Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Бай киеуню болжалы къысха.
Къыз берликни юйю кенг. Тукъум бети тойда чыгъар. Тоюнг той эсе, — тёгюл. Къонакъ саны — арбазынга кёре. Иги жууукъ, тойгъа келсе, кёз жетдирир, Осал жууукъ, тойгъа келсе, сёз жетдирир. Чакъырмасанг — сен гяуур, Бармай къалсам — мен гяуур. У богатого жениха — короткий срок. У выдающего дочь (замуж) дом просторен. Какова честь рода, показывает свадьба. Если это свадьба — будь щедрым. Число гостей — по величине двора. Хороший родич на свадьбе присмотрит, Плохой родич — попрекнет. Не пригласишь (меня) — ты неверный, Не приду (по приглашению) — я неверный. Домашние - родичи жениха и невесты - с особым тщанием готовились к свадьбе. Никак нельзя было ударить в грязь лицом. От того, на каком уровне она была проведена, во многом зависело отношение односельчан и родственников; последние обязательно навещали, предлагая свою помощь, поскольку дело касалось всего рода, его чести. Хорошим родичем считался, конечно, тот, кто старался помочь, словом и делом, присмотреть, чтобы все было налажено, чтобы двор и дом выглядели нарядно и пр., а не держался, как гость или управитель. Состоятельные люди тратили на подготовку к свадьбе меньше времени. Хозяевам надлежало проявить свою щедрость, радушие, гостеприимство, поэтому скупиться было нельзя - на стол подавалось все лучшее, что имелось в доме. (Потому и говорят: Сый къангада артыкъ аш болмайды - «На пиршественном столе лишних блюд не бывает».) Считалось, что чем довольнее будут гости, тем счастливей сложится жизнь молодых. Но не одобрялось поведение иных людей со скромным достатком, которые приглашали слишком много гостей, пытались сыграть свадьбу не по средствам, пустить пыль в глаза: «Число гостей определяется величиной двора». Являться на чье-либо торжество, не будучи приглашенным, незваным гостем, считалось позором. Разумеется, никто таковых не прогонял, они сидели вместе с другими, но поступок запоминался и человек сильно ронял себя во мнении окружающих. Быть приглашенным считалось честью. Если кого-либо из тех, кто считал себя обязанным быть на свадьбе (или на другом торжестве), забывали пригласить, он считал это жгучей обидой. ↑ Наверх ↑ | Содержание | 11.Киеулюк бла келинлик - жених и невеста | 13.Алгъыш - благопожелание (тост)
Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (07.04.2014)
|
Просмотров: 675
|
|
Всего комментариев: 0 | |