Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Аскер Хапчаев - 20 уроков по карачаево-балкарскому языку |
В предыдущих уроках Вы познакомились со следующими аффиксами (для аффиксов, умеющих 4 формы, указана только форма с «Ы»): 1. уменьшительно-ласкательный -ЧЫКЪ (Урок 5) 2. множественности -ЛА/-ЛЕ (Урок 6) 3. образования порядковых числительных -(Ы)НЧЫ (Урок 9) 4. аффикс -ЧЫ (Урок 9) 5. аффиксы прилагательных -ЛЫ и -СЫЗ (Урок 10) 6. аффиксы -ГЪЫ/-ГИ, -ХЫ (Урок 11) 7. аффикс -ЛЫКЪ (Урок 5 и Урок 11) 8. сказуемости: -МА/-МЕ, -СА/-СЕ, -ДЫ, -БЫЗ, -СЫЗ, -ДЫЛА (Урок 8 и Урок 11) 9. спряжения глаголов (Урок 12)
10. глагольные настоящего времени -А/-Е, -Й (Урок 12) 11. вопросительный -МЫ (Урок 12) 12. отрицательный -МА/-МЕ (Урок 12) 13. глагольный возможности -АЛ/-ЕЛ (Урок 12) 14. притяжательный -НЫКЪЫ (Урок 13) 15. относительный -ДАГЪЫ/-ДЕГИ (Урок 13) 16. аффиксы принадлежности (Урок 13)
Упражнения для повторения Упражнение 1. Используйте уменьшительно-ласкательный аффикс со следующими словами, с которыми Вы познакомились в уроке 8: Аўуз, аўлакъ, аўуш, буз, гара, дорбун, дуппур, джар, джер, ёзен. Переведите полученные слова на русский язык. Проверьте себя. Упражение 2. Поставьте следующие слова из урока 13 во множественное число, переведите, проверьте себя: Кенг, кёк, кёлек, кёпюр, къабыргъа, къагъыт, къарнаш, къол, мийик, сабий. Упражнение 3. Переведите на КБ язык, проверьте себя: Восемнадцать, тридцать четыре, пять тысяч четыреста девяносто семь, три тысячи восемдесят два, третий, пятый, сорок второй, шестнадцатый. Упражнение 4. С помощью аффикса -ЧЫ переведите на КБ язык, используя слова, известные Вам из предыдущих уроков. Проверьте себя. Певец, художник, часовщик, овцевод, каменщик, сплетник, ябеда, москвич, нальчанин, селянин. Упражнение 5. Переведите словосочетания на КБ язык: Каменистая земля, звёздное небо, скала с пещерой, рыбное озеро, овца с ягнятами, знающий человек. Придайте полученным словосочетаниям отрицательное значение. Проверьте себя. Упражнение 6. Переведите на КБ язык. Проверьте себя. вечерняя прохлада, летний день, зимняя стужа, сегодняшний урок, стародавние времена, утренняя звезда. Упражнение 7. Постройте предложения, используя личные местоимения в качестве подлежащего, а следующие слова в качестве именного сказуемого: Ариў, билимли, кючлю, устаз, ишчи, тамада. Для предложений с местоимениями 3-его л. мн.ч. напишите транскрипцию. Проверьте себя. Упражнение 8. Запишите спряжение следующих глаголов в простом настоящем времени: Тюрт, тебер, чаб, къал. Упражнение 9. Запишите спряжение следующих глаголов в отрицательной форме простого настоящего времени: тынгыла [тынгла], эшит [эшт]. Запомните, что при произношении в этих глаголах выпадают гласные Ы и И. Проверьте себя Упражнение 10. Переведите на КБ язык: Ты слышишь? Они слушают? Он остается? Вы пишете? Она знает? Ты читаешь?. Упражнение 11. Поставьте следующие глаголы в форму возможности, затем невозможности, переведите. Проверьте себя: Салама, этесе, къарайды, джукълайбыз, олтурасыз, сорадыла. Упражнение 12. Переведите. Проверьте себя. расположенный на горе; находящийся в селе; тот, что в воде; то, что в доме; находящееся на мосту Упражнение 13. Переведите. Выражения, данные в пункте три, разбейте на составляющие аффиксы. Проверьте себя. 1. рука, твоя рука, моя рука, ее рука, наш дом, ваш дом, их дом. 2. это дом, это твой дом, это мой дом, это их дом 3. эта книга отца, эта книга моего отца, эта книга твоего отца, эта книга их отца, эта книга вашего отца, эта книга нашего отца
Ключи к уроку Упражнение 1. Аўузчукъ, аўлакъчыкъ, аўушчукъ, бузчукъ, гарачыкъ, дорбунчукъ, дуппурчукъ, джарчыкъ, джерчик, ёзенчик. Упражнение 2. Кенгле (широкие), кёкле (небеса), кёлекле (рубашки), кёпюрле (мосты), къабыргъала (стены), къагъытла (бумаги), къарнашла (братья), къолла (руки), мийикле (высокие), сабийле (дети). Упражнение 3. Он сегиз, отуз тёрт, беш минг тёрт джюз тогъсан джети, юч минг бла сексен эки, ючюнчю, бешинчи, къыркъ экинчи, он алтынчы. Упражнение 4. Джырчы, суратчы, сагъатчы, къойчу, ташчы, сёзчю, тилчи, москвачы, нальчикчи, элчи. Упражнение 5. Ташлы джер, джулдузлу кёк, дорбунлу къая, билимли адам, чабакълы кёл, къозулу къой. Ташсыз джер, джулдузсуз кёк, дорбунсуз къая, билимсиз адам, чабакъсыз кёл, къозусуз къой. Упражнение 6. ингирги салкъын, джайгъы кюн, къышхы суўукъ, бюгюннгю дерс, буруннгу заман, эртденнги джулдуз. Упражнение 7. мен ариўма, сен ариўса, ол ариўду, биз ариўбуз, сиз ариўсуз, ала ариўдула [ала арюула] мен билимлиме, сен билимлисе, ол билимлиди, биз билимлибиз, сиз билимлисиз, ала билимлидиле [билимлилле] мен кючлюме, сен кючлюсе, ол кючлюдю, биз кючлюбюз, сиз кючлюсюз, ала кючлюдюле [кючлюлле] мен устазма, сен устазса, ол устазды, биз устазлабыз, сиз устазласыз, ала устазладыла [устазлалла] мен ишчиме, сен ишчисе, ол ишчиди, биз ишчилебиз, сиз ишчилесиз, ала ишчиледиле [ишчилелле] мен тамадама, сен тамадаса, ол тамадады, биз тамадабыз, сиз тамадасыз, ала тамададыла [тамадалла]. Выпадение слога -ДЫ (см. Выпадение слогов) Упражнение 8.
Упражнение 9.
Упражнение 10. Эшитемисе [эштемисе]? Тынгылаймыдыла [тынглаймылла]? Къаламыды? Джазамысыз? Билемиди? Окъуймуса? Упражнение 11. Салалама, этелесе, къараялады, джукълаялабыз, олтураласыз, сораладыла Могу положить, можешь сделать, может посмотреть, можем заснуть, можете усесться, могут задать вопрос. Салалмайма, эталмайса (этелмейсе), къараялмайды, джукълаялмайбыз, олтуралалмайсыз, соралалмайдыла. Не могу положить, не можешь сделать, не может посмотреть, не можем заснуть, не можете сесть, не могут спросить. Упражнение 12. таўдагъы, элдеги, суўдагъы, юйдеги, кёпюрдеги. Упражнение 13. 1) къол, къолунг, къолум, къолу, юйюбюз, юйюгюз, юйлери 2) бу юйдю, бу юйюнгдю, бу юйюмдю, бу юйлериди 3) бу китаб атаныкъды (ата-ныкъы-ды), бу китаб атамыкъыды (ата-м-ы-къы-ды), бу китаб атангыкъыды (ата-нг-ы-къы-ды), бу китаб аталарыныкъыды (ата-лары-ныкъы-ды), бу китаб атагъызныкъыды (ата-гъыз-ныкъы-ды), бу китаб атабызныкъыды (ата-быз-ныкъы-ды). ↑ Наверх ↑ | Содержание | Тринадцатое занятие (Он ючюнчю дерс). Категория принадлежности. Притяжательные местоимения. Притяжательный аффикс –НЫКЪЫ и относительный аффикс –ДАГЪЫ/-ДЕГИ. | Пятнадцатое занятие (Он бешинчи дерс). Падежи (болушла).
Категория: Аскер Хапчаев - 20 уроков по карачаево-балкарскому языку | Добавил: drxblack (18.04.2014)
|
Просмотров: 1145
|
|
Всего комментариев: 0 | |