Четверг, 18.04.2024, 12:23

Карачаевцы и балкарцы

Чегет бёрюсюз болмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Науруз Урусбиев
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

НАУРУЗ УРУСБИЕВ

В журнале «Кавказские курорты» в 1917 году появился большой очерк «К портрету князя Науруза Исмаиловича Урусбиева». Почему известный русский альпинист В. В. Дубянский, дважды покоривший вершины Эльбруса, посвятил свой очерк именно На-урузу Урусбиеву? Как бы отвечая на этот вопрос, автор пишет: «Мы не знаем ни одного капитального труда среди посвященной высокогорному Кавказу и району Эльбруса отечественной и иностранной литературы - английской, итальянской, немецкой, французской, где бы не упоминалось с признательностью о покойном князе Исмаиле, свидетеле времен покорения Кавказа, или об его достойном наследнике, ныне здравствующем князе Наурузе Ис-маиловиче, никогда не отказывавших в радушном гостеприимстве и просвещенном содействии заброшенным в самое сердце Центрального Кавказа ученым путешественникам»1Кавказские курорты. 1917. № 10..

После смерти отца хозяином гостеприимного дома Урусбие-вых становится Науруз Урусбиев. Было ему тогда 25 лет.

Н. И. Урусбиев родился в 1863 году. Как и старший брат Са-фарали, он поступает во Владикавказское реальное училище и в 1885 году заканчивает его. Одновременно с Наурузом во Владикавказском реальном училище учились его двоюродные братья -Ибрагим Хамзатович, Сергей и Исмаил Александровичи (Аслан-бековичи) Урусбиевы. В год окончания реального училища, летом 1885 года, Науруз вместе с братом Сафарали и его товарищем из Осетии Соломоном Туккаевым сопровождает экспедицию М. М. Ковалевского и В. В. Миллера из Балкарии в Сванетию до аула своего родственника князя Дадешкелиани. Науруз Урусбиев неоднократно бывал в Москве, Санкт-Петербурге, Тифлисе. Он часто встречался с С. И. Танеевым, познакомился с Петром Ильичом Чайковским, посещал театры и музеи Москвы, участвовал в работе научных обществ. Из переписки С. И. Танеева и П. И. Чайковского известно, что последний хорошо знал Науруза. В 1888 году Науруз вместе с Танеевым в Большом театре слушает «Евгения Онегина». В 1891 году Танеев в Пятигорске вновь встречается с Наурузом и едет с ним в Урусбиево. Перед этой поездкой Танеев пишет П. И. Чайковскому: «Науруз будет в восторге, если ты его посетишь. Когда он приехал 3 года назад, я его повел на «Онегина». Это была первая опера, которую он увидел в своей жизни. И музыка, и декорация, и оркестр, и песни – все это произвело на него необыкновенно сильное впечатление, и он до сих пор вспоминает об этом представлении. Я уверен, что впечатление, которое произведут на тебя его аул и путешествие, будет нисколько не слабее, чем то, которое испытал дикий горец, увидев «Онегина»... Я собираюсь выезжать первого августа, обду-май и решись»2Танеев С. И. Письма. М., 1951. С. 170..

С. И. Танеев в этот свой приезд посетил, кроме Урусбиево, и аул Хасаут, где жили карачаевцы и балкарцы. На этот раз им бьти записаны старинные горские песни, танцевальные мелодии и инструментальные наигрыши.

Поселившись до конца жизни в родовом ауле Урусбиево, На-уруз с большим энтузиазмом принялся собирать и готовить к публикации образцы карачаево-балкарского устного творчества.

В кунацкой Науруза, где могли уместиться до 30 человек, был устроен своеобразный музей балкарских музыкальных инструментов, описание которых дает С. И. Танеев в статье «О музыке горских татар»3Памяти С. И. Танеева. М.; Л., 1947.. Записи карачаево-балкарских фольклорных текстов, сделанные С. И. Танеевым и Н. П. Тульчинским4Тульчинский Н. П. Пять горских обществ Кабарды. Владикавказ, 1903., пестрят ссылками: «заимствовано из тетради Науруза Урусбиева», «продиктовано Н. Урусбиевым». О тетрадях Науруза Урусбиева с записями текстов карачаево-балкарского фольклора пишет и Евгений Баранов5Баранов Е. Поездка в Урусбиевское общество горских татар.. К сожалению, до сих пор они не разысканы.

Науруз Урусбиев по своему социальному происхождению стоял выше простых балкарцев - создателей образцов фольклора. Но он не был замкнут на интересах своего класса (как пытались пред-ставить его деятельность некоторые советские историки), он жил делами и заботами своих соплеменников, ему бесконечно дорога была культура родного наро–а, без деления его на классы и сословия. Тому свидетельство антифеодальное содержание запи-санных им народных песен: «Песни по поводу освобождения холопов», «Кайсыны», «Баксанук» и др.

Кроме того, вся практическая деятельность Науруза была на-правлена на улучшение социально-экономического положения балкарского крестьянства. У себя в ауле Науруз занимался внедрением прогрессивных методов ведения сельского хозяйства. В 1895 году он разводит в Урусбиево крупный рогатый скот швиц-кой породы, который был намного продуктивнее местных пород. Он пытается культивировать виды овощей, ранее неизвестных в Баксанском ущелье, добивается больших успехов в разведении лошадей карачаевской породы, что было отмечено серебряной медалью на выставке 1910 года в ст. Прохладной6Терские ведомости. 1900. № 112-114..

Следуя начинаниям отца, Науруз улучшает проложенную по инициативе деда и отца, и частично на средства отца, колесную дорогу от Урусбиево «до крайних северных границ горско-татар-ских урусбиевских земель»7Дубянский В. В. Указ. раб. С. 118.. Оказывает помощь многочисленным альпинистам, ученым, художникам, приезжающим в Приэльбрусье.

Долгие годы Науруз выполнял обязанности старшины Урусби-евского общества, которое неоднократно избирало его на новые сроки.

Семья Исмаила Урусбиева была в дружеских отношениях с ху-дожником-демократом И. А. Ярошенко, композиторами С. И. Та-неевым, П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым, с учеными И. И. Иванюковым, М. М. Ковалевским, В. Ф. Миллером и многи-ми другими. В 1911 году в доме Урусбиевых появился "с. М. Киров. Его приветливо встретил и снарядил в дорогу Науруз Урусбиев8Терек. 1911. 9 августа.. С. М. Киров прибыл в Баксанское ущелье под видом альпиниста. На самом деле он хотел не только покорить вершину Эльбруса, но и поближе познакомиться с жизнью и бытом одно-го из самых малоизученных народов Кавказа. Возможно, эта поездка была предпринята и под влиянием статей Басията Шахано-ва, опубликованных в газете «Казбек» («Терек»). Как известно, активным сотрудником «Терека» был в то время и С. М. Киров. Статьи Басията Шаханова повествовали о невыносимых условиях, созданных царским правительством и администрацией округа для балкарцев. Среди сопровождавших С. М. Кирова был и сам Баси-ят Шаханов. Киров со спутниками останавливался в доме тестя Басията - Дадаша Балкарокова. По свидетельству С. Синельникова, в группе Кирова был и адвокат Башир Далгат, который «достичь вершины не сумел, но пользу принес, не подозревая о том: накануне восхождения он ввел Кирова в дома ряда горцев»9Синельников С. Киров. М., 1964. С. 142.. «Сергей Миронович и его товарищи некоторое время заде–жались в сел. Урусбиево, - пишут Р. X. Гугов и У. А. Улигов, по свидетельству активных участников гражданской войны М. Б. Зумакулова и И. А. Кумыкова, в Урусбиево с Кировым встречались и «много беседовали» Султан-Хамид Калабеков, Касым Искандеров, Исхак Муллаев и другие балкарцы, известные уже тогда своими высказываниями «против существующего положения»10Гугов Р. X., Улигов У. А. С. М. Киров на Тереке. Нальчик, 1986. С. 21..

Науруз Урусбиев принимал деятельное участие в работе Аб-рамовской комиссии по землеустройству и по обсуждению ее проектов. Он был в числе представителей от Балкарии на Особом совещании по рассмотрению выработанных комиссией проектов о поземельном устройстве жителей Нагорной полосы при генерал-губернаторе в г. Тифлисе в 1912 году11ЦГА Северной Осетии, и-26, оп. 1, д. 44, л. 174..

Первая плеяда карачаево-балкарских просветителей органично сочетала в своей деятельности работу по распространению культуры и просвещения с решением практических проблем. Большую работу по просвещению горцев вели члены-учредители Нальчикского отделения «Общества по распространению образования и технических сведений среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа» Науруз Урусбиев, Магомед и Исхак Муллаевы, Хаджимурза Акаев12Тамже, ф. 193, оп. 1, д. 23, л. 2..

Год смерти Н. И. Урусбиева документально не установлен. Но в качестве гипотезы можно назвать 1927-й или 1928 год. В 1927 году известный географ Сергей Анисимов, повествуя о своей поездке к Эльбрусу, восторженно писал о традициях гостеприимного дома Урусбиевых, охраняемых «последним из могикан» Наурузом13Анисимов С. От Казбека к Эльбрусу. М.; Л., 1928..

Через годы были написаны «Кавказские рассказы» ростовского журналиста Петра Максимова, где он с нескрываемой враждебностью рассказывает о последних представителях рода Урус-биевых. «Так вот, спрашиваю у Джерахмата о судьбе этих Урус-биевых. Судьба обычная. Урусбиевых было два, и оба оказались контрреволюционерами: капитан Ибрагим Урусбиев и его двоюродный брат, этот самый интеллигентный Науруз. За свои контрреволюционные дела Ибрагим был арестован и затем расстрелян в Нальчике; то же, видимо, предстояло Наурузу, но он предупредил события.

- Сам себя застрелил Науруз, - рассказывает Джерахмат. -Гордый-прегордый был Науруз и такой грамотный, как профессор...»14Максимов П. Кавказские рассказы. Ростов н/Д, 1928..

Последний, трагический эпизод жизни Науруза подтверждает и собранный нами полевой материал. Информатор Абу Джурту-баев рассказывал: «Получил как-то Науруз из Нальчика какую-то бумагу от начальства. Всю ночь горела лампа в доме Науруза. Он все что-то писал, а потом сжег все написанное и все свои бумаги. А утром рано застрелился»15Архив КЕНИИ, ф. 622/1..

Почти то же самое повторяет другой информатор - Ханифа Узденова, только в ее изложении гтауруз получил письмо от Ибрагима16Там же..

Какую бумагу получил Науруз? И был ли он замешан в контрреволюционной деятельности? На последний вопрос известные нам архивные документы и литературные источники дают отрицательный ответ.


Примечания.
1 [↑ назад]Кавказские курорты. 1917. № 10.
2 [↑ назад]Танеев С. И. Письма. М., 1951. С. 170.
3 [↑ назад]Памяти С. И. Танеева. М.; Л., 1947.
4 [↑ назад]Тульчинский Н. П. Пять горских обществ Кабарды. Владикавказ, 1903.
5 [↑ назад]Баранов Е. Поездка в Урусбиевское общество горских татар.
6 [↑ назад]Терские ведомости. 1900. № 112-114.
7 [↑ назад]Дубянский В. В. Указ. раб. С. 118.
8 [↑ назад]Терек. 1911. 9 августа.
9 [↑ назад]Синельников С. Киров. М., 1964. С. 142.
10 [↑ назад]Гугов Р. X., Улигов У. А. С. М. Киров на Тереке. Нальчик, 1986. С. 21.
11 [↑ назад]ЦГА Северной Осетии, и-26, оп. 1, д. 44, л. 174.
12 [↑ назад]Тамже, ф. 193, оп. 1, д. 23, л. 2.
13 [↑ назад]Анисимов С. От Казбека к Эльбрусу. М.; Л., 1928.
14 [↑ назад]Максимов П. Кавказские рассказы. Ростов н/Д, 1928.
15 [↑ назад]Архив КЕНИИ, ф. 622/1.
16 [↑ назад]Там же.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (11.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара
Просмотров: 1774 | Теги: Науруз Урусбиев

Всего комментариев: 0
avatar