается в источниках народ «венеды». Но в обратном (арабском) чтении получается арабское название лебедя - «денеб». То же самое с древним народом саклаб, сакалиба - это обратное чтение этнонима «балкъас, балыкъ ас» («приречные асы», «балкъар»). Почему в русских летописях тюрки часто именуются «агарянами» или «измаильтянами»? У библейского патриарха Авраама, праотца семитов, было две жены - Сарай (Сарра) и Агарь, египтянка. От Сарры у него был сын Исаак, от Агари - Измаил. Первый считается предком евреев, второй - арабов. Подразумевается, что такое именование тюрок связано с тем, что они стали мусульманами, «перешли в веру арабов». Но оно встречается и тогда, когда ислам на юге Восточной Европы еще не распространился. Следовательно, дело в другом. В том, что имя жены Авраама в тюркских языках звучит как Хаджар, в зокающих диалектах - Хазар. Совпадение имени народа с именем библейского персонажа привело летописцев к выводу, что хазары названы так по ее имени, являясь потомками ее сына, «измаильтянами». То, что русские граничили и взаимодействовали с носителями зокающего тюркского диалекта, ясно из некоторых фактов, например, из оронима «Зилантова гора», от «зилан, зылан» (жилян, жылан) «змей», и may - «гора»: «Змеева гора». Кстати говоря, название народа «авар» - это промежуточная стадия его изменения: агъар - авар - ауар (последний вариант зафиксирован в нартском эпосе; в конечном счете, этноним восходит все к тому же названию гуннов-печенегов: къагъар - къаугъар - къангар). У подножья Эльбруса находится местность Ауар сырты «Аварское плоскогорье». Известно, что многие племена называли себя «настоящими людьми», отличая других. Большое количество тюрко-монгольских этнонимов происходит от ХАКЪАР, ХАГАР «истинные люди» {хазар, къаджар, азар, агар, авар и пр.). Итак, на древней прародине тюрков, в степях и горах Восточной Европы, было сохранено монументальное религиозное учение - тенгриан-ство, вера в единого Бога, Творца и Владыку мира. Ему суждено было пустить многочисленные ответвления в культурах и религиях разных народов. Его распространяли и проповедники, и завоеватели, были, вероятно, и религиозные центры, в которых проходили посвящение и обучение представители разных народов: без идеологии и государства невозможно то, что совершили древние и средневековые тюрки. Но потом бурные события, перемены в жизни, смена мест обитания и пр., постепенно привели большинство тюрков к забвению древнего наследия. По словам X. Г. Короглы, известный турецкий историк XVI века Осман Байбуртлы писал в своей книге «Новости истории в зеркале мира», что тюрки-огузы во времена вознесения Иисуса еще не имели никакой религии, но «у них был один бог» - очевидно, считает ученый, имеется в виду Гёк-Танри. Средневековый турецкий историк, видимо, уже не понимал, что тенгрианство являлось древнейшей единобожной религией. Гунны, авары, аланы, болгары завоевали всю Европу, аланы вместе с вандалами прошли дальше - до Туниса. Возможно ли это было без крепкого тыла и стоящего за их спиной государства? Нет, невозможно. И такое государство существовало - Скифия-Гунния-Хазария. Все это происходило относительно недавно. Поэтому, например, и недоумевает французский исследователь Бернард С. Бахарах: аланы, согласно хронологии, расселились во Франции в V веке (со столицей в Орлеане), а упоминаться их поселения и города в хрониках начинают с X, когда аланы давным-давно уже растворились среди окружающего населения. Но это означает, что тюркское нашествие на Европу как раз и состоялось в X веке, или, скорее всего, еще позже. Аравия, Закавказье, Южная Европа, Крым, Крит, Кипр, Ирак, Северная Африка были завоеваны сельджуками и османами. Фактически тюркские нашествия охватили всю тогдашнюю область обитания белой расы, а на востоке они дошли до Китая и Японии. Одно из радикальных отличий карачаево-балкарского эпоса от эпосов соседних народов - наличие у его героев-нартов идеологии, высокой и общей цели - утверждения человечности. Сам Тейри велит нартам уничтожать на земле всякое зло, особенно людоедство и человеческие жертвоприношения, т. е именно язычество в его крайних, изуверских формах, - для этой цели нарты им и были сотворены. Более того, он спускается на землю в образе Ёрюзмека и ведет нартское войско в сражения, вводит новые законы, объединяет народ. Эпос, создававшийся на протяжении веков, заканчивается тем, что нарты выполнили свою задачу и ушли: одни - в верхний мир, другие - в нижний, чтобы очистить от зла и их. В науке долго и усердно создавалось превратное представление о древней истории тюрков. Якобы, едва появившись где-то и каким-то образом в Центральной Азии, они, неизвестно почему и зачем, словно перелетные птицы, мчались племя за племенем через просторные азиатские степи в густо населенную, гористую Европу и на не менее гористый Ближний Восток. По пути они легко, мимоходом, смели древние и сильные «кочевые северо-иранские племена», якобы столетиями населявшие Великую степь и от которых в мгновение ока ничего и никого не осталось (саки, усуни, массагеты, скифы, сарматы - на самом деле, конечно, все они были тюрками). При этом, как нас уверяют, все это совершили простые чабаны, жившие в условиях родо-племенного строя. Официальная наука оставляет без ответа множество вопросов: каким образом эти простые чабаны, не знавшие военного строя, побеждали самые сильные регулярные войска - византийцев, иранцев, армии Халифата, Китая, крестоносцев, дружины русских князей и франкских королей? Откуда, например, у сельджукского эмира Чахи (Чакана) взялся на Эгейском море флот, на котором он взял острова Хиос и Лесбос, и собирался штурмовать - с моря! - столицу тогдашней ойкумены, Константинополь, которую защищал сильнейший в мире военный флот, оснащенный страшным оружием - «греческим огнем» (что-то вроде напалма)? Причем - в союзе с европейскими печенегами (значит, сельджуки были сведущи в географии и международной дипломатии). И это, как утверждается в авторитетных изданиях, происходило всего-навсего через два-три десятка лет после появления сельджуков на восточных рубежах империи! Что за чудо превратило вчерашних пастухов в профессиональных воинов? На кораблях-то сидели не греки, которым воевать против своих же был не резон, а сами тюрки. Вспомним, с каким напряжением сил создавала свой флот Российская империя при Петре Первом. Конечно же, сельджуки жили в Малой Азии давным-давно и являлись подданными греческой империи. Набрав силу, они вступили в борьбу за власть. Но есть авторы, и весьма именитые, сочинившие для объяснения военно-политических успехов тюрков миф о «могучих кочевых империях». Будто бы все население Великой степи кочевало по ней летом и зимой. Как - возя за собой бесчисленные обозы настриженной шерсти, кож, вяленого мяса, сыра, айрана, молока, муки, дров и т. п.? А как перерабатывать эту массу сырья на ходу? Сами эти кочевники, от мала до велика, были морозостойкими, как белые медведи - ночевали в кибитках, а в них печку не поставишь. Дрова и воду зимой доставали неведомо где (или тоже возили с собой?). На чем и как готовили пищу -неизвестно. Тем не менее, создавали «кочевые империи». Как собирали налоги на содержание армий - неизвестно. Можете ли вы представить себе картину кочевания по степи нескольких миллионов человек? А ведь современные ученые, ничтоже сумняшеся, пишут о переходе через Дунай восьмисот тысяч печенегов! Но печенеги, если верить науке, только одно из тюркских племен в степях Восточной Европы. Сколько же было других? И все до единого «кочевали», невзирая на время года. И те же специалисты пишут, что в этих же местах люди уже пять тысяч лет назад жили в турлучных домах, занимались металлургией, скотоводством, земледелием (древние ямники, катакомбники, срубники). Но «пришедшим из глубин Азии» тюркам все это якобы было совершенно чуждо и ненужно. Согласно Л. Н. Гумилеву, половцев в самые лучшие их времена насчитывалось не более 300 тыс. человек. Допустим, они имели миллион голов скота. Чтобы ухаживать за этим поголовьем, с лихвой хватит 50 тыс. «кочевников». Возникает вопрос: чем занимались все остальные? А еще у них были некоторые ретивые ханы, которым стоило только кинуть клич, и со всех сторон сбегались толпы «кочевников» - хлебом не корми, дай только сложить голову за этих самых властителей где-нибудь подальше от родины. Только опять возникают вопросы. Откуда они брали вооружение -неужто пользовались только трофейным? И почему тугие составные луки были, скажем, у гуннов, а у других народов - нет? Как и где эти чабаны успевали изучить тактику боя, откуда у них бралась дисциплина, владение оружием - ведь им противостояли регулярные войска? Есть нелепое объяснение: учились на облавных охотах. Но война - не охота и не забава. И таких вопросов - великое множество. И есть простые и ясные ответы на них, которые приводить здесь не место, оставим только выводы. Не было никогда никаких кочевых империй и быть не могло. (Самое большее, на что способны «кочевники» - ограбить городишко или село и бежать восвояси.) Была обычная жизнь оседлого народа, часть которого (а не весь народ, что и вообще нелепо - десятки и сотни тысяч людей!) пасла стада и табуны, а остальные занимались хлебопашеством и ремеслом, переработкой сырья и т. п. А если они передвигали свои деревни с одного, засоренного, места на другое, то это вовсе не тот кочевой образ жизни, о котором так серьезно рассуждают ученые. Были обычные государства, и ханы, имевшие дружины профессиональных воинов - они-то и воевали. И жили не в кибитках, а в нормальных домах из самана (или турлучных), в деревнях и городах, и скот держали в помещениях из такого же материала под крышами из камыша. Построить которые очень легко, но от которых после пожара или разрушения через несколько лет ничего не остается. Как иначе было доить, поить и кормить скот - на ходу? А как и где перерабатывать молоко, где хранить продукты? И как они изготавливали свои каменные изваяния, коих, по словам исследователей, в свое время было не менее 3,5 тысяч, - при этом смело пишут, что существовало несколько школ ваяния? Неужели на ходу добывали камень, на ходу делали инструменты, на ходу учились? Глубина снежного покрова на Дону или на Днепре - 35-40 см, выглянет солнце - образуется твердый наст, из-под которого подножный корм не сможет добыть не только овца, но даже конь. Следовательно, нужно сено. Забавно, что некоторые авторы писали о сенокошении, скажем, у половцев (Л. Н. Гумилев, например). Неужели средневековые тюрки и сено возили с собой? Есть исследователи, и очень известные, которые пишут, что печенеги, например, кочевали и зимой и летом, как и половцы, но затем половцы перешли на «полукочевой образ жизни». А если вдруг снежная буря? Скот падет весь, до последнего ягненка. А через неделю умрет с голоду и «имперский кочевой народ». А еще у печенегов, как писал император Константин Багрянородный, вся страна была поделена на округи, а те - на участки, в каждой - свой правитель (о скифских «околотках» писал и Геродот). И император знает все названия этих округов. Но исследователи пишут, что все равно государства у них не было, они - кочевники. Интересно, что еще должны были сделать печенеги, чтобы историки признали их государственным и оседлым народом? Сегодня можно спросить: где же тогда города, селения и крепости восточноевропейских тюрков, куда они подевались? Конечно, они никуда не испарились, просто на их месте сейчас стоят современные города и села (кое-где и водохранилища). Причем материал для их строительства поначалу брали как раз из древних развалин храмов, дворцов, башен, крепостей. «Мировая наука», творившаяся в Европе, извратила великую историю великого народа, и можно понять, почему. Западноевропейские армии терпели отдельные поражения в отдельных битвах при столкновениях с народами, жившими восточнее или южнее, но войны, как правило, не проигрывали. При встречах же с тюрками и восточными славянами имело место обратное, поэтому следовало найти компенсацию. И ее нашли, сочинив фальшивую историю о примитивных и яростных пастушеских ордах, громивших регулярные армии (к сожалению, ее подхватили и русские историки, когда стал создаваться российский имперский миф). Сочинили, не обращая внимания на множество противоречащих этому фактов. Разве не кажется странным, что тюркофобии нет в быту, но она явно и обильно присутствует в науке истории? Дело не в отсутствии письменных источников и археологических материалов, их немало. Дело в психологии и в политике. Но вернемся к основной теме. Конечно, высокая идеология - это только одна из причин усиления, консолидации народа, были и другие (экономика, политика и пр.). Ничто не мешает прийти к мысли о том, что в фольклоре каждого народа (народов) популярны те животные, которых когда-то одомашнили их предки. Возможно, у древних европейцев это были корова и свинья, у индоиранцев - буйвол и осел, у семитов - верблюд и коза, у тюрков -конь и баран и т. д. Приручив коня, тюрки получили огромное преимущество перед всеми другими воинствами мира (это же заставило историю резко убыстрить свое течение), запрягая лошадей - в хозяйственной деятельности. Их прародиной была территория от Кавказа до лесной полосы на севере и от Волги до Дуная, где они впервые в мире овладели целым комплексом занятий - земледелие, металлургия, скотоводство, строительство, и создали совершенное по тому времени оружие - сложносоставные луки, сабли, панцири (в эпосе сказано, что броней были защищены и кони нартов). Улучшение качества пищи (обилие мяса и молока) должно было привести к резкому уменьшению детской смертности, улучшению здоровья населения и демографическому взрыву. Только вся совокупность этих причин позволяет понять, как тюркам удалось освоить такие пространства. Пратюрки, согласно замечательной теории археолога И. М. Мизиева, -это создатели древнеямной археологической культуры, занимавшей всю степную полосу Восточной Европы, их преемниками были срубники, на востоке, в Азии - андроновцы, таштыкцы, афанасьевцы, карасукцы и др. На наш взгляд, их же ответвлениями были майкопская и кобанская археологические культуры Северного Кавказа. Вначале пратюрки поделились на северных и южных - по обе стороны Кавказского хребта. Если посмотреть на карту нынешнего расселения тюрков (от 150 до 200 млн. человек) и попробовать мысленно сгруппировать их по принципу близости языков и культур, представляется, что можно наметить две линии, тянущиеся от Босфора и Кавказа на восток, до Китая (юг) и Якутии (север). Используя наиболее популярные в их фольклоре тотемы, эти две линии, южную и северную, можно назвать «народами Волка» и «народами Барса». Случайно ли, что на гербе Алма-Аты изображен барс, что белый барс - на гербе Татарстана, что барс на национальном гербе карачаево-балкарцев (и в их самоназвании - алан, табуированное «пятнистый зверь»)? Вспомним, что и автор «Слова о полку Игореве» именует половцев (алан) «пардуже гнездо» - «выводок барсов». По словам якутского этнографа Геннадия Николаева, даже у якутов, самого северного из всех тюркских народов, основным, первичным тотемом являлся, согласно его изысканиям, барс, - да оно и понятно: якуты-саха - потомки казахстанских саков, ушедших на север, и смешавшихся с народами Сибири. Таким образом, северная линия (барса) представлена караимами, крымцами, карачаево-балкарцами, кумыками, ногайцами, волжскими татарами, чувашами, башкирами, казахами, каракалпаками, киргизами, алтайцами, хакасами, якутами, тувинцами. Южная (волк) - турками, гагаузами, азербайджанцами, узбеками, туркменами, уйгурами. Разумеется, эти линии есть нечто условное, они часто пересекались в результате переселений, войн и т. п. Южные тюрки двинулись на покорение мира на юг и восток -Иран, Индию, Среднюю Азию, вплоть до Кореи, другие пошли на запад -в Ирак и Малую Азию (сельджуки, аланы-албаны). Две части северных тюрков (оставшихся на прародине) также ушли после демографического взрыва: на завоевание Европы, на запад (батыш, кюнбатыш - «закат солнца») и в Азию, через Волгу, на восток {чыгъыш, кюнчыгъыш - «восход солнца»; тем же путем двинулись через несколько веков русские). Но батыш означает еще и «погружение», а чыгъыш, - «восхождение». Поэтому не лишена оснований остроумная догадка поэта М. X. Табаксоева, что под уходом нартов в верхний и нижний мир вначале имелся в виду уход северных тюрок на восток и на запад т. е. в Азию и Европу. Ушедшие в «нижний мир» (Европу), с ее многочисленным населением и сложным, гористым рельефом, большей частью ассимилировались, остальные сложились в северозападную часть турецкого этноса - потомки балканских тюрок (гунно-аваро-торко-печенегов; другая часть, малоазиатская - потомки сельджуков, алан и туркменов). Считается, что предки азербайджанцев и турок пришли на нынешние места из Средней Азии, которая веками была связана и с Азербайджаном, и с Ираном, и с Малой Азией культурно, политически и религиозно, следовательно, в эпосах турок и азербайджанцев память о прародине на востоке должна была сохраняться. Но вот что пишет об этом такой осведомленный и авторитетный автор, как X. Г. Короглы: «То, что легенды и предания об огузской старине и Коркуте (вещем певце. - М. Дж.) первоначально складывались в Средней Азии, ныне ни у кого не вызывает сомнения. Но ничего, кроме намеков и отрывочных сведений об эпической истории огузов в Средней Азии, не сохранилось». И далее: «В «Книге Коркута» с большим трудом, путем догадок и предположений можно восстановить кое-какие приметы среднеазиатской среды». Негусто. Если бы юго-западные тюрки действительно пришли в Азербайджан и Малую Азию из Средней Азии, результат был бы иным. Случайно ли все это? На наш взгляд - нет. Азербайджанцы и турки прошли на юг из древней прародины всех тюрок (восточноевропейских равнин) через Кавказ. Их сородичи-туркмены, в том числе и кайыты (у средневекового туркменского автора Абульгази они - во главе огузов), начали движение на запад (из Средней Азии) гораздо позже. Немногие приметы «среднеазиатской среды» и были принесены ими, но что-либо существенно изменить в эпосе турок и азербайджанцев не смогли. Их, эти приметы пра-родины, надо искать в другом месте. X. Г. Короглы приводит также сведения автора средневековой истории племени Ак-коюнлу (написана в XV веке) Абубакра Техрани, в которой сказано, что племя байындыр прибыло на Кавказ (в Азербайджан) через Кипчакские степи. Те же кайы (кайыт), по мнению турецкого историка Кырзыоглу, уже в середине IX века жили в Передней Азии, вели войны с Грузией и Византией, а затем, под давлением империи, во главе с Сонгур-беком перекочевали в Дешти-Кипчак (как арабы называли Половецкую степь). X. Г. Короглы заканчивает свою книгу цитатой из работы В. А. Гордлевского, где тот писал, имея в виду певца Аланлы Мевлуда: «Прозвище певца от не отмеченного на карте Киперта местечка Алан само по себе характерно для определения направления, в котором турки двигались в Малую Азию. В окрестностях Хоя (т. е. в Азербайджане. - X. К.) есть долина, известная под именем Аландере. По общему закону можно предположить, что в нашем Алане заключается отголосок старой географической номенклатуры, вынесенной турками на новую родину». Т. е. турки принесли некоторые топонимы из Азербайджана. Все верно, но вот вопрос - а откуда это и другие названия попали в Азербайджан? Нет, не из Средней Азии, а с Северного Кавказа, откуда вместе с другими тюркскими племенами двинулась когда-то на юг и часть алан (там же находилось аланское городище Мингечаур, ныне, кажется, затопленное). До прихода пратюрок в Заволжье, Южном Урале и Приаралье, скорее всего, располагалась зона контакта угрофинских племен с иранцами, продвинувшимися с юга, из Средней Азии, и прото-монголов, обитавших на востоке, в степях Казахстана. Нашествие тюрок изменило этническую карту региона - они (тремя потоками) стали отодвигать угрофиннов на север, а иранцев на юг, медленно продвигаясь на восток (поэтому у тюркютов север считался левой стороной, а юг - правой; передней - восток), вытесняя или ассимилируя местные, вероятно, небольшие, прото-монгольские племена. На крайнем востоке своего ареала прото-монголы все же сохранили свой язык, но вобрали множество тюркизмов. Отсюда - более тысячи очень четких карачаево-балкаро-монгольских лексических параллелей, выявленных X. И. Суюнчевым. Эта волна докатилась и до Японии, которая была завоевана пришедшим с материка народом всадников, создателем культуры ранних курганов и культуры Ямато, откуда несколько сот удивительно точных карачаево-балкаро-японских лексических параллелей, найденных Н. М. Будаевым (см. его книгу «Западные тюрки в странах Востока». Нальчик, 2002). Взгляните на карту - где Северный Кавказ, и где Монголия или Япония. Разумеется, мы не имеем в виду, что эти ушедшие на восток тюрки были карачаево-балкарцами, - просто и они, и нынешние народы Дальнего Востока сохранили в своем языке общую древнюю лексику своих предков. На Дальнем Востоке появился и другой народ, возникший из смешения пришлых с запада тюрок и местных племен, - корейцы. На новых местах у азиатских тюрков началась совсем другая история; о прежней, в Подунавье, Подонье, на западном берегу Волги и на Кавказе, остались только смутные воспоминания (например, о волшебной горе Каф - Эльбрусе; горой или горами Каф в карачаево-балкарском эпосе именуются и весь Кавказ, и гора Эльбрус), стали создаваться и свои особые эпосы. Кстати говоря, в карачаево-балкарском языке есть архаизм апон (от «атон» - восходящее), означающий «солнце». Человеку, радующемуся непонятно чему или не к месту, говорят: Не ачыласа, апон (атон) суратча? - «Что ты улыбаешься, как изображение солнца?» Считать, что выражение придумали и принесли из Маньчжурии балкарцы и карачаевцы, участники русско-японской войны, как полагают некоторые, нет оснований. Да и перевод получится несуразный: «Что ты улыбаешься, как изображение япона?» (а не японца - японлуну), или, если читать суратча - «как японская картина». К тому же есть мужское имя Апон. (Ср. русское: «Что ты улыбаешься, как ясное солнышко?»). Полагаю, что это слово происходит от все того же am - «вставать, восходить (взрываться, вспыхивать)» - «атон». Умирающее и воскресающее солнечное божество - Голлу - представлялось в образе прекрасного всадника на белом коне, одетого в золотую (алтынтон) или белую шубу (акътон). Этим и объясняется изображение светила на флаге Японии, Страны восходящего солнца. По японским легендам, всадников-пришельцев с материка возглавляла некая вещая женщина-воительница по имени Химику (Хамикку). Ср. ее имя с именем карачаево-балкарской богини-матери ветра -Химикки (Хамекки) - от хим, хам - «пустота, легкость, веяние воздуха», - супруги бога ветра и войны Эрея (Эрирея; она же фигурирует в чеченской мифологии в качестве «матери вьюг» Химиххи-наны). Отсюда же именование японских смертников - камикадзе, означающее «божественный ветер» (в черекском диалекте кар.-балк. яз. Хамикки зель -«ветер (богини) Хамикки». В Японии есть знаменитый «Сад камней» - небольшая площадка, на которой в кажущемся беспорядке расставлены 15 необработанных камней. Сюда приходят посидеть, поразмышлять в тишине, погружаясь в созерцание. Особенность сада в том, что, с какой бы точки человек ни смотрел на камни, видны только четырнадцать, один всегда заслонен, скрыт. Я не знаю, как сами японцы объясняют символику этого сада, хочу лишь предложить свой вариант. Есть странная не то считалка, не то потешка, в которой почему-то обыгрывается число 15 :
Онбеш, онбеш, онбеш!
Мен санасам да - онбеш! Сен санасанг да - онбеш! Сюйсенг сана, сюйсенг къой - Онбешди да, онбеш! Всех слов в этом стишке - тоже пятнадцать, поскольку автор, видимо, не отрывал союз «да» от предыдущих слов, с которыми он произносится слитно. Перевод:
Пятнадцать, пятнадцать, пятнадцать!
Если сосчитаю я - (будет) пятнадцать! Если сосчитаешь ты - пятнадцать! Хочешь — считай, хочешь нет — Пятнадцать (их), пятнадцать! Как уже говорилось выше, тело и душа имеют по семь компонентов, за которыми - высшая, незримая субстанция - дух (сюлдер). В сумме -как раз пятнадцать, количество слов соответствует количеству камней. Кроме того, таш бахча («сад камней», или «поле камней») в карачаево-балкарском очень близко к таша бахча («тайный, скрытый сад», «скрытое поле»); таш бах означает «созерцание камней» (тайны; слово бах -«созерцать, смотреть», стало архаизмом в карач.-балк., но не во всех тюркских). Созерцание камней вовне соответствовало созерцанию мира внутри. Вполне возможно, что идея этого сада родилась в среде тех тюрков, которые когда-то пришли в Японию с материка, дав начало сословию самураев с его знаменитым кодексом «Буси-до». Мимоходом скажем и о том, что слово апон «солнце, солнечный» звучит и в имени древнегреческого солярного божества Аполло (Аполлон). Этот теоним на основе древнегреческого не объясняется, да и сам образ божества считается заимствованным, не исконно греческим, поэтому в Троянской войне Аполлон помогает не грекам, а троянцам. Его имя, на наш взгляд, происходит от тюркского апонлу, аполлу — «солнечный». Но у Аполлона была и сестра, богиня-охотница Артемиз (в русском произношении - Артемида), мужененавистница, скитавшаяся со своими спутницами по лесам. Широко известен миф о том, как она превратила в оленя и затравила своими собаками охотника Актеона, случайно увидевшего ее во время купания. Ее имя на основе греческого не этимологизируется, оно от тюркского артиймез, эртиймез - «неприкосновенная для мужчин». Это следы древнейших контактов эллинов с тюрками, чья история является частью истории и Европы, и Азии, и Северной Африки. Нартский эпос заканчивается тем, что после ухода нартов в верхний и нижний миры, на родной земле, у подножья Эльбруса, там, где звучала проповедь Дебета, остается главный герой эпоса - Къарашауай, со своим верным конем. Чувствуя, что начинают стареть, они поднимаются к источнику бессмертия в седловине Эльбруса (Саулукъ су у - «вода здоровья»), пьют из него, и вновь молодеют. Конечно, в такой поэтической форме народ, чья территория образует на карте очертания пламенной чаши - полумесяц со звездой (горой Эльбрус), говорит о себе и своем бессмертии. Карачаево-балкарцы (аланы) остались на своей прародине, как хранители священной горы - Минги тау (Вечная гора), они же и сохранили, насколько было возможно в нелегких обстоятельствах и в наибольшей полноте, память о Дебете, и древние песни, сложившиеся в эпос уже после распада древней тюркской империи - Скифии-Гуннии-Хазарии. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (02.04.2014)
|
Просмотров: 1160
|
|
Всего комментариев: 0 | |