Пятница, 19.04.2024, 18:02

Карачаевцы и балкарцы

Билген адам билимин башхаладан къызгъанмайды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Письмо в редакцию «Отечественных записок»
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

САФАРАЛИ УРУСБИЕВ
СКАЗАНИЯ О НАРТСКИХ БОГАТЫРЯХ У ТАТАР-ГОРЦЕВ ПЯТИГОРСКОГО ОКРУГА ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Милостивый государь! Господин редактор!

В февральской книжке вашего журнала появилась «заметка» г. Абрамова по поводу статьи проф. Ковалевского о кавказских горцах, помещенной в журнале «Русская мысль»1Статья М. М. Ковалевского «Поземельные и сословные отношения у горцев Северного Кавказа» напечатана в журнале «Русская мысль» в 1883 году, № 12, с. 137-154. Важное место в трудах М. Ковалевского занимают вопросы истории и этнографии балкарцев..

Из этой заметки видно, что г. Абрамов имеет совершенно неверное представление об источниках, послуживших г. Ковалевскому для изображения быта кавказских горцев, и ради восстановления истины, мы, бывшие спутники г. Ковалевского на Кавказе, следовательно, близко знакомые со всей обстановкой его путешествия и исследований, просим вас напечатать нижеследующее наше заявление, имеющее единственною целью исправление фактических ошибок, заключающихся в заметке г. Абрамова.

1) Прежде всего г. Абрамов упрекает проф. Ковалевского в том, что он не делал личных наблюдений, так как ограничился посещением только одного аула.

Заявляем, что г. Ковалевский посетил не один, а девять больших аулов, помимо отдельных поселков и таких центров, как Владикавказ и Нальчик, где можно найти изрядное количество туземцев, могущих дать много ценных сведений исследователю. Из девяти упомянутых аулов, три (Хулам, Чегем и Озроково) принадлежат горцам-балкарцам и составляют как раз половину всех аулов балкарского племени2Авторы не совсем точны. Хотя полных данных о расселении балкарцев по ущельям не сохранилось, статистика последующих переписей говорит о том, что общества Хулам, Чегем, Озроковское (Былым-?) составляли меньше половины населения Балкарии..

Что касается осетин, то г. Ковалевскому было известно, что Осетия распадается на три общества: Тагуарское, Дигорское и Алаги.ское, из коих каждое имеет свои особенности и свою историю Для исследования осетин в целом наш путешественник посетил все упомянутые три общества. Четыре больших аула, выбранные здесь для исследования, были: Владикавказско-Осе-тинский, Христиановский, Салу Гарданский и Ардонский3В полевых записях М. М. Ковалевского встречаются упоминания о посещении им и других поселков. Например, в Зарамаге Ковалевский записывает Сикоева Битара и др. Кроме того, ученый в свой приезд проводил исследования «в основном: в трех населенных пунктах: Алагире, Ардоне и Новохристиановском (ныне г. Дигора)». - См.: Калоев Б. А. М. М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979. С. 39..

Остальные из исследованных аулов (Верхний Атажукинский и Нижний Атажукинский) принадлежали Кабарде. Сверх того, с Ка-бардой г. Ковалевский знакомился в Нальчике и в окраинных маленьких аулах (Шалушка, Барамта4Барамта - дореволюционное название Вольного Аула. и др.).

2) Дальнейшее заблуждение г. Абрамова состоит в том предположении, что г. Ковалевский отбирал сведения у одних высших сословий горцев и, далее, что он не обратил внимание на другие источники, как, например, на народные предания.

Если бы г. Абрамов был с нами во время путешествия г. Ковалевского, он не сказал бы ничего подобного. Он увидел бы, с какой осмотрительностью и обстоятельностью вел г. Ковалевский свои расспросы. Эти последние касались, главным образом, обычного права и земельного строя горцев. Сведения отбирались у лиц самого разнообразного общественного положения, но пре-имущественно у низших сословий. В каждом ауле г. Ковалевский приглашал к себе стариков - не двух, не трех, а человек двадцать и более - и расспрашивал он каждого порознь, по одному и тому же вопросу. Это делалось с той целью, чтобы проверить показания одних показаниями других и выяснить кажущиеся или действительные противоречия в ответах. Таким путем нашему путешественнику удалось собрать весьма значительное количество материала для издания обычного права, земельного строя и сословных отношений у горцев. Вместе с тем г. Ковалевский расспрашивал о преданиях, сказаниях, в записывании которых, по просьбе профессора, принимали участие и мы, пишущие эти строки. (Например, предания о Баделе, о трех древних родах в Дигории и др.)

3) Переходим к последнему заблуждению г. Абрамова. Автор заметки полагает, что г. Ковалевский не пользовался архивными источниками.

Нам хорошо известно, что г. Ковалевскому, благодаря любезности начальника Терской области г. Юровского, был открыт доступ во все местные архивы, и что наш путешественник энергично воспользовался этой любезностью. Он немало рылся во всех канцеляриях Владикавказа, преимущественно же в канцелярии начальника области и в областном правлении. При этом г. Ковалевский, на наших глазах, пересмотрел громадное количество дел из практики горских словесных судов, как во Владикавказе (осетинские дела преимущественно), так и в Нальчике (балкарские и кабардинские дела). Точно так же им пересмотрены в аулах и сделаны выписки из книг, куда заносят решения сельских судов по обычному праву.

Пользуемся случаем засвидетельствовать вам, г. редактор, наше глубочайшее уважение.

Студенты Петровской академии, уроженцы Кавказа

С. Туккаев5Туккаев Соломон Алексеевич - студент Петровской земледельческой и лесной академии, учился одновременно с Сафарали Урусбиевым, окончил Академию в 1885 году по отделу сельского хозяйства.
С. Урусбиев

Примечания.

Письмо опубликовано в «Отечественных записках» в 1884 году, № 4, с. 268. Написано в связи с публикацией в журнале «Отечественные записки» за 1884 год, в № 2, рецензии Я. Абрамова «М. М. Ковалевский о сословно-поземельных отношениях у горцев Северного Кавказа».

1 [↑ назад]Статья М. М. Ковалевского «Поземельные и сословные отношения у горцев Северного Кавказа» напечатана в журнале «Русская мысль» в 1883 году, № 12, с. 137-154. Важное место в трудах М. Ковалевского занимают вопросы истории и этнографии балкарцев.
2 [↑ назад]Авторы не совсем точны. Хотя полных данных о расселении балкарцев по ущельям не сохранилось, статистика последующих переписей говорит о том, что общества Хулам, Чегем, Озроковское (Былым-?) составляли меньше половины населения Балкарии.
3 [↑ назад]В полевых записях М. М. Ковалевского встречаются упоминания о посещении им и других поселков. Например, в Зарамаге Ковалевский записывает Сикоева Битара и др. Кроме того, ученый в свой приезд проводил исследования «в основном: в трех населенных пунктах: Алагире, Ардоне и Новохристиановском (ныне г. Дигора)». - См.: Калоев Б. А. М. М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979. С. 39.
4 [↑ назад]Барамта - дореволюционное название Вольного Аула.
5 [↑ назад]Туккаев Соломон Алексеевич - студент Петровской земледельческой и лесной академии, учился одновременно с Сафарали Урусбиевым, окончил Академию в 1885 году по отделу сельского хозяйства.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (11.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара

Всего комментариев: 0
avatar