Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Аскер Хапчаев - 20 уроков по карачаево-балкарскому языку |
Новые слова. Приведены КБ глагольные основы и их значение дано неопределенной формой глаголов русского языка. Неопределенная форма КБ глагола формируется иначе и будет рассмотрена в уроке 19.
Глагол в КБ является наиболее развитой и сложной частью речи. Все формы глагола формируются на одной неизменной основе присоединением различных аффиксов, которые определяют категории залога, времени, вида, возможность и отрицание, обозначают текущий или завершившийся процесс и др. Также аффиксами определяются личные формы глаголов (спряжение). Основы глагола в КБ языке можно разделить на две группы: заканчивающиеся на гласную (къара, окъу, аша, сана) и заканчивающиеся на согласную (джаз, бар, кел, ич, олтур). Образование различных временных форм глагола несколько отличаются между этими двумя группами (см ниже). Настоящее простое время. Личные формы глаголов в простом настоящем времени формируются следующими аффиксами, которые совпадают с аффиксами сказуемости для всех лиц (см. уроке 11):
Все данные аффиксы безударны (см «Ударение» основного курса) Настоящее время в КБ языке имеет форманты -А/-Е, -Й. В том случае, если основа глагола оканчивается на согласную к основе согласно закону сингармонизма присоединяется формант времени -А/-Е, если же основа заканчивается на гласную, присоединяется -Й. Вслед за формантом времени следует аффикс, определяющий лицо: джаз-А-ма (пишу) джаз-А-быз (пишем) джаз-А-са (пишешь) джаз-А-сыз (пишете) джаз-А-ды (пишет) джаз-А-дыла (пишут) [джазаЛЛа, джазаТ] окъу-Й-ма (читаю) окъу-Й-буз (читаем) окъу-Й-са (читаешь) окъу-Й-суз (читаете) окъу-Й-ду (читает) окъу-Й-дула (читают) [окъуйЛа, окъуйТ] Глагол в настоящем времени на -А/-Е, -Й без уточнения обозначает настоящее общее время, выражающее значение настояще-будущего времени: джазама (пишу, напишу), окъуйма (читаю, прочитаю). Вопросительная форма. Образуется с помощью вопросительных аффиксов -МЫ/-МИ, -МУ/-МЮ, которые ставятся после аффиксов сказуемости в первом лице и перед ними во 2-ом и 3-ем лицах: джаз-а-ма-МЫ (пишу?) джаз-а-быз-МЫ (пишем?) джаз-а-МЫ-са (пишешь?) джаз-а-МЫ-сыз (пишете?) джаз-а-МЫ-ды (пишет?) джаз-а-МЫ-дыла (пишут?) окъу-й-ма-МЫ (читаю?) окъу-й-буз-МУ (читаем?) окъу-й-МУ-са (читаешь?) окъу-й-МУ-суз (читаете?) окъу-й-МУ-ду (читает?) окъу-й-МУ-дула (читают?) Возможно употребление всех вопросительных аффиксов после аффиксов сказуемости, хотя подобное построение встречается относительно редко: джаз-а-ма-МЫ (пишу?) джаз-а-быз-МЫ (пишем?) джаз-а-са-МЫ (пишешь?) джаз-а-сыз-МЫ (пишете?) джаз-а-ды-МЫ (пишет?) джаз-а-дыла-МЫ (пишут?) окъу-й-ма-МЫ (читаю?) окъу-й-буз-МУ (читаем?) окъу-й-са-МЫ (читаешь?) окъу-й-суз-МУ (читаете?) окъу-й-ду-МУ (читает?) окъу-й-дула-МЫ (читают?) В русском языке вопрос может быть передан изменением интонации. В КБ языке постановка вопроса непременно требует вопросительного аффикса, в противном случае слово звучит утверждением. Отрицательная форма образуется с помощью отрицательного аффикса -МА/-МЕ, который ставится после глагольной основы. Присоединение отрицательного аффикса -МА/-МЕ к основе приводит к тому, что последней в сформированной основе стоит гласная, поэтому с аффиксами отрицания используется формант настоящего времени -Й, за которым следуют аффиксы сказуемости: джаз-МА-Й-ма (не пишу) джаз-МА-Й-быз (не пишем) джаз-МА-Й-са (не пишешь) джаз-МА-Й-сыз (не пишете) джаз-МА-Й-ды (не пишет) джаз-МА-Й-дыла (не пишут) окъу-МА-Й-ма (не читаю) окъу-МА-Й-быз (не читаем) окъу-МА-Й-са (не читаешь) окъу-МА-Й-сыз (не читаете) окъу-МА-Й-ды (не читает) окъу-МА-Й-дыла (не читают) Форма возможности-невозможности. Категория возможности выполнения действия формируется с помощью аффиксов -АЛ/-ЕЛ, следующих за глагольной основой: джаз-а-ма (пишу) - джаз-АЛ-а-ма (могу писать), джаз-а-са (пишешь) - джаз-АЛ-а-са (можешь писать), джаз-а-ды (пишет) - джаз-АЛ-а-ды (может писать) В том случае, если основа глагола оканчивается на гласную вследствие невозможности совпадения гласных начальная гласная аффикса возможности -АЛ трансформируется в Я [ЙА]. При вставке -АЛ/-ЕЛ используются соответствующие форманты настоящего времени -А/-Е, поскольку при добавлении -АЛ/-ЕЛ последней в сформированной основе становится согласная Л: сана (считать) - сана-Й-ма (считаю) НО сана-ЯЛ-А-ма (могу считать) При образовании формы возможности от основ, содержащих гласные переднего ряда (И, Ё, Э(Е), Ю), поскольку Я в аффиксе возможности служит переходной гласной между гласными переднего и заднего ряда, равноправно могут быть использованы две формы кир-ЯЛ-а-ма и кир-ЕЛ-е-ме. Форма невозможности образуется с помощью одновременного использования аффиксов возможности -АЛ/-ЕЛ и аффиксов отрицания -МА/-МЕ: аша-ЯЛ-МА-й-ма (не могу есть), кир-ЯЛ-МА-й-ма (не могу войти). Упражнение 1. Проспрягайте следующие глагольные основы в настоящем простом времени: айт, ал, аша, бар, кел, къара, окъу, олтур, сана, эт, атла, джыла. Проверьте себя. Упражнение 2. Поставьте полученные формы в А) вопросительную форму, Б) отрицательную форму, В) форму возможности, Г) форму невозможности.
Ключи к уроку
Упражнение 1.
Упражнение 2.
↑ Наверх ↑ | Содержание | Одиннадцатое занятие (Он биринчи дерс). Личные местоимения (алмашла). Обозначение времени. Аффиксы прилагательных –ГЪЫ/-ГИ, -ХЫ и -ЛЫКЪ. | Тринадцатое занятие (Он ючюнчю дерс). Категория принадлежности. Притяжательные местоимения. Притяжательный аффикс –НЫКЪЫ и относительный аффикс –ДАГЪЫ/-ДЕГИ.
Категория: Аскер Хапчаев - 20 уроков по карачаево-балкарскому языку | Добавил: drxblack (17.04.2014)
|
Просмотров: 2463
|
|
Всего комментариев: 0 | |