Пятница, 19.04.2024, 23:09

Карачаевцы и балкарцы

Кючюнге базма, ишинге баз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

1.2.4.Следственный аппарат
Учреждения юстиции и правоохранительные органы Карачая в 1917-1943 гг.
Узденова Сусана Борисовна

ГЛАВА1 СТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОСТИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД
1.2. Создание региональной системы советской юстиции

Большевистский режим ликвидировал институт следователей сразу же с приходом к власти. Декретом о суде (№1) от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. упразднялись «доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры», а до формирования новой системы судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагалось «на местных судей единолично, причем постановления их о личном задержании и о предании суду должны быть подтверждены постановлением всего местного суда» (ст.3)195Декрет Совет Народных Комиссаров (О суде) //СУ РСФСР, 1917. №4. ст.50. См. также: http://constitution.garant.ru/history/act16001918/5312/.

Следственные функции в регионах выполняли разные органы – следственные комиссии местных военнореволюционных комитетов (ВРК), штабы Красной гвардии и др. Вскоре был веден принцип коллективного порядка предварительного следствия. Инструкция Наркомюста РСФСР № 1 о революционном трибунале от 19 декабря 1917 года предусматривала в своем пункте 2, что для производства предварительного расследования по делам, подсудным ревтрибуналу при нем учреждается следственная комиссия (СК) в составе 6ти лиц, избираемых Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Она должна была рассмотреть в течение 48 часов поступившие сообщения или жалобы, приняв решение о прекращении дела либо направлении дела по подсудности, либо назначении к слушанию в ревтрибунале. СК могла принять решения об арестах, обысках, выемках и освобождении арестованных только в полном составе. Меру пресечения «в случаях, не терпящих отлагательства», мог принять единолично и один член СК, но такое решение в течение 12 часов должна была утверждаться всей СК. Распоряжение комиссии приводились в исполнение силовыми структурами (красной гвардией, милицией, войсками) и исполнительными органами. СК наделялось правом истребовать от всех юридических, должностных лиц «доставления необходимых сведений и документов». Жалобы на решения СК рассматривались на заседании ревтрибунала196Инструкция Наркомюста РСФСР № 1 о революционном трибунале от 19 декабря 1917 г. // http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1321089.

Согласно декретам о суде от 07.03.1918 г. (№2) и от 20 июля 1918 г. (№3), предварительное следствие по уголовным делам, превышающим подсудность местного суда, возлагалось на СК из 3х членов, избираемых Советами депутатов. Допускалось, что «в целях расследования дела» СК может обратиться за содействием «как к Красной гвардии или народной милиции, так и ко всем частным и должностным лицам, равно и государственным и общественным учреждениям» (ст. 21). СК могла ограничивать участие защиты в стадии предварительного следствия «если того требуют интересы раскрытия истины», но такое решение могло быть обжаловано в окружном народном суде197Декреты Советской власти. Т.I. М.: Политиздат, 1957. – С.471.

Инструкцией «Об организации рабочекрестьянской милиции» (октябрь 1918 г.) вводились должности следователей уголовного розыска и ВЧК; к функциям милиции и уголовного розыска было отнесено следствие по делам, переданным им следственными комиссиями или народным судом198История следственных органов //Сайт СУ СК ГП РФ по Калужской обл. http://su.kaluga.ru/story/.

К концу гражданской войны предварительное следствие было возложено исключительно на ЧК и особые отделы, что было закреплено Положением о революционных трибуналах от 18 марта 1920 г., которое упразднило следственные комиссии. Устанавливалось, что все заявления в ревтрибунал от граждан или сообщения должностных лиц, административных мест, военных и гражданских судебных властей направляются ревтрибуналом «для расследования» в ЧК. Правда, согласно примечанию к ст.1 «Положения», даже «если дознанием не установлено достаточных данных для направления дел о них в порядке уголовного преследования», за органами ЧК сохранялось право заключения в лагерь принудительных работ на срок до 5ти лет нарушителей трудовой дисциплины, паразитических элементов в целях «сохранения революционного порядка»199Исаев И.А. История государства и права России, С.587. См. также: Декрет «Положение о Революционных трибуналах» от 18 марта 1920 г. //www.consultant.ru.

Положение о народном суде, принятое декретом ВЦИК от 21 октября 1920 г., упразднило коллегиальный порядок ведения следствия и ввело институт народных следователей (в ведении Советов народных судей), избиравшихся и отзывавшихся решением губернскими исполкомов Советов депутатов. Было определено, что народные следователи действуют в пределах своего участка. Помимо этого в краях, областях, губерниях вводился институт особых следователей по важнейшим делам при отделах юстиции, которые их назначали с последующим утверждением наркомюстом РСФСР (ст. 30).

Ст.31 Положения опередила требования к народным следователям и следователям по важнейшим делам, согласно которым они должны были обладать активным и пассивным избирательным правом, иметь теоретическую или практическую подготовку.

Положение определяло, что производство предварительного следствия по тяжким уголовным делам (о посягательствах на человеческую жизнь, причинении тяжелых ран или увечья, изнасиловании, разбое, поджоге и подделке денежных знаков и документов) ведется народными следователями, а по остальным делам суд мог ограничиться дознанием милиции (ст.28).

К полномочиям следователя относились следующие действия:

- возбуждение следствия; избрание меры пресечения и представление суду своего заключение о смягчении принятой в отношении обвиняемого меры пресечения;

- постановление о завершении следствия и о предании суду или о прекращении дела (ст.35).

Следственные участки на территории уезда /района/ создавались решением уездного исполкома с утверждением наркоматом юстиции РСФСР по представлению губернских, областных исполкомов (ст.29).

При этом народному суду предоставлялось право надзора за производством дознания органами милиции», решение вопроса о прекращении дознаний или о предании суду по маловажным делам, поступающим от милиции и органов надзор» (ст.6).

Устанавливалось, что производство предварительного следствия народным следователем ведется 1) по заявлениям граждан, 2) по сообщению милиции, должностных лиц и учреждений, 3) по постановлению народного суда, 4) по своему усмотрению (с.32).

В ходе следственных действий мог требовать содействия милиции, уголовного розыска и других учреждений и лиц (ст.33), выносить постановления об аресте, обыске и выемке, причем его требования были обязательны «как для милиции, так и для советских учреждений, должностных и частных лиц» (ст.34)200Декрет ВЦИК «Положение о народном суде РСФСР» от 21 октября 1920 г. //http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1381107 .

Постановления следствия могли быть обжалованы в 2недельный срок в народном суде, который принимал окончательное решение по жалобам (ст.38). Суд мог признать недостаточно обоснованным заключительное постановление следствия и вернуть дело к доследованию (ст.36), принимал окончательное решение о прекращении дела или предании суду (ст.37).

Согласно Положению о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г., на КарачаевоЧеркесскую областную прокуратуру возлагались функции надзора за производством дознания и предварительного следствия, а также разрешение вопроса о предании суду и прекращении дел, поступающих к нему от органов дознания. Заключения следователей по всем делам, по которым производилось предварительное следствие, составление обвинительного акта и постановление о прекращении дела должны были утверждаться прокуратурой. При несогласии последней с заключением следователя, материалы для окончательного утверждения направлялись «в распорядительное заседание суда»201Советская прокуратура. Сб. док. Сост.: Метелкина Г.А., Ширяев И.Н., Отв. ред.: Павлищев К.С., Шишков С.А. – М.: Юрид. литература, 1981. – С.39;

В УПК РСФСР от 15 февраля 1923 г. упоминаются народные следователи; старшие следователи, состоящие при региональных (областных, краевых, губернских) судах; следователи по важнейшим делам при Наркомюсте и Верховном суде; следователи военных и военнотранспортных трибуналов202Сайт ГУВД по г.Москве (http://www.petrovka38.org/page/6?i=83).

Институт народных следователей, подчинявшихся региональному (областному, губернскому) суду, закреплялся Положением о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926 г. Согласно ст.73, в Карачаевском облсуде устанавливались две категории следователей: народных следователей, состоящих при следственных участках, и старших следователей при областном суде. Квалификационные требования к назначению следователей включали в себя наличие избирательных прав, не менее 2летнего стажа по работе в органах советской юстиции на должностях не ниже секретаря народного суда, соответствующее испытание при губернском суде, отсутствие судимости, факта исключения из общественных организаций за порочащие проступки или поведение (ст.74).

Сохранялись полномочия регионов в сфере формирования и функционирования следственного аппарата. Карачаевский облисполком по представлению областного суда, согласованному с областным прокурором, устанавливал границы и числа следственных участков. Облисполкомы также утверждали назначение народных следователей (осуществлялось постановлением президиума губернского суда) и их отстранение (постановлением пленума губернского суда), которые также согласовывались с областным прокурором (ст.75).

Старшие следователи и следователи по важнейшим делам назначались и смещались региональными судами (ст.76).

Институт следователей в уголовном розыске был упразднен после принятия УПК РСФСР (1922 г.). Этот кодекс и «Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» (1924 г.), которые возложили расследование преступлений на народных следователей, следователей при ревтрибуналах, военных следователей и следователей по важнейшим делам Наркомюста. В сентябре 1928 года институт следователей были переведен их судебной системы в подчинение прокуратуры, которая продолжала оставаться в системе Наркомюста. Приказы прокуроров о назначении и увольнении народных следователей утверждались облисполкомами. Согласно изменениям в Положении о судоустройстве РСФСР, внесенным 3 сентября 1928 г. ВЦИК и Совнаркома, следователи были выведены из подчинения судов и полностью подчинены прокуратуре, которая, как и ранее, входила в состав Наркомюста. Но сохранялась подконтрольность следователей не только наркомюсту, но и облисполкомам, которые, по прежнему, устанавливали число и границы следственных участков, утверждали решения прокуроров о назначении и увольнении народных следователей203Там же. Старшие следователи назначались Наркомюстом по представлению областного прокурора, а следователи по важнейшим делам – Прокурором Республики204История органов прокуратуры и следствия. Сайт СУ СК при ГП РФ по СанктПетербургу (http://www.suskpspb.ru/node/4).

В системе Карачаевского областного суда на 1926 год числилось 27 штатных единиц, включающих таких лиц, как: председатель суда, заместитель председателя, 3 члена суда, 7 народных судей, 1 запасной судья, 3 следователя суда, статистический секретарь, 7 народных следователя, 1 нотариус (в Кисловодске)205ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.1, Л.41. В том году народными судьями числятся Ткачев (1й участок) и Батчаев (6й участок), старшим следователем облсуда – Шептуцалов206Там же, ЛЛ.5152.

Следует отметить, что к концу НЭПа дознание (их вела в основном милиция) производилось уже по 109 составам преступлений, в то время как предварительное следствие было обязательно лишь по 43м. Вполне естественным в данной связи было то, что 20 октября 1929 г. в УПК РСФСР были внесении дополнения, по которым следователь получил право с разрешения прокурора передавать расследование по делу любого состава другим органам расследования (ст.108). Последними в основном выступали органы милиции, поэтому, на основе данного решения, вплоть до войны именно милиция «расследовала в полном объеме уголовные дела практически всех категорий»207Сайт ГУВД по г.Москве (http://www.petrovka38.org/page/6?i=83).

Многие крупные юристы Карачая начинали карьеру именно в следственном аппарате автономной области. К 1920м гг. относится начала служебной карьеры одного из самых известных советских юристовкарачаевцев того времени – Хасана Алиевича Аппаева. Он родился в 1894 г., год проработал секретарем аульного сельсовета, после чего – с 1924 г. – проходил службу судебным исполнителем народного суда 5го участка (а.Ниж. Теберда), зав. уголовным отделом облсуда. Окончив юридические курсы в г.РостовенаДону (19251927), он стал работать народным следователем облсуда в а.Учкулане. С 1928 г. он – окружной прокурор, в 1929 г. – зам. председателя облсуда, после сокращения штатов – нотариус, но уже в том же году назначается на пост областного прокурора. После этого он направляется на учебу в Новочеркасский индустриальный институт (с 1931 г.), откуда отзывается на работу, вновь областным прокурором (19331934 г.)208ЦДОДП КЧР. Ф. П45. Оп. 1. Д.26, ЛЛ.47, 61; Д.65, Л.165166. После этого он переходит на работу в обком партии, который возглавил на короткое время, а затем был репрессирован. Современной общественности он больше известен как выдающийся деятель национальной культуры, первый карачаевский прозаикроманист.

Существенный вклад в становление следственных органов прокуратуры внес Исмаил Туганович Шоштаев, который работал следователем облпрокуратуры, в июле 1931 г. был назначен зам. Облпрокурора209ЦДОДП КЧР. Ф. П45. Оп. 1. Д.53, Л.54.

Согласно Положения о прокуратуре ССССР от 17 декабря 1933 г., именно на прокуратуру возлагался надзор за соответствием постановлений и распоряжений местных органов власти общегосударственным актам, а также надзор за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями210Яцкова А. История советского суда //Жур. Отечественные записки. 2003. №2(11). Электрон. версия: http://www.stranaoz.ru.

После того как прокуратура страны стала самостоятельным государственным органом (1933 г.), в штате Прокуратуры СССР вводились должности следователей по важнейшим делам, но в регионах нижестоящие органы прокуратуры и состоявшие при них следователи продолжали находиться в системе Наркомюста. Положение о Прокуратуре СССР от 1933 г. допускало, что милиция, как орган дознания, могла самостоятельно, без поручения следователя, вести следствие в течение 1 месяца по делам, по которым предварительное следствие было обязательным211Сайт ГУВД по г.Москве (http://www.petrovka38.org/page/6?i=83).

Следственный аппарат с 1934 г. существовал в Главном управлении государственной безопасности НКВД СССР и подчиненных ему подразделениях, но в других структурах НКВД следователей не было. Лишь годы спустя в структуре Главного управления милиции НКВД СССР был создан следственный отдел, которому в регионах подчинялись следственные аппараты в органах уголовного розыска и по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС), созданные уже непосредственно перед войной ведомственным приказом. Это отражало реальную потребность, поскольку фактически большинство уголовных дел на местах расследовалось органами милиции212История органов предварительного следствия в системе МВД. Сайт УВД Камчатского края (http://uvd.kamchatka.ru/suUvd/istorg/default.aspx), которые всегда оставались основными органами дознания.


Примечания.
195 [↑ назад]Декрет Совет Народных Комиссаров (О суде) //СУ РСФСР, 1917. №4. ст.50. См. также: http://constitution.garant.ru/history/act16001918/5312/
196 [↑ назад]Инструкция Наркомюста РСФСР № 1 о революционном трибунале от 19 декабря 1917 г. // http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1321089
197 [↑ назад]Декреты Советской власти. Т.I. М.: Политиздат, 1957. – С.471
198 [↑ назад]История следственных органов //Сайт СУ СК ГП РФ по Калужской обл. http://su.kaluga.ru/story/
199 [↑ назад]Исаев И.А. История государства и права России, С.587. См. также: Декрет «Положение о Революционных трибуналах» от 18 марта 1920 г. //www.consultant.ru
200 [↑ назад]Декрет ВЦИК «Положение о народном суде РСФСР» от 21 октября 1920 г. //http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1381107
201 [↑ назад]Советская прокуратура. Сб. док. Сост.: Метелкина Г.А., Ширяев И.Н., Отв. ред.: Павлищев К.С., Шишков С.А. – М.: Юрид. литература, 1981. – С.39
202 [↑ назад]Сайт ГУВД по г.Москве (http://www.petrovka38.org/page/6?i=83)
203 [↑ назад]Там же
204 [↑ назад]История органов прокуратуры и следствия. Сайт СУ СК при ГП РФ по СанктПетербургу (http://www.suskpspb.ru/node/4)
205 [↑ назад]ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.1, Л.41
206 [↑ назад]Там же, ЛЛ.5152
207 [↑ назад]Сайт ГУВД по г.Москве (http://www.petrovka38.org/page/6?i=83)
208 [↑ назад]ЦДОДП КЧР. Ф. П45. Оп. 1. Д.26, ЛЛ.47, 61; Д.65, Л.165166
209 [↑ назад]ЦДОДП КЧР. Ф. П45. Оп. 1. Д.53, Л.54
210 [↑ назад]Яцкова А. История советского суда //Жур. Отечественные записки. 2003. №2(11). Электрон. версия: http://www.stranaoz.ru
211 [↑ назад]Сайт ГУВД по г.Москве (http://www.petrovka38.org/page/6?i=83)
212 [↑ назад]История органов предварительного следствия в системе МВД. Сайт УВД Камчатского края (http://uvd.kamchatka.ru/suUvd/istorg/default.aspx)
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (05.02.2015) | Автор: Узденова Сусана Борисовна | Источник: http://diser.kbsu.ru/
Просмотров: 830 | Теги: Следственный аппарат

Всего комментариев: 0
avatar