Пятница, 29.03.2024, 00:15

Карачаевцы и балкарцы

Кюкюреген булутну джаўуму аз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

1.2.3. Прокуратура
Учреждения юстиции и правоохранительные органы Карачая в 1917-1943 гг.
Узденова Сусана Борисовна

ГЛАВА1 СТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОСТИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД
1.2. Создание региональной системы советской юстиции

Почти всё первое постреволюционное пятилетие прокуратуры – основного надзорного института – в советской России не существовало. В те годы надзорными функциями в сфере правоприменения обладали несколько структур: органы наркомата юстиции, наркомата рабочекрестьянской инспекции (РКИ), ВЧК (до ее преобразования в ГПУ при НКВД в 1922 г.), а также коллегии обвинителей при революционных трибуналах, которые «осуществляли надзор за соблюдением законов при расследовании преступлений, поддерживали в судах государственное обвинение по уголовным делам, приносили кассационные протесты на незаконные и необоснованные приговоры судов»174Из истории отечественной прокуратуры //www.newsru.com/background/ 19jun2006/prokuror.html.

Прокуратура России была восстановлена 28 мая 1922 г., когда ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре, по которому в составе наркомата юстиции РСФСР на правах его отдела была учреждена государственная прокуратура РСФСР во главе с наркомом юстиции. Согласно пункту 2, она получила функции «осуществления надзора от имени государства» за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций. В отношении нарушающих закон их постановлений прокурор выносил протест, а в отношении виновных частных лиц возбуждал уголовное преследование (пп. «1.2.1.»)175Советская прокуратура. Сб. док. Сост.: Метелкина Г.А., Ширяев И.Н., Отв. ред.: Павлищев К.С., Шишков С.А. – М.: Юрид. литература, 1981. – С.39.

Прокуратура получала право осуществлять «непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений», а также за деятельностью органов ГПУ (пп. «1.2.2.»), а также надзор наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей (пп. «1.2.4.»).

Кроме того, прокуратура наделялась функцией поддержания обвинения на суде («1.2.3.»).

Пункт 5 Положения устанавливал, что областной прокурор назначается Прокурором Республики, которому непосредственно подчиняется. Назначение производилось «из числа кандидатов, выдвигаемых руководящими местными органами», а увольнение, перемещение и отстранение от должности – Прокурором Республики. Последний также назначал и смещал – по представлению областного прокурора – помощников областного прокурора.

Прокурор области имел право делать в исполкомы представление об отмене или изменении изданных ими или подчиненными им органами незаконных распоряжений и постановлений, опротестовывать такие решения через Прокурора Республики в Совнарком РСФСР или президиум ВЦИКа (п.11). Он получал право присутствовать на всех заседаниях местных Исполнительных Комитетов с совещательным голосом (п.12) и в заседаниях суда (п.13), истребовать и получать в обязательном порядке информацию от действующих в регионе административных учреждений и должностных лиц (п.15).

Прокуратура получала опротестовывать в кассационном порядке судебные приговоры и определения. Областной прокурор ежеквартально отчитывался перед Прокурором республики и облисполкомом (п.16).

Более подробно деятельность прокуратуры регламентировалась подзаконными, преимущественно ведомственными актами.

К числу таковых относилась Временная инструкция губернским прокурорам об общих задачах, возлагаемых на прокурора (июль 1922 г.). Документ состоял из 4 разделов, которые освещали общие задачи прокуратуры, организацию прокуратуры, права и обязанности прокурора, распределение работы. Инструкция предписывала прокурору производить подбор своих помощников преимущественно из среды «передовых рабочих». Рекомендовалось также в качестве уполномоченных им общественных обвинителей привлекать к участию в судебных процессах членов партии и профсоюза, причем руководя и направляя их выступления в суде176Гершевский Ю. Причины возникновения института прокуратуры в России // http://procur.r38.ru/qa/106.html.

Данные акты определили основы деятельности системы прокуратуры, в т.ч. принципы централизации и единоначалия, декларировали независимость органов прокуратуры от местных властей (хотя фактически такой независимости не было и в 1920е гг., не говоря уже о 1930х гг., когда органы надзора выполняли свои функции с учетом директив центральных и местных партийных органов)177Бессарабов В.Г Советская прокуратура (1922 1991 гг.) //Журнал Российского права № 12, 2002 г. С.4.

Некоторое время просуществовала трудовая прокуратура, чья деятельность регулировалась «Инструкцией о правах и обязанностях прокурора по трудовым делам при Верховном Суде РСФСР», изданной наркоматом юстиции 4 февраля 1924 г. Вскоре была издана и «Инструкция о взаимоотношениях трудовой прокуратуры с местными органами наркомата труда», утвержденная 14 мая 1924 г. совместным решением наркоматов юстиции и труда178Советская прокуратура. Сб. док., С.5657.

Региональные органы исполнительной власти (исполкомов Советов депутатов) обязаны были обеспечивать рассмотрение протестов прокуроров не позднее двух недель с момента их внесения (декрет ЦИК СССР от 12 октября 1925 года «О порядке рассмотрения губернскими исполнительными комитетами протестов, вносимых прокуратурой»)179Там же, С.68.

Права и область надзора прокуроров были расширены декретом ЦИК СССР «Об изменении и дополнении Положения о судоустройстве РСФСР» от 1 февраля 1923 г. и принятым вскоре Положением о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г.180Там же, С.49, 54

В аппарате областного прокурора Карачая в 1926 г. числилось лишь 6 штатных единиц, включая самого облпрокурора, двух его помощников и трех помощников прокурора в округах181ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.1, Л.41. Тогда прокурором области являлся АлиСултан Джаубаев, его помощником – Окружко, помощником по Хумаринскому округу – Аджиев182Там же, Л.51.

Прокурор КарачаевоЧеркесской АО подчинялся Прокурору Республики, которым по должности являлся народный комиссар юстиции РСФСР.

По Положению о судоустройстве РСФСР от 1926 г., согласно ст.62-64, в автономных областях, как и в губерниях, региональные прокуроры назначались и смещались Прокурором Республики, которому непосредственно подчинялось. Заместители и помощники областного прокурора назначались и увольнялись по представлению областного прокурора Прокурором Республики183История органов прокуратуры и следствия. Сайт Следственного управления След. Кта при Прокуратуре РФ по СанктПетербургу /далее – СУ СК по СПб/ (http://www.suskpspb.ru/node/4).

Согласно штатам прокуратуры Карачаевской АО на 1926-1927 бюджетный год, непосредственно в облпрокуратуре имелось 13 единиц, а в МалоКарачаевской участковой прокуратуре – 4 единицы. Прокурор и его заместитель проходили по 16му разряду с окладом в 150 руб., два помощника облпрокурора, а также помощник облпрокурора по МалоКарачаевскому окружному участку (по 15разряду) – 115 руб. По 14му разряду шли бухгалтер и старший секретарь с основным окладом 75 руб., по 13му секретарь (46 руб.), по 11му – статистик (39,1 руб.), по 9му – зав. секретной частью, делопроизводитель и машинистка (29,7 руб.) ,по 7му – регистратор (23,8 руб.), по 4му – курьер и сторож (15,3 руб.)184ЦДОДП КЧР. Ф. П45. Оп. 1. Д. 1, Л.231

За кадровой «чистотой» работников региональной прокуратуры строго надзирали областные партийные органы. Так, по обвинению в службе в белой армии, допущении «искажений советской политики», в получении калыма при выдаче сестры замуж из партии был исключен и смещен с должности прокурора области АлиСолтан Зекерьяевич Джаубаев185ЦДОДП КЧР. Ф. П45. Оп. 1. Д. 16. Л. 46об..

В 1929-1931 и 1933-1934 гг. прокуратуру Карачаевской АО возглавлял Х.А.Аппаев (о нем подробнее см. чуть ниже), а в 1931-1932 гг. – Хызыр Махмутович Узденов (1905 г.р.), который до этого работал в областной прокуратуре: с 1930 г. – в качестве пом. прокурора, с июля 1931 г. – зам. Прокурора186ЦДОДП КЧР. Ф. П45. Оп. 1. Д.43, Л.203. В 1932-1933 г. областную прокуратуру возглавлял И.Х.Байкулов187Там же, Л.201, который ряд лет занимал пост главы судебной власти автономии (см. выше).

В июне 1933 г. была создана Прокуратура СССР, в Положении о которой были обозначены ее функции, включая надзор за законностью постановлений, принимаемых органами центральных и местных властей, действий милиции и ОГПУ, за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями и др. По Конституции 1936 г. система прокуратуры обрела полную самостоятельность: республиканские прокурорские органы вышли из подчинения наркоматов юстиции республик, подчиняясь исключительной Прокуратуре СССР. Краевые и областные прокуроры назначались на должность Генеральным прокурором СССР сроком на 5 лет, а районные и городские – краевыми, областными прокурорами с утверждения Генерального прокурора СССР188Исаев И.А. История государства и права России, С.706; См. также: История органов прокуратуры и следствия. Сайт СУ СК по СПб (http://www.suskpspb.ru/node/4).

Прокуратура была напрямую вовлечена в ход «Большого Террора», а ее представитель был непременным членом «оперативных троек» – внесудебных органов расправы (подробнее о них см. раздел 2.2. настоящей работы).

В конце ноября 1937 г. вопрос «О ходе ликвидации последствий вредительства по Облсуду и Прокуратуре» специально рассматривалось на заседании бюро Карачаевского обкома ВКП/б/. В ходе обсуждения было признано, что облпрокуратура и облсуд «не организовали ни одного показательного суда над врагами народа, затягивают разбор жалоб трудящихся». Указывалось на то, что «дела буржуазных националистов, связанных непосредственно с выборами в Верховный Совет СССР» (имея в виду обвиняемых из с.Осетиновского) не разбираются». Отмечалось, что упомянутые органы «бездействуют в подборе и выдвижении работников на судебнопрокурорскую работу». На основе этих обвинений бюро обкома партии предписало своему орготделу вместе с областным прокурором и председателем облсуда «провести тщательный пересмотр личного состава и одновременно принять меры к срочному укомплектованию штатов Облсуда и Прокуратуры, очищаясь от чуждых элементов». Райкомам партии поручили к 1 декабря 1937 г. выдвинуть кандидатуры на вакансии должностей районных прокуроров и судьи, представив их на утверждение в обком. Прокуратуре предлагалось отобрать 10 человек «из проверенных товарищей» для направления в правовую школу. Облпрокурору и облсуду было поручено в течение декабря провести «несколько показательных процессов о вредительстве», установить надзор «за карательной политикой с тем, чтобы ошибки своевременно предупреждались и исправлялись», а также к началу следующего года «полностью перевести на карачаевский язык судопроизводство в Учкулане и Малом Карачае». По итогам заседания было принято решение освободить М. Салпагарову от должности председателя облсуда «как не справившуюся с работой»189ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.74, Л.239241.

Несколько недель спустя, в декабре 1937 г. с поста областного прокурора был снят Азрет Кубанов, который занял эту должность лишь в мае того же года (до этого он, не имевший юридического образования и окончивший в 1936 г. лишь курсы марксизмаленинизма, работал ответственным секретарем облисполкома)190ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.73, Л.254; Д.74, Л.261. Тогда же Щербинину, ставшему и.о. главы облпрокуратуры, было поручено проверить дела попавшего под топор репрессий Мудалифа Урусова, бывшего прокурора Учкуланского района191Там же, Д.74, Л.261.

Когда форсированный характер репрессий за сравнительно короткий срок обеспечил реализацию задач, поставленных Сталиным, аппетиты карательных структур были резко умерены «отцом народов» со второй половины 1938 г. Тогда же перед органами юстиции (прокуратуры) и внутренних дел были поставлены задачи восстановления традиционных норм следственных и дознавательных действий, отказа от упрощенных процедур. В совместном постановлении «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» от 17 ноября того года правительство Советского Союза и ЦК партии признавало, что «массовые операции по разгрому и выкорчевыванию враждебных элементов», проведенные «при упрощенном ведении следствия и суда, не могли не привести к ряду крупнейших недостатков и извращений в работе органов НКВД и Прокуратуры». Сотрудники НКВД обвинялись в том, что «совершенно забросили агентурноосведомительную работу, предпочитая действовать более упрощенным способом, путем практики массовых арестов, не заботясь при этом о полноте и высоком качестве расследования». Утверждалось, что они «настолько отвыкли от кропотливой... работы и так вошли во вкус упрощенного порядка производства дел, что до самого последнего времени возбуждают вопросы о предоставлении им так называемых «лимитов» для проведения массовых арестов». Отмечалось, что «глубоко укоренившийся упрощенный порядок расследования, при котором, как правило, следователь ограничивается получением от обвиняемого признания своей вины и совершенно не заботится о подкреплении этого признания необходимыми документальными данными».

Очевидно, что Сталин, по свойственной ему традиции, определил «козлов отпущения» за все те преступления, которые сам инициировал и санкционировал.

Указанное постановление предписало впредь «запретить органам НКВД и Прокуратуры производство какихлибо массовых операций по арестам и выселению». Одновременно ликвидировались «судебные тройки, созданные в порядке особых приказов НКВД СССР, а также тройки при областных, краевых и республиканских управлениях… милиции». Устанавливалось «впредь все дела в точном соответствии с действующими законами о подсудности передавать на рассмотрение судов или Особого совещания при НКВД СССР».

При истребовании от прокуроров санкции на арест органы НКВД обязаны были представлять «мотивированное постановление и все обосновывающие необходимость ареста материалы», а органы прокуратуры – «не допускать производства арестов без достаточных оснований».

Постановление возлагало ответственность «за каждый неправильный арест» как на работников НКВД, так и на прокурора, давшего санкцию. В адрес нарушителей была высказана угроза привлечения «к суровой судебной ответственности»192Кремлёв С., Берия. Лучший менеджер ХХ века. М.:Яуза,2008. С.198200.

К исходу «Большого Террора», в марте 1938 г. областным прокурором Карачаевской АО был утвержден Захар Петрович Щербинин (1896 г.р.), который, как отмечалось, исполнял эти обязанности с декабря предыдущего года. Он родился в семье служащего (в других документах – «крестьянин»), имел 10 лет «судебнопрокурорской работы». Некоторое время он работал старшим помощником прокурора ЧеченоИнгушской АО, а в 1935 г. переведен в Карачай на пост заместителя областного прокурора. Он окончил в 1937 г. юридические курсы в г.РостовенаДону. Щербинин оставил свой пост с мотивировкой «в связи с болезнью» и перешел на должность заведующего сектором прокуратуры и суда193ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.67, Л.184, Д.77, Л.212; Д.84, Л.206.

Вместо него летом 1939 г. областную прокуратуру возглавил один из наиболее квалифицированных юристов. 43летний Семен Николаевич Медведев, выходец из крестьянской среды, целый ряд лет отдал службе в органах правопорядка. За его спиной были Высшие юридические курсы при Всесоюзной правовой академии194ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.84, Л.192.

К предвоенному времени отмечается увеличение в органах прокуратуры служащих, имеющих, пусть и не высшее, но профессиональное образование.


Примечания.
174 [↑ назад]Из истории отечественной прокуратуры //www.newsru.com/background/ 19jun2006/prokuror.html
175 [↑ назад]Советская прокуратура. Сб. док. Сост.: Метелкина Г.А., Ширяев И.Н., Отв. ред.: Павлищев К.С., Шишков С.А. – М.: Юрид. литература, 1981. – С.39
176 [↑ назад]Гершевский Ю. Причины возникновения института прокуратуры в России // http://procur.r38.ru/qa/106.html
177 [↑ назад]Бессарабов В.Г Советская прокуратура (1922 1991 гг.) //Журнал Российского права № 12, 2002 г. С.4
178 [↑ назад]Советская прокуратура. Сб. док., С.5657
179 [↑ назад]Там же, С.68
180 [↑ назад]Там же, С.49, 54
181 [↑ назад]ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.1, Л.41
182 [↑ назад]Там же, Л.51
183 [↑ назад]История органов прокуратуры и следствия. Сайт Следственного управления След. Кта при Прокуратуре РФ по СанктПетербургу /далее – СУ СК по СПб/ (http://www.suskpspb.ru/node/4)
184 [↑ назад]ЦДОДП КЧР. Ф. П45. Оп. 1. Д. 1, Л.231
185 [↑ назад]ЦДОДП КЧР. Ф. П45. Оп. 1. Д. 16. Л. 46об.
186 [↑ назад]ЦДОДП КЧР. Ф. П45. Оп. 1. Д.43, Л.203
187 [↑ назад]Там же, Л.201
188 [↑ назад]Исаев И.А. История государства и права России, С.706; См. также: История органов прокуратуры и следствия. Сайт СУ СК по СПб (http://www.suskpspb.ru/node/4)
189 [↑ назад]ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.74, Л.239241
190 [↑ назад]ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.73, Л.254; Д.74, Л.261
191 [↑ назад]Там же, Д.74, Л.261
192 [↑ назад]Кремлёв С., Берия. Лучший менеджер ХХ века. М.:Яуза,2008. С.198200
193 [↑ назад]ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.67, Л.184, Д.77, Л.212; Д.84, Л.206
194 [↑ назад]ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.84, Л.192
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (05.02.2015) | Автор: Узденова Сусана Борисовна | Источник: http://diser.kbsu.ru/
Просмотров: 839 | Теги: прокуратура

Всего комментариев: 0
avatar