Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
Учреждения юстиции и правоохранительные органы Карачая в 1917-1943 гг.
Узденова Сусана Борисовна ГЛАВА1 СТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОСТИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД 1.2. Создание региональной системы советской юстиции Судебноправовая система «старой» России (окружные суды и окружные судебные палаты, мировые суды, правительствующий сенат, военные и морские суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры) были упразднены декретом «О суде», который был принят Совнаркомом РСФСР 5 декабря 1917 г. (по нов. ст.). Акт формально декларировал создание новых, народных судов, формируемых на основе демократических выборов с участием «широких народных масс». Согласно этому же декрету, учреждались местные народные суды, компетенция которых ограничивалась по гражданским делам с суммой иска до 3000 руб., по уголовным – наказанием не свыше 2х лет лишения свободы. Данный суд включал 1 постоянного судьи и 2х заседателей, но они избирались не «народными массами», а соответствующим Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов111Исаев И.А. История государства и права России. 3е изд. М.: Юрист, 2004. С.584585; См. также: Верховный Суд Российской Федерации: история и современность. //www.supcourt.ru. Второй декрет «О суде» был издан 15 февраля 1918 г. ВЦИК и Совнаркомом РСФСР. Он учреждал окружные народные суды (для рассмотрения по первой инстанции дел, превышавших подсудность местных судов), которые избирались уездными Советами. По гражданским делам суд рассматривал в составе 3 постоянных судьи и 4 народных заседателя, по уголовным делам – 12 народных заседателей под председательством одного из постоянных судей. Создавались областные суды, выступавшие кассационной инстанцией на решения окружных судов112Исаев И.А. История государства и права России, С.585. Третий декрет «О суде», принятый Совнаркомом 13 июля 1918 г., разрешил местным судам рассматривать гражданские дела по искам до 10 тыс. руб. и уголовные дела с максимальным наказанием в виде лишения свободы сроком на 5 лет113Там же, С.585586. Таким образом, была создана необходимая начальная правовая база для функционирования советской судебной системы на уровне регионов. Народные суды, руководствовавшиеся законами РСФСР, в Баталпашинском отделе стали создаваться вскоре после первого – кратковременного – утверждения советской власти в данном регионе (весналето 1918 г.)114Очерки истории КарачаевоЧеркесии, С.40. Уже после свержения власти Советов белогвардейцами на Кубани было издано Положение о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г., которое упразднило систему, основанную на трех упомянутых декретах, и учредило единый районный суд, которому подсудны были все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о государственных преступлениях («контрреволюционных и иных наиболее опасных для советской власти»). Каждый регион (губерния, область) составлял один судебный округ. Состав суда различался сообразно рассматриваемым делам: споры о расторжении брака и дела в порядке бесспорного производства рассматривал один постоянный судья; дела о наиболее опасных преступлениях – постоянный судья и 6 народных заседателей; все гражданские и иные уголовные дела – постоянный судья и 2 народных заседателя. Суд основывался только на декретах советской власти, а при их отсутствии – «руководствоваться социалистическим правосознанием». Кассационные жалобы на решения районного суда рассматривал региональный Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа. При Советах депутатов создавались избираемые ими же коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе, которые получали статус советских (государственных) служащих115Исаев И.А. История государства и права России, С.586. Второе Положение о народном суде от 21 октября 1920 г. вышло по окончании гражданской войны на Кубани. Оно упразднило коллегии защитников и обвинителей, чьи функции выполняли соответствующие специалисты, включенные местными исполкомами в специальные списки. Акт установил, что судьи, избранные уездными /районными/ Советами депутатов, утверждались в должности вышестоящими (региональными) исполкомами. В начальный период строительства советской государственности «суды попросту подчинялись» органам наркомата юстиции, которые «непосредственно образовывали или упраздняли суды, издавали обязательные для них циркуляры, инструкции и другие предписания», а также контролировали деятельность судов, «имели полномочия по прямому вмешательству в решения по конкретным делам вплоть до их отмены и дачи указания о том, какими должны быть такие решения»116Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Изд.5е. Под ред. К. Ф. Гуценко. М.: Издательство "Зерцало", 2000. — 263264. На местах совпадение и пересечение функций разных структур приводило к неразберихе. Стараясь добиться хоть какоголибо порядка, начальник милиции Баталпашинского отдела Фисенко в июне 1920 г. направляет аульным ревкомам предписание: «Впредь все оконченные дознания с арестантами или без них препровождать местному народному следователю или народному судье, а не загромождать ими управление Баталпашинской отд. Рабочекрестьянской милиции»117ГА КЧР, Ф.р40, Оп.1, Д.2, Л.74. Суды по особо важным, государственным преступлениям, «для борьбы против контрреволюционных сил» – революционные трибуналы – были учреждены в 1917 г., сразу же после захвата власти большевиками, декретом о суде №1118Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 121 125, а в регионах Северного Кавказа создавались в 1918 г.119Теунов М. К. Организационноправовые основы становления Нальчикского Военнореволюционного трибунала //Журнал российского права. М.,2007. №4 (124). С.106110 Декрет о революционных трибуналах от 24 ноября 1917 г. устанавливал, что эти структуры рассматривают дела о контрреволюции, саботаже, спекуляции, дела по борьбе с погромами, хулиганством, шпионажем, передавая «все дела общеуголовного характера» в ординарные судебные учреждения120Декреты Советской власти. Т. 2. М., 1959. С.231234. В 1920 г. был создан ревтрибунал Баталпашинского отдела. Согласно приказу отдельского ревкома, преданию суду военнореволюционного трибунала подлежали граждане, назначенные аульными ревкомами по требованию должностных лиц лесного хозяйства (лесничего, его помощника, лесной стражи) для тушения лесных пожаров, но явившиеся на место пожара. Аналогичное наказанию ожидало и местные ревкомы не исполнившие данный приказ121ГА КЧР, Ф.р40, Оп.1, Д.2, Л.55. Суду ревтрибунала подлежали и должностные лица местных администраций, выдававшие беженцам устаревшие образцы пропусков122ГА КЧР, Ф.р40, Оп.1, Д.2, Л.63. Революционный трибунал (ревтрибунал) КарачаевоЧеркесской АО функционировал с 1922 г. на основе нормативных актов, принятых высшими федеральными органами. Положение о революционных трибуналах от 12 апреля 1919 г. установило, что на один регион учреждается один ревтрибунал в составе председателя и 2х членов, которых избирал Совет депутатов или его исполком «только из числа ответственных политических работников». Приговоры ревтрибунала могли обжаловаться в Кассационном трибунале при ВЦИК в течение 48 часов с момента вручения копии приговора осужденному. Положение о революционных трибуналах от 18 марта 1920 г. установило, что ревтрибуналу подсудны контрреволюционные преступления, должностные преступления, дезертирство, дела о крупной спекуляции. Было определено, что члены ревтрибуналов избираются сроком на 3 месяца, в их составе должен быть представитель коллегии региональной ЧК. Председателем КарачаевоЧеркесского областного ревтрибунала являлся Мудалиф Камашевич Урусов, член большевистской партии с 1920 г., который в последующие годы проходил службу в различных советских и партийных учреждениях123ЦДОДП КЧР. Ф.п45. Оп. 1. Д.32, Л.25. В годы гражданской войны и «военного коммунизма» не существовало судебного единообразия, функционировали судебные учреждения нескольких типов, включая: 1/ народные суды разного состава: а) народный суд в составе постоянного народного судьи; б) народный суд в составе постоянного народного судьи и 2х очередных народных заседателей; в) народный суд в составе постоянного народного судьи и 6ти очередных народных заседателей; 2/ особые сессии народного суда, действовавшие под председательством члена президиума совета народных судей или уездного бюро юстиции и при участии народных заседателей для рассмотрения наиболее важных дел, подсудных народному суду; 3/ губернские советы народных судей (кассационная инстанция для приговоров и решений народного суда) и находящиеся при них особые сессии народного суда; 4/ трибуналы трех видов: а) губернские трибуналы, б) военные трибуналы, в) военнотранспортные трибуналы 5/ две высшие судебные инстанции: а) Верховный трибунал при ВЦИК; б) Высший судебный контроль при наркомате юстиции РСФСР124Кожевников М.В. История советского суда / Под ред. И.Т. Голякова. – М.: Юридическое издательство МЮ СССР, 1948. – С.123. Немаловажным было предоставление именно судам права принимать решения об ограничении гражданских прав. Согласно декрету Совнаркома РСФСР «Об ограничении прав по судебным приговорам» от 5 мая 1921 года, к компетенции суда относилось лишение активного и пассивного избирательного права в местные советы, профессиональные союзы и другие организации; лишение права занимать ответственные должности в советских, общественных учреждениях и организациях, а равно быть заседателями в народном суде, защитником на суде и поручителем; лишение орденов Красного и Трудового Знамени и других отличий и почетных званий125СУ РСФСР, 1921, № 139, ст. 209. В последующем лишение гражданских прав (избирательных) было передано местным властям (см. ниже). С первых же недель существования Карачаевского округа был поднят вопрос о создании в округе системы советских судов. Уже на заседании окружного ревкома 30 декабря 1920 г. был заслужен доклад главы отдела юстиции Токова по вопросу «Об организации народных судов в округе». После обсуждения темы ревком принял решение поручить зав. отделом юстиции в кратчайший срок организовать в г.Кисловодске и «по округу» самостоятельный народный суд, пригласив для этого специалистов126Биджиев В.И. К начальному периоду.., С.4. В апреле 1921 г. Н.Токов посетил столицу Горской АССР – г.Владикавказ, где занимался решением вопросов об «организации народных судов Карачая». Вскоре на территории округа было образовано три народных суда и соответствующих судебных участка127Там же. Возникла перспектива создания участковых (районных) судов. 10 февраля 1921 г. окружной ревком издал приказ за № 148, которым устанавливалось административнотерриториальное деление Карачаевского округа. Согласно этому акту, округ состоял из 4х участков, или районов, которые должны были управляться районными ревкомами, а после перехода к системе Советов депутатов – исполкомами Советов: - район Большого Карачая, или 1й участок, включавший в качестве административного центра аул Учкулан, а также аулы Хурзук, КартДжурт, Дуут, Джазлыкъ; - район Малого Карачая, или 2й участок, в который входили селенья Каменномостский (районный центр), Курорт Теберда, Верх. Теберда, Ниж. Теберда, ГеоргиевскоОсетинский, ВоронцовоКарачаевский, Хумаринский, НижнеМаринский, ВерхнеМаринский; - Закубанский район, или 3й участок, с административным центром в станице Сторожевой, включавший аул Новый Дуут, а также кошевые хутора (120 кошей); - Кисловодский район, или 4й участок, где центром выступал аул СтароАбуковский, и куда входили бы аулы: Хасаут, Джегутинский, кошевой хутор (200 кошей)128Материалы местных органов власти Карачаевского округа //Известия КНИИ. – Черкесск,2008. Вып.4, Приложение 4. С.151152; Джазаева И.А.А. Проблемы административнотерриториального устройства при образовании КЧАО //Известия КНИИ. Отв. ред. И.М.Шаманов. Вып.3. – Черкесск,2007. С.27. Однако для реализации данного акта недоставало урегулированного в государственноправовом отношении территориального размежевания, который бы позволил определить реальные границы Карачаевского округа. Например, упомянутый аул Хасаут, который лидеры Карачая собирались включить в состав округа своим односторонним решением, находился еще в составе другого округа129Шнейдер В.Г. Проблемы земельного и территориальноадминистративного размежевания на Северном Кавказе в 1920е годы //Известия КНИИ. – Черкесск, 2009, Вып.5, С.126. Кроме того, не была выявлена позиция казачества, в частности, станицы Сторожевой, где руководители Карачая желали разместить районный центр. Всё это обусловило невыполнимость указанного решения об административнотерриториальном делении. Народные суды обязаны были вести настольные реестры отдельно для гражданских и уголовных дел, книги входящей и исходящей документации. В документах той поры отмечается исключительная перегруженность народных судов: из 7080 дел, которые надлежало разбирать в месяц, суды не успевали рассматривать больше половины изза обилия прошений, назначения дел и др.130Биджиев В.И. К начальному периоду.., С.6 Поскольку Карачаевский округ входил в состав Горской АССР, то судебная система регулировалась не только актами центральных органов, но и решений этой автономной республики. Одним из таких актов являлся декрет «О реквизициях и конфискациях», который издало республиканское правительство – совет народных комиссаров Горской АССР. Пункт 1 декрета давал право конфискации как органу госбезопасности (президиуму ВЧК), так и судебных структурам – народным судам и чрезвычайным революционным трибуналам. При этом такой вид наказания должен был быть оформлен судебным приговором (п.2). Точно также исключительно народный суд решал вопрос о происхождении «у частных лиц значительных сумм, внушающих подозрений в приобретении их спекулятивным путем», и принудительно переведенных на текущий счет владельца в кассе наркомата финансов. Судом решался вопрос об обжаловании решений таможенных органов131Там же, С.5. Строительство судебной системы в мусульманских регионах сталкивалось со сложностями, обусловленными местными правовыми традициями, веками базировавшимися на адате и шариате. «В Кабарде и Карачае, пишет В.Бобровников, в установлении советской власти принимали участие представители либерально настроенной мусульманской интеллигенции, получившие в советских документах имя «шариатистов». Их лозунгом было: «Да здравствует Советская власть, шариат и объединение народа!»132Бобровников Владимир. Шариатские суды на Северном Кавказе //www.stranaoz.ru/?numid=14&article=689. Существовала реальная опасность утверждению новой власти в случае массового отторжения её коренным населением. 21 февраля 1920 г. ЦК большевистской партии издал директиву «Всем партийным комитетам и политотделам», в котором предписал проявлять особую осторожность в проведении национальной и религиозной политики среди мусульманских народов. Против их «религиозных предрассудков», отмечается в директиве, «надо бороться не прямым отрицанием религии, а ее подтачиванием посредством распространения грамоты, открытия школ, клубов, читален и, главным образом, указывая на классовый характер организации мусульманского духовного сословия»133Авксеньтьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. 2е изд. – Ставрополь: Ставроп. кн. издво, 1984. – С.100101. Сразу же после установления советской власти в нагорной части Верхней Кубани, 22 апреля 1920 г. уполномоченный 10й Армией Гамза направил председателю Учкуланского аульного ревкома приказ, которым предписывал «теперь же безотлагательно избрать по Вашему личному усмотрению» компетентных лиц, предназначенных в шариатский суд134ГА КЧР, Ф.р40, Оп.1, Д.2, Л.4141об.. Стараясь умиротворить местную общественность, нарком по делам национальностей И.В.Сталин, во время своего пребывания на Северном Кавказе в ноябре 1920 г. заявил, что это только «враги Советской власти распространяют слухи, что Советская власть запрещает шариат», хотя на самом деле «правительство России предоставляет каждому народу полное право управляться на основании своих законов и обычаев»135Сталин И. В. Сочинения. М., 1947. Т. 4. С. 395396. Развивая эту установку, обком партии Горской АССР в декабре 1920 г. разослал по округам специальное письмо, в котором местным большевистским организациям предписывалось «проводить советские начала применительно ко всем особенностям горских народов, языку, нравам, обычаям, религии и проч.»136Документы по истории борьбы за Советскую власть и образования автономии КабардиноБалкарии (19171922). Сост. Р.Х. Гугов, Л.Б. Татарокова, У.А. Улигов, Д.В. Шабаев. Отв. ред. Б.М. Зумакулов. – Нальчик: Эльбрус,1983. Док.№612, С.621 Уже с декабря 1920 г. в структурах советской системы судопроизводства на Северном Кавказе учреждались так называемые народношариатские суды по типу единого народного суда. Согласно решению 1го (Учредительного) съезда Советов Горской АССР (апрель 1921 г.), «там, где трудящиесямусульмане пожелают», допускалось создавать для мусульман шариатские суды. В наркомате юстиции автономной области, помимо отдела народных судов, учреждался и отдел шариатских судов, состоявший из знатоков мусульманского права фикха)137Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаевобалкарцев. – М:Илекса.Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. – С.144. Такое решение соответствовало тогдашней тактике Центра, позицию которого делегатам съезда изложил С.М.Киров: «Если вы желаете судиться по шариату – судитесь по шариату, это дело ваше в том смысле, что очевидно, только такая форма суда в данном случае понятна народу»138Документы по истории борьбы.., С.647, Док.№630. Съезд постановил в специальной резолюции «О введении шариатского судопроизводства» от 21 апреля 1921 г., что шариатское судопроизводство существует «исключительно для мусульман», причем именно «в округах с мусульманским населением, наряду «с народным судами единого типа народных судов РСФСР». При наркомате юстиции Горской АССР создавались два отдела, народный и шариатский (с коллегиями «из знатоков шариата и советского правосудия»»), заведующие которых являлись заместителями наркома. В округах, наряду с «бюро юстиции», предписывалось создавать «самостоятельные шариатские отделы», которые подчинялись соответствующему отделу при наркомюсте АССР139Там же, С.651652, Док.№631. Правда, данная резолюция не была в полной мере выполнена в Карачаевском округе. Здесь был создан не самостоятельный отдел, а шариатский подотдел в составе отдела юстиции окружного ревкома. В соответствии с указанной резолюцией, в системе шариатского правосудия в Горской АССР основным звеном были окружные «шариатские тройки» под председательством судьи по мусульманскому праву (кади, или эфенди), которые разбирали гражданские и наследственные споры на сумму до 200 рублей, кражи и другие мелкие уголовные правонарушения. Они же составляли «списки порочных лиц», т. е. преступниковрецидивистов, подлежавших высылке с Кавказа или заключению в лагерь140Бобровников Владимир. Шариатские суды на Северном Кавказе //www.stranaoz.ru/?numid=14&article=689. В данной системе судопроизводства кассационной инстанцией выступал совет шариатских судов. Хотя наркомат юстиции Горской АССР давал установку на то, что шариатские суды должны руководствоваться «Положением о народном суде 1920 г.», в реальности зачастую «шариатские суды принимали к своему производству все дела, как уголовные, так и гражданские», подсудность которых этим судам не устанавливалась какимилибо нормативными актами. Обычно, судьи шариатских судов «знали лишь арабскую грамоту», суд вёлся на местном языке, а записи производились на арабском языке141Кожевников М.В. История советского суда, С.133. 8 августа 1922 года вышло постановление «Об упразднении шариатских судов», изданное ЦИК Горской АССР142История становления судебной системы РСОАлания //promsud.ru/history.htm. Либеральный курс в отношении религии дал о себе знать в росте учебных заведений духовного типа: в конце 1920х гг. в четырех автономиях (в Карачае, Черкесии, КабардиноБалкарии и ЧеченоИнгушетии) функционировало около 200 духовных начальных школ, где велись занятия на арабском языке, а также более 60ти медресе143Авксеньтьев А.В. Ислам на Северном Кавказе, С.116 (ист.: Жур. «Революция и горец», 1931, №67, С.81) К концу НЭПа шариатские суды были закрыты и запрещены во всех других регионах. Введенные в 1928 году статьи 203204 (главы Х «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта») Уголовного Кодекса РСФСР приравнивали отправление шариатского правосудия к тяжелым уголовным правонарушениям, за которые полагалось заключение в лагерь сроком на один год144Систематизированный текст общесоюзных уголовных законов и уголовных кодексов союзных республик. М., 1948. С. 504. «Нэповская» судебноправовая реформа в советской России началась в 1922 г., когда были приняты «Положение об адвокатуре» (26 мая), «Положение о прокурорском надзоре» (28 мая)145СУ РСФСР 1922 Г. № 36, ст. 424 и 425, «Положение о судоустройстве РСФСР» (3 ноября)146Кожевников М.В. История советского суда / Под ред. И.Т. Голякова. – М.: Юридическое издательство МЮ СССР, 1948. – С.126. Последнее вводилось в действие с 1 января 1923 г. и устанавливало три уровня, или звена судебной системы: а) районный народный суд двух видов – в составе постоянного народного судьи и в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей, б) региональный суд, в) Верховный суд РСФСР и его коллегии147СУ РСФСР.1922. № 69. Ст. 902. Но в то же время сохранялись («временно» как утверждалось в Положении) и специальные суды в лице трибуналов (военные, военнотранспортные), а также вводились: особые трудовые сессии народных судов; земельные комиссии; центральные и местные арбитражные комиссии (по делам о спорах об имущественных правах между государственными организациями), состоявшие при Совете труда и обороны РСФСР и при губернских экономических совещаниях соответственно. Областной суд КарачаевоЧеркесии функционировал с первых дней существования автономии (1922 г.). Первым председателем КарачаевоЧеркесского областного суда стал выпускник юридического факультета МГУ Бекмурза ХаджиМырзаевич Крымшамхалов (1879 г. рождения), сын князя, царского офицера, некоторое время работавший в составе областного Экономического совета148ЦДОДП КЧР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 11. Л. 20, 32; Ф. П45. Оп. 1. Д. 1. Л. 207; Д. 10. Л. 260; Ф. 364. Оп.1. Д. 178. Л. 338; Каракетов М.Дж. Карачаевская аристократия на службе советской власти //Известия Карачаевского научноисследовательского института (Далее Известия КНИИ). С. 2932. Вскоре его сменил Кондрашов, который недолго проработал в таком качестве и в октябре 1924 г. ушел с этого поста в связи с выбытием за пределы региона149ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.11, Л.20. На его место был избран Исмаил Хусеинович Байкулов, 1885 года рождения, который возглавлял судебную власть. Впоследствии он занимал разные посты в областной контрольной комиссии, возглавлял облздравотдел и т.д., вновь выдвигается на пост главы облсуда150Там же, Д.11, ЛЛ.20, 32; Д.18, Л.152а; Д.10, Л.260; Д.49, Л.207; Д.67, ЛЛ.132133. В1924 г. состав КарачаевоЧеркесского облсуда выглядел так: И.Байкулов (председатель), З.Хаджичиков и Айтек Батчаев (заместители), Засыпкина, Камбуров, Крымшамхалов, Пастухов, Санглибаев151ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.11, Л.32. На уровне округов КарачаевоЧеркесской АО действовали уполномоченные облсуда, которые назначались из состава членов облсуда. Они – с участием народных заседателей – рассматривали дела, подсудные облсуду «по первой инстанции, в тех случаях, когда это было необходимо в интересах приближения суда к населению и скорейшего рассмотрения дел»152Кожевников М.В. История советского суда, С.146. В 1924 г. Картджурте была открыта штабквартира народного судьи, обслуживавшего все аулы Большого Карачая (микрорайон Кюнлюм, или Эльбрус)153Хубиев И. (ОлКеси). О забытых углах Карачая и Черкесии. Аул Эльбрус //Газ. «Советский Юг». Ростов/Дон, 1924 ,№14, здесь же функционировала милиция154Хубиев И. (ОлКеси). О забытых углах Карачая и Черкесии. КартДжурт. О забытых углах Карачая и Черкесии //Газ. «Советский Юг». Ростов/Дон, 1924, №79. Вышестоящей для КарачаевоЧеркесского областного суда инстанцией являлся созданный в 1925 г. СевероКавказский краевой суд155Там же, С.144. См. также: СУ РСФСР. М., 1925. № 82, ст. 619. Как краевой, так и областной суд включал в себя: а) пленум; б) президиум; в) уголовный и гражданский отделы; г) дисциплинарная коллегия о служебных проступках судебных работников. У председателя краевого (областного) суда было два заместителя, один – по уголовному отделу, другой – по гражданскому156Кожевников М.В. История советского суда, С.144. Надзор за деятельностью судов региона (в нашем случае – автономной области и СевероКавказского края) осуществлял Верховный суд РСФСР, который выступал и кассационной инстанцией по делам, рассматриваемым областным, краевым судом, а также судом первой инстанции для важнейших уголовных и гражданских дел. Реформа несколько разграничивала предметы ведения судов и наркомата юстиции, который был лишен права управлять судами или подменять их, но должен был осуществлять «общее руководство, организацию и инструктирование». В качестве высшей судебной инстанции стал выступать созданный в 1922 году Верховный суд РСФСР (вместо упраздненного Верховного трибунала при ВЦИК и Высшего судебного контроля Наркомюста). Согласно Положения о судоустройстве, народные судьи в КарачаевоЧеркесской (а затем и в Карачаевской) АО избирались исполкомом областного Совета депутатов на 1 год, народные заседатели избирались на общих собраниях трудовых коллективов на предприятиях, в воинских частях, исполкомах, сельских Советах. Председатель и члены регионального (областного, губернского) суда избирались облисполкомом на 1 год и утверждались наркоматом юстиции РСФСР157Там же, С.135. В годы НЭПа зарплата народных судей и народных следователей была приравнена друг к другу и составляла в СевероКавказском крае в 1926 г.158Отчет о деятельности.., С.348:
В те годы ощущалась у горских народов Северного Кавказа острая нехватка не только квалифицированных кадров, но и вообще образованных людей. Например, в 1922 г. на всю КарачаевоЧеркесию приходилось лишь 26 работников старшего и среднего звена медицинского персонала (из них – 10 врачей), 248 учителей159КарачаевоЧеркесия к 60летию автономии. (Статистический сборник). Под ред. Л.К.Ломакиной. Черкесск: Кар.Черк. отделение Ставр. кн. издва, 1981. – С.10, 103, 107. Поэтому в органах юстиции в основном работали на руководящих должностях люди, не имевшие профессионального юридического образования, таковыми были все прокуроры автономной области и почти все (кроме Б.Крымшамхалова) председатели областного суда 1920х гг. Данная картина в целом отражала положение по стране, где на районном уровне в органах юстиции 60 процентов работников не имели не только юридического, но и никакого профессионального образования, лишь немногим более 5 процентов имели высшее юридическое образование160Ильинский М.М. Нарком Ягода. М.:Вече,2002. С.36. К 1923 году из 53 губернских прокуроров, назначенных в РСФСР, 70 % не имело профессионального образования, а каждый второй из действующих помощников прокуроров имел лишь начальное образование161Туйков В.И. Прокурорский надзор. Введение в специальность: учебное пособие. –Екатеринбург, 1998. – С.28. Новое Положение о судоустройстве РСФСР (от 19 ноября 1926 г.) сохраняет трехзвенную судебную структуру: а) народный суд; б) региональный /губернский, областной, краевой суд/; в) Верховный Суд РСФСР (п.2, 3). Упразднялись региональные ревтрибуналы, но сохранялись специальные суды: земельные комиссии, особые сессии народного суда по трудовым делам, Высшая Арбитражная Комиссии при Экономическом Совещании РСФСР и местные арбитражные комиссии. Военные трибуналы относились к судам не РСФСР, а СССР. К концу НЭПа относятся кадровые перестановки в системе юстиции Карачаевской АО. В ходе первой крупной «чистки» управленческой прослойки региона осенью 1928 г. было принято решение изгнать из состава судей Б. Крымшамхалова и Блимготова, названных «бывшими помещиками»162ЦДОДП КЧР. Ф. П45. Оп. 1. Д. 18. Л. 5960.. В те же месяцы полномочия Наркомюста в судебной сфере вновь непомерно расширились. Согласно постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 г. наркому юстиции были напрямую подчинены в качестве его заместителей как Председатель Верховного Суда РСФСР, так и Прокурор РСФСР. Курс на подчинение судов исполнительной ветви власти был закреплен новым Положением о Наркомюсте РСФСР от 26 ноября 1929 г., которым было установлено, что Верховный Суд РСФСР входит в состав аппарата Наркомюста РСФСР163Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы, С.265. В то время решением областных властей Карачая было создано три судебных участка, где народные судьи избирались облисполкомом ежегодно. Предварительно их кандидатуры утверждались партийным руководством области. Так, решением бюро Карачаевского обкома ВКП/б/ от 30 ноября 1927 г. были утверждены кандидатами в народные судьи на 1927/28 г. следующие лица: по 1му участку – Боташев, 2му – Батчаев Аубекир, 3му – Хатуев164ЦДОДП КЧР, ф.п45, оп.1, д.10, л.222. Ежегодно обновлялись и общественные обвинители при Карачаевском облсуде, численность которых достигла несколько десятков. Так, на 1927/28 г. их было 27 чел., в числе которых были представители не только собственно общественности, но и ОГПУ, облисполкома и его отделов (административного, здравоохранения, финансового, народного образования), Страховой кассы, областной Сопартшколы, кооперации165ЦДОДП, Ф.П45, ОП.1, Д.10, Л.123. Постановлением ЦИК СССР «О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых народным комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами» от 10 июля 1934 г. устанавливалось, что в судах общей юрисдикции (Верховном суде Союза ССР, верховных судах союзных республик, краевых и областных судах, главных судах автономных республик) подлежат рассмотрению по подсудности все дела, расследуемые НКВД СССР, кроме дел по государственным преступлениям (об измене родине, о шпионаже, терроре, взрывах, поджогах и иных видах диверсий), которые по подсудности относились к ведению Военной коллегией Верховного суда Союза ССР и военных трибуналов округов. Документ признавал необходимым «усилить штаты» всех судов, включая и областные, предполагая их увеличение166http://www.memo.ru/history/NKVD/STRU/prikazy. В соответствии с Положением о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 г., не только он, но и его местные органы, включая областные отделы юстиции «наделялись чрезмерно широкими полномочиями в отношении судов», в частности, имели право давать судам «указания в целях обеспечения правильности и единообразия судебной практики, руководить выборами судей, ревизовать всю их деятельность, давать обязательные указания по вопросам применения законов и т.п.» Тем самым попирался принцип независимости судей и подчинения их только закону, который был официально закреплен в «сталинской» Конституции СССР 1936 г.167Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы, С.265 Последняя, а также Закон о судоустройстве СССР 1938 г. установили, что судебная система СССР состоит из судов общесоюзного формата (Верховный суд, военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта) и судов союзных республик (верховные суды союзных республик, областные и равные им суды, народные и равные им суды). Устанавливалось, что судьи народного суда избираются на 3 года, а судьи остальных судов, как и ранее, избирались Советами на 5 лет. В 1937-1938 гг. суды, как никогда ранее, приобрели идеологопропагандистский характер, выполняя функции нагнетания общественного психоза по поводу «скрытых врагов» и массового устрашения. Именно с этой целью суды проводили показательные процессы, которые призваны были продемонстрировать революционное правосудие «над контрреволюционными вредительскодиверсионными буржуазнонационалистическими группами». Таковыми были, например, процессы над «вредителями» из колхозов аулов Хурзук и Каменномост, которые якобы «уменьшали поголовье колхозного скота, создавали бескормицу, уменьшая кормовую базу, заражали колхозный скот инфекционный скот». Обвинения шефа чекистов подтверждали незадолго до того прошедшие в МикоянШахаре показательные процессы168Дрозд П.И. Будем беспощадно выкорчевывать врагов народа //Газ. «Красный Карачай», 21.12.1937, №291. Справедливости ради необходимо признать, что практика таких процессов имела место в данном регионе и раньше. Например, в 1932 г. МалоКарачаевский райком партии обратился к областному руководству с просьбой «о даче указаний Облсуду о применении законных строгих мер наказания за воровство и убой скота, особенно колхозного, рецидивистами, спекулянтами, принявшее в МалоКарачаевском районе массовый характер». Бюро обкома партии постановило «обязать фракцию Облсуда и Прокурора принять более строгие законные меры наказания за спекуляцию и воровство скота, организовав по аулам несколько показательных процессов»169ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.42, Л.99. Кстати, данный документ свидетельствует о подчиненной роли регионального суда и прокуратуры по отношению к региональному же партийному руководству. В августе 1937 г. на пост председателя облсуда была избрана 26летняя Муксум Гериевна Салпагарова, которая не имела юридического образования. Она в 1934 г. окончила в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), а до избрания работала завотделом областной газеты «Кызыл Карачай»170ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.74, ЛЛ.11, 93. Через несколько месяцев она также была смещена (см. ниже). По завершении «Большого Террора» в регионе работа областного суда была не только подвергнута критике, но и высоко оценена со стороны партийного руководства. Первый секретарь Карачаевского обкома ВКП/б/ И.К.Темиров заявил на 8й областной партийной конференции в июне 1938 г.: «…В отношении дел с 1го января по линии судебных органов освобождено больше 500 человек и прекращены на них дела, это говорит о том, что враги народа с 1934 года сажали честных людей и составляли на них контрреволюционные дела»171ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.81, Л.186. По официальным данным, с 1934 г. до середины 1938 г. по линии судебных учреждений Карачая рассмотрено свыше 1500 дел., по которым было привлечено к ответственности более 3000 чел.172Там же, ЛЛ.185186 Но следует напомнить, что значительная масса дел рассматривалась во внесудебном порядке.173Узденова С.Б., Формирование органов судебной власти в КарачаевоЧеркесии в 1920е годы // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск. Вып. 5. 2012. С. 6774 Примечания. 111 [↑ назад]Исаев И.А. История государства и права России. 3е изд. М.: Юрист, 2004. С.584585; См. также: Верховный Суд Российской Федерации: история и современность. //www.supcourt.ru 112 [↑ назад]Исаев И.А. История государства и права России, С.585 113 [↑ назад]Там же, С.585586 114 [↑ назад]Очерки истории КарачаевоЧеркесии, С.40 115 [↑ назад]Исаев И.А. История государства и права России, С.586 116 [↑ назад]Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Изд.5е. Под ред. К. Ф. Гуценко. М.: Издательство "Зерцало", 2000. — 263264 117 [↑ назад]ГА КЧР, Ф.р40, Оп.1, Д.2, Л.74 118 [↑ назад]Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 121 125 119 [↑ назад]Теунов М. К. Организационноправовые основы становления Нальчикского Военнореволюционного трибунала //Журнал российского права. М.,2007. №4 (124). С.106110 120 [↑ назад]Декреты Советской власти. Т. 2. М., 1959. С.231234 121 [↑ назад]ГА КЧР, Ф.р40, Оп.1, Д.2, Л.55 122 [↑ назад]ГА КЧР, Ф.р40, Оп.1, Д.2, Л.63 123 [↑ назад]ЦДОДП КЧР. Ф.п45. Оп. 1. Д.32, Л.25 124 [↑ назад]Кожевников М.В. История советского суда / Под ред. И.Т. Голякова. – М.: Юридическое издательство МЮ СССР, 1948. – С.123 125 [↑ назад]СУ РСФСР, 1921, № 139, ст. 209 126 [↑ назад]Биджиев В.И. К начальному периоду.., С.4 127 [↑ назад]Там же 128 [↑ назад]Материалы местных органов власти Карачаевского округа //Известия КНИИ. – Черкесск,2008. Вып.4, Приложение 4. С.151152; Джазаева И.А.А. Проблемы административнотерриториального устройства при образовании КЧАО //Известия КНИИ. Отв. ред. И.М.Шаманов. Вып.3. – Черкесск,2007. С.27 129 [↑ назад]Шнейдер В.Г. Проблемы земельного и территориальноадминистративного размежевания на Северном Кавказе в 1920е годы //Известия КНИИ. – Черкесск, 2009, Вып.5, С.126 130 [↑ назад]Биджиев В.И. К начальному периоду.., С.6 131 [↑ назад]Там же, С.5 132 [↑ назад]Бобровников Владимир. Шариатские суды на Северном Кавказе //www.stranaoz.ru/?numid=14&article=689 133 [↑ назад]Авксеньтьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. 2е изд. – Ставрополь: Ставроп. кн. издво, 1984. – С.100101 134 [↑ назад]ГА КЧР, Ф.р40, Оп.1, Д.2, Л.4141об. 135 [↑ назад]Сталин И. В. Сочинения. М., 1947. Т. 4. С. 395396 136 [↑ назад]Документы по истории борьбы за Советскую власть и образования автономии КабардиноБалкарии (19171922). Сост. Р.Х. Гугов, Л.Б. Татарокова, У.А. Улигов, Д.В. Шабаев. Отв. ред. Б.М. Зумакулов. – Нальчик: Эльбрус,1983. Док.№612, С.621 137 [↑ назад]Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаевобалкарцев. – М:Илекса.Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. – С.144 138 [↑ назад]Документы по истории борьбы.., С.647, Док.№630 139 [↑ назад]Там же, С.651652, Док.№631 140 [↑ назад]Бобровников Владимир. Шариатские суды на Северном Кавказе //www.stranaoz.ru/?numid=14&article=689 141 [↑ назад]Кожевников М.В. История советского суда, С.133 142 [↑ назад]История становления судебной системы РСОАлания //promsud.ru/history.htm 143 [↑ назад]Авксеньтьев А.В. Ислам на Северном Кавказе, С.116 (ист.: Жур. «Революция и горец», 1931, №67, С.81) 144 [↑ назад]Систематизированный текст общесоюзных уголовных законов и уголовных кодексов союзных республик. М., 1948. С. 504 145 [↑ назад]СУ РСФСР 1922 Г. № 36, ст. 424 и 425 146 [↑ назад]Кожевников М.В. История советского суда / Под ред. И.Т. Голякова. – М.: Юридическое издательство МЮ СССР, 1948. – С.126 147 [↑ назад]СУ РСФСР.1922. № 69. Ст. 902 148 [↑ назад]ЦДОДП КЧР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 11. Л. 20, 32; Ф. П45. Оп. 1. Д. 1. Л. 207; Д. 10. Л. 260; Ф. 364. Оп.1. Д. 178. Л. 338; Каракетов М.Дж. Карачаевская аристократия на службе советской власти //Известия Карачаевского научноисследовательского института (Далее Известия КНИИ). С. 2932 149 [↑ назад]ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.11, Л.20 150 [↑ назад]Там же, Д.11, ЛЛ.20, 32; Д.18, Л.152а; Д.10, Л.260; Д.49, Л.207; Д.67, ЛЛ.132133 151 [↑ назад]ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.11, Л.32 152 [↑ назад]Кожевников М.В. История советского суда, С.146 153 [↑ назад]Хубиев И. (ОлКеси). О забытых углах Карачая и Черкесии. Аул Эльбрус //Газ. «Советский Юг». Ростов/Дон, 1924 ,№14 154 [↑ назад]Хубиев И. (ОлКеси). О забытых углах Карачая и Черкесии. КартДжурт. О забытых углах Карачая и Черкесии //Газ. «Советский Юг». Ростов/Дон, 1924, №79 155 [↑ назад]Там же, С.144. См. также: СУ РСФСР. М., 1925. № 82, ст. 619 156 [↑ назад]Кожевников М.В. История советского суда, С.144 157 [↑ назад]Там же, С.135 158 [↑ назад]Отчет о деятельности.., С.348 159 [↑ назад]КарачаевоЧеркесия к 60летию автономии. (Статистический сборник). Под ред. Л.К.Ломакиной. Черкесск: Кар.Черк. отделение Ставр. кн. издва, 1981. – С.10, 103, 107 160 [↑ назад]Ильинский М.М. Нарком Ягода. М.:Вече,2002. С.36 161 [↑ назад]Туйков В.И. Прокурорский надзор. Введение в специальность: учебное пособие. –Екатеринбург, 1998. – С.28 162 [↑ назад]ЦДОДП КЧР. Ф. П45. Оп. 1. Д. 18. Л. 5960. 163 [↑ назад]Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы, С.265 164 [↑ назад]ЦДОДП КЧР, ф.п45, оп.1, д.10, л.222 165 [↑ назад]ЦДОДП, Ф.П45, ОП.1, Д.10, Л.123 166 [↑ назад]http://www.memo.ru/history/NKVD/STRU/prikazy 167 [↑ назад]Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы, С.265 168 [↑ назад]Дрозд П.И. Будем беспощадно выкорчевывать врагов народа //Газ. «Красный Карачай», 21.12.1937, №291 169 [↑ назад]ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.42, Л.99 170 [↑ назад]ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.74, ЛЛ.11, 93 171 [↑ назад]ЦДОДП КЧР, Ф.П45, ОП.1, Д.81, Л.186 172 [↑ назад]Там же, ЛЛ.185186 173 [↑ назад]Узденова С.Б., Формирование органов судебной власти в КарачаевоЧеркесии в 1920е годы // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск. Вып. 5. 2012. С. 6774 Просмотров: 920
|
|
Всего комментариев: 0 | |