Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
Учреждения юстиции и правоохранительные органы Карачая в 1917-1943 гг.
Узденова Сусана Борисовна ВВЕДЕНИЕ Российская история новейшего времени по степени насыщенности событиями и явлениями, по глубине социальных и политических потрясений, по многим другим историографическим параметрам, как представляется, не имеет аналогов ни на одном отрезке многовековой отечественной истории. Поэтому не вызывает особого удивления то, что в общей массе исследовательских работ данный этап исторического развития имеет не меньше (если не больше) удельного веса, чем все предшествующие эпохи истории России, вместе взятые. В особенности объектом пристального исследовательского внимания историков не только России, но многих зарубежных стран на протяжении многих десятилетий, является ленинскосталинский период советской истории. Во многом это объяснимо тем, что указанный период показал образцы политических, управленческих решений стратегического и тактического плана в условиях ускоренного распада огромного государства (1917/18 г.) и его воссоздания, такого же ускоренного, буквально через несколько лет (1922 г.). Применяя современную терминологию, можно говорить об одной из исторических форм политического менеджмента трансконтинентального масштаба, о довольно успешном – на определенном периоде – типе антикризисного управления крупнейшей, в пространственном плане, страной мира. Отсюда, кстати, ставшие популярными в исторической публицистике последних лет определения И.В.Сталина, некоторых его соратников (в их числе – даже Л.П. Берия) в качестве «лучших менеджеров ХХ века». В то же время зачастую обходится стороной вопрос о соотношении тех управленческих механизмов, которые использовались большевистскими вождями, с тем инструментарием власти, который для нашей страны был характерен задолго до утверждения советского строя. Иными словами, мало освещенным остаётся вопрос о степени традиционности форм, методов и способов политической культуры советской России. В случае, если признать ленинскосталинские способы преодоления кризиса сугубо российскими, т.е. традиционными, то возникает вопрос об инновационных заслугах лидеров большевистского режима. С данной темой связан вопрос о содержании инструментария власти, в нашем случае – о силовой её составляющей, пожалуй, ключевом компоненте любой авторитарной и, тем более, тоталитарной системы. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена некоторыми, весьма значимыми факторами. В первую очередь мы исходим из необходимости практического учета опыта государственного строительства на Юге России, который имеет более чем двухвековую историю (с конца XVIIIв.). Вряд ли будет большой ошибкой полагать, что чем ближе к нам такой опыт по времени, тем он актуальней. В нашем случае речь идет об использовании наработок первой половины ХХ века по современному политикоправовому обустройству Северного Кавказа. О необходимости инноваций в таком обустройстве свидетельствует сам факт создания в 2010 году СевероКавказского федерального округа, который отражает многосложность проблем этой части нашей страны. Если конкретизировать актуальную направленность работы, то речь идет о роли, значении силовых (в широком смысле – органов юстиции, внутренних дел и безопасности, вооруженных сил) в процессе государственного строительства на Северном Кавказе. Сегодня мы видим, что северокавказские республики попрежнему сохраняют ярко выраженную специфику, составляя в Российской Федерации наиболее подвижную часть в тектонике политических и социальных процессов. Логично полагать, что в 1920-1930е гг. общероссийские и региональные власти учитывали специфику мусульманского Юга, особенности культурного и ментального уклада горского населения, корректировали правоприменительную практику в еще большей степени. Ввиду этого можно выразить уверенность, что опыт политикоправового обустройства Северного Кавказа первой половины ХХ века в той или иной степени востребован нынешними реалиями. Основной научной целью нашего исследования выступает всестороннее изучение (на примере рассматриваемого региона) зарождения и становления постимперской региональной системы юстиции на Юге России. Обозначенная цель может быть достигнута, как представляется, при решении определенных задач, из числа которых нам предстоит: - рассмотреть место, значение и роль сферы правовой регуляции в развитии Юга страны; - выявить совокупность основных факторов, детерминирующих эволюцию правового строя, а также направленность такой эволюции (правового генезиса); - осветить содержание и тренд политикоправовых процессов северокавказских регионов в изучаемый период; ход формирования регионального уровня отрасли советской юстиции и правоохранительной системы; - проанализировать особенности правового уклада в регионах на этапе становления советской правовой культуры; - показать характер функционирования правоприменительных структур в существовавшей тогда политической системе страны (в условиях приоритета идеологии в правовом строительстве, доминирования партийного чиновничества над юридическими органами и т.п.). Перечисленные задачи, в общемто, определяют объект исследования в лице региональной системы органов юстиции, внутренних дел и государственной безопасности рассматриваемого периода. Предметом изучения выступает весь процесс генезиса указанной системы, включая переход от буржуазнодемократического политикоправового строя к советскому, становление последнего, его характерные черты и особенности Географические рамки диссертации охватывают территорию Верхней Кубани, которая, согласно современной историографии, включает в себя бассейн верховий этой реки и её верхних притоков – рек Джегута, Кардоник, Большой и Малый Зеленчук, Уруп, Большая и Малая Лаба. В административном плане это территория современной КарачаевоЧеркесской республики, прилегающих к ней части районов Ставропольского и Краснодарского краев, которые до 1920 г. составляли территорию Баталпашинского отдела. Хронологические рамки исследования ограничены 25летним периодом от момента свержения монархии (1917 г.) до освобождения территории Верхней Кубани от немецкофашистских оккупантов и восстановления органов юстиции, внутренних дел и госбезопасности (1943). Верхняя дата выбрана нами в связи с тем, что в конце 1943 г. наступает качественно новый этап истории данного региона (упразднение Карачаевской АО, депортация карачаевского населения, раздел территории Верхней Кубани между Грузинской ССР и РСФСР, а внутри РСФСР – между Ставропольским и Краснодарским краями). Методологическую основу представленной диссертационной работы составляют общенаучные методы – анализ и синтез, систематизация и обобщение исследуемого материала; системность в подходе к предмету изучения; обозначение параметров статики (структура) и динамики (генезиса) явления. В работе используются и специальные методы – учет фактора исторических закономерностей и детерминирующей основы (экономические, политические, социальные, культурные, природные причины и условия) явления, процесса, события; сравнительносопоставительные, типологические, функциональные (исходит из установки «функция порождает явление») и хронологические (синхронные и диахронные способы изложения исследуемого материала). Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые: - в комплексном плане исследуется история всех основных органов юстиции КарачаевоЧеркесии в 1917-1943 гг., включая суды, прокуратуру, структуры внутренних дел и госбезопасности и др.; - освещается организующая роль региональных политических (партийных) органов Верхней Кубани по созданию и функционированию советских органов госбезопасности, внутренних дел и суда; - прослеживается ход борьбы посредством силовых структур с региональной политической оппозицией в межвоенный период советской истории КарачаевоЧеркесии; - специально рассматривается репрессивная деятельность правоохранительных органов. Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней даётся исследовательский образец современной комплексной разработки одной из тем политической истории (в данном случае – истории силовых структур регионального уровня) с акцентированием внимания на узловых задачах исторического исследования. Практическая значимость работы заключается в том, что она восполняет исследовательскую лакуну в освещении раннего этапа новейшей истории рассматриваемого региона. Поэтому она может использоваться в написании сводных работ по истории не только КарачаевоЧеркесии, но и Юга России – в региональном аспекте, а также в написании работ по истории органов правопорядка и юстиции страны – в аспекте отраслевом. Некоторые положения исследования могут быть отражены в процессе подготовки учебных пособий по истории края, справочных, в т.ч. и энциклопедических работ. Кроме того, содержание диссертации может привлечь научный интерес у специалистов смежных научных дисциплин – у исследователей истории государства и права, обществоведения, политологии и др. Степень научной разработанности проблемы. История органов внутренних дел и ЧК, а также суда и юстиции КарачаевоЧеркесии не являлась в 1950-1970е гг. предметом написания какихлибо отдельных работ. Отдельные аспекты истории их формирования освещались в работах, связанных с освещением советского периода истории Верхней Кубани рассматриваемого времени. Это, в первую очередь, второй том коллективной монографии «Очерки истории КарачаевоЧеркесии» (1972), а также дважды издававшаяся монография К.Т. Лайпанова «Октябрь в КарачаевоЧеркесии». В 1970е гг. издавались работы, посвященные истории органов внутренних дел Кубани1В борьбе и тревоге. Из истории милиции Кубани. Краснодар: Краснодарское кн. издво, 1971., которые помогают ориентироваться в процессах и событиях изучаемой поры. Но, с другой стороны, в них большей частью освещены органы правопорядка на территории Краснодарского края и Адыгеей, т.е. Средней и Нижней Кубани. В 1980е гг. издаётся и переиздается единственная по сей день книга, посвященная истории становления структур госбезопасности на Ставрополье и в Верхней Кубани. Её авторы А.Попутько и Ю.Христинин, опираясь на доступные им архивные материалы, пытаются воссоздать события 1920 нач. 1940х гг., приводят доселе неизвестные исторические данные, а также сведения о деятельности организаторов чекистских органов2Попутько А., Христинин Ю. Именем ВЧК. Документальная повестьхроника о ставропольских чекистах. – Ставрополь: Ставроп.кн.издво,1982. – 319 с.. Основные недостатки работы для использования в историческом исследовании – элементы художественного вымысла, публицистический ее характер (соответственно, отсутствие ссылочного аппарата и т.п.), некритичный подход к используемым источникам, крайне идеологическая заостренность с позиций классовой борьбы. Работа существенно проигрывает на фоне сугубо научных исследований и публикаций по истории органов госбезопасности других регионов Северного Кавказа3Сулейманов С.И. Руководство Коммунистической партии органами госбезопасности Дагестана в 19201925 гг. Дисс. … канд. ист. наук. Махачкала, 1974; Чекисты Дагестана: Сборник. Махачкала, 1985. Из работ того же времени можно обратить внимание на диссертационную работу Г.А. Чекалова, посвященную деятельности политического руководства по созданию и управлению органами советской милиции на Юге России, включая и Кубань, в первые постреволюционные годы4Чекалов Г.А. Партийное руководство созданием и деятельностью советской милиции на Дону и в КубаноЧерноморье, 19171925 гг. Дисс. … канд. ист. наук. Краснодар, 1988. С 1990х гг. издаётся (в т.ч. и в регионах) немало свободных от идеологических стереотипов работ, посвященных истории органов внутренних дел госбезопасности (Ф.Х. Ахмадеев, Н.А. Катаев, А.Г. Хабибулин, Р.С Мулукаев, Н.Н. Карташов, М.М. Ильинский, В.Некрасов и др.), прокуратуры (А.Я. Сухарев), суда (В.П. Портнов, М. М. Славин, А.В. Буков, П. Соломон) нашей страны5Портнов В. П. Славин М. М. Становление правосудия Советской России. М., 1991; Буков В.А. Суд и общество в Советской России: у истоков тоталитаризма. М., 1992; Советская прокуратура. Очерки истории. М., 1993; Ахмадеев Ф.Х. Катаев Н.А. Хабибулин А.Г. Становление и развитие органов советской милиции и исправительнотрудовых учреждений. Уфа, 1993; Некрасов В. Тринадцать «железных наркомов». – М.:Версты, 1995; Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998; Очерки истории органов внутренних дел Российского государства. Демин В.А./Иванов В.Е./Лучинин А.В./Ляушин В.П. – Екатеринбург: Издательство Уральского юридического института МВД России, 2001; Сухарев А.Я. Историческая судьба российской прокуратуры. М., 2001;Ильинский М.М. Нарком Ягода. М.:Вече,2002; Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. М.: NotaBene, 2005. Они в целом позволяют иметь представление о ходе государственного строительства в сфере органов юстиции, внутренних дели госбезопасности в масштабах всей страны. Применительно к Югу России обращают на себя внимание сборники очерков и документов по истории органов госбезопасности регионов Северного Кавказа, изданные в последние годы6Без грифа «секретно». Из истории органов безопасности Кубани. Очерки, статьи, документальные повести. Краснодар, 2005; Органы государственной безопасности и общество. КабардиноБалкария. 19201992. Сб. документов и материалов. Сост., комм. А.В.Казакова. Нальчик: «ЭльФа», 2007. Первая и пока единственная книга, связанная с освещением некоторых страниц истории органов внутренних дел – «Часовые правопорядка. О милиции КарачаевоЧеркесии» (1997) принадлежит ветерану этих структур Г.В.Маркову (1997). Но их жанр, определенный автором как «документальнохудожественные рассказы», делает использование работы в строго историографических целях весьма ограниченным. Тему функционирования досоветских аульных судов в Кубанской области освещают в своих публикациях П.И. Магаяева, М.Н.Урусова7Магаяева П.И. Реформы 6070х годов XIXвека в горских округах Кубанской области. – Карачаевск: КЧГУ,2003; Её же: Деятельность горских словесных судов Кубанской области //Алиевские чтения. Ч.1. Отв. ред. С.У.Пазов. – Карачаевск: КЧГПУ,1998. – С.297299; Урусова М.Н. Аульные суды Кубанской области //Известия КНИИ. Отв. ред. И.М.Шаманов. Вып.3. – Черкесск,2007. С.4549; Кобахиде Е.И. Горский словесный суд и проблема реорганизации судопроизводства для горцев Центральная Кавказа //Социокультурные и политические проблемы высокогорных районов Кавказа: пошлое, настоящее, будущее. Материалы всероссийской конференции. Отв. ред. Р.М.Бегеулов. – Карачаевск: КЧГУ,2010. С.212-219 и др. Издаются работы, посвященные истории других несоветских органов, выполнявших правоприменительные (включая и правоохранительные) функции. Например, статус аульных старшин – института, который функционировал в Верхней Кубани до весны 1917 года и в 1918-1920 гг. включительно, специально освещается в статье Ш.М. Батчаева (2008 г.)8Батчаев Ш.М. Порядок избрания и статус сельских старшин в Карачае (18691917) //Горские общества Кавказа: проблемы социокультурного, политического, исторического развития. Материалы всероссийской научной конференции, посвященной 180летию присоединения Карачая к России. – Карачаевск, 2008. – С.102104. Правда, автор обходит интересующий нас вопрос о судебных и полицейских функциях данного должностного лица. Следует отметь, что основную часть современных работ, посвященных изучению тех или иных проблем, смежных с нашим исследованием, составляют диссертационные разработки. Так, в кандидатской диссертации В.В. Нечепуренко (2003 г.), посвященной истории милиции Кубани в 1920е гг.9Нечепуренко В.В. Формирование милиции Кубани и Черноморья и ее деятельность по борьбе с преступностью и охране общественного порядка в 1920е гг. : Автореферат дис... канд.ист.наук. М., 2003 ., затронуты отдельные вопросы общего характера по интересующей нас теме, однако, из поля внимания диссертанта выпадает Верхняя Кубань, а внимание сосредотачивается на Краснодарском крае и Адыгее. Вместе с тем, следует учесть немаловажный вывод исследователя о том, что для службы в милиции и отрядах милиционного типа в указанные годы властями использовалась в основном принудительная мобилизация населения. Определенную роль в освещении одной из тем, поднятых в нашей работе, играет кандидатская диссертация А.С.Минасова (2002 г.), которая посвящена истории милиции и уголовного розыска КарачаевоЧеркесии времен «военного коммунизма» и НЭПа10Минасов А.С. Становление и развитие органов милиции и уголовного розыска КарачаевоЧеркесии (19201928 гг.). Дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2002. Автор, используя данные местных архивов, старается проследить начальные годы генезиса органов милиции, делает сравнительно выверенные и аргументированные выводы. Территория Верхней Кубани была частично затронута в ряде недавних работ С.А.Федорова, который затрагивает проблемы формирования и трансформации органов внутренних дел Северного Кавказа в годы гражданской войны (1917-1920 гг.) и нэпа. В них освещены вопросы борьбы с уголовной преступностью и обеспечения общественного порядка, изменения криминогенной ситуации в нэповских условиях, темы революционного правосознания и другие аспекты11Федоренко С.А. К вопросу о характере эволюции органов милиции Северного Кавказа в годы гражданской войны (19171920 гг.)// Преподаватель XXI век. 2009. №3. C.121-130; Его же: Органы внутренних дел на завершающем этапе нэпа: на материалах Северного Кавказа // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. №7. С.7378. В то же время, поскольку данные публикации осуществлялись в рамках реализации задач диссертации на ученую степень кандидата юридических наук, в них, естественно, не ставились ориентиры собственно исторического исследования. Источниковую базу работы составляет совокупность материалов (как изданных, так и неопубликованных), которые отражают ход исторического процесса генезиса (зарождения и становления) качественно новой системы органов юстиции, внутренних дел и госбезопасности в Верхней Кубани. Данные материалы можно условно сгруппировать в пять частей. Первая – нормативные акты органов государственной власти, регулирующие деятельность силовых структур и являющие собой юридическую базу их функционирования (включая конституции РСФСР 1918 и 1925 гг., конституцию СССР 1924 и 1936 гг., законы Советской России и СССР, ведомственные акты соответствующих структур и т.д.). Вторая – материалы архивных хранилищ, содержащие решения региональных органов власти и партийного руководства по текущим вопросам деятельности учреждений юстиции, внутренних дел и госбезопасности, циркуляры, резолюции, инструкции. Наибольшее количество используемых материалов данного рода – из Центра документации общественных движений и партий (ЦДОДП) КарачаевоЧеркесской республики (бывшего областного партийного архива). Это фонды Ф.1 («КарачаевоЧеркесский обком КПСС»), Ф.п45 («Карачаевский обком партии», дела 1, 8, 10, 11, 16, 18, 20, 25, 26, 27, 31, 32, 42, 43, 49, 53, 65, 67, 73, 77, 81, 84). Ф. 364 («Контрольная комиссия Карачаевского обкома ВКПб», Д. 178). Привлечены также материалы из Государственного архива КарачаевоЧеркесской республики (ГА КЧР), в т.ч. из фондов: Ф. р40 «Учкуланский аульный революционный комитет», Ф. р306. («Государственный архив КАО, 19391943 гг.»). Из корпоративных архивохранилищ использованы материалы архива Карачаевского НИИ, включая фонды Ф.2 («Документы времен гражданской войны», Д.2), Ф.3. («Материалы по Карачаевской автономии 19201943», Д.3), Ф.11 («Персоналии общественной, политической, хозяйственной, культурной и научной жизни»), Ф.19 («Организации науки и образования»). В ходе исследования нами были использованы также материалы архива КарачаевоЧеркесского историкокультурного и природного музеязаповедника (КЧМЗ), в т.ч. фонда Ф.1. Третья группа материалов включает материалы региональной периодической печати советского времени (газеты «Горская Жизнь», «Советский Юг», «Красный Карачай» и др.). К четвертой группе источников мы относим справочные и статистические сборники. Пятая группа представляет собой совокупность опубликованных сборников документов, в том числе – «Декреты Советской власти» (тт.12, 1957, 1959), «Советская прокуратура» (1981), «Социальноэкономическое, политическое и культурное развитие народов КарачаевоЧеркесии» (1985) и др. Настоящая диссертационная работа прошла научную апробацию в различных формах. Работа была обсуждена на заседании кафедры истории России КарачаевоЧеркесского государственного университета им. У.Д. Алиева, а значимые положения и выводы исследования неоднократно излагались автором в виде докладов, выступлений и сообщений на научных конференциях различного уровня в г. Пятигорске, РостовенаДону, Барнауле, Новосибирске, Таганроге и др. Структура работы включает в себя вводную часть, две главы по три параграфа каждая, заключительную часть, перечень использованных источников и библиографии. Примечания. 1 [↑ назад]В борьбе и тревоге. Из истории милиции Кубани. Краснодар: Краснодарское кн. издво, 1971. 2 [↑ назад]Попутько А., Христинин Ю. Именем ВЧК. Документальная повестьхроника о ставропольских чекистах. – Ставрополь: Ставроп.кн.издво,1982. – 319 с. 3 [↑ назад]Сулейманов С.И. Руководство Коммунистической партии органами госбезопасности Дагестана в 19201925 гг. Дисс. … канд. ист. наук. Махачкала, 1974; Чекисты Дагестана: Сборник. Махачкала, 1985 4 [↑ назад]Чекалов Г.А. Партийное руководство созданием и деятельностью советской милиции на Дону и в КубаноЧерноморье, 19171925 гг. Дисс. … канд. ист. наук. Краснодар, 1988 5 [↑ назад]Портнов В. П. Славин М. М. Становление правосудия Советской России. М., 1991; Буков В.А. Суд и общество в Советской России: у истоков тоталитаризма. М., 1992; Советская прокуратура. Очерки истории. М., 1993; Ахмадеев Ф.Х. Катаев Н.А. Хабибулин А.Г. Становление и развитие органов советской милиции и исправительнотрудовых учреждений. Уфа, 1993; Некрасов В. Тринадцать «железных наркомов». – М.:Версты, 1995; Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998; Очерки истории органов внутренних дел Российского государства. Демин В.А./Иванов В.Е./Лучинин А.В./Ляушин В.П. – Екатеринбург: Издательство Уральского юридического института МВД России, 2001; Сухарев А.Я. Историческая судьба российской прокуратуры. М., 2001;Ильинский М.М. Нарком Ягода. М.:Вече,2002; Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. М.: NotaBene, 2005 6 [↑ назад]Без грифа «секретно». Из истории органов безопасности Кубани. Очерки, статьи, документальные повести. Краснодар, 2005; Органы государственной безопасности и общество. КабардиноБалкария. 19201992. Сб. документов и материалов. Сост., комм. А.В.Казакова. Нальчик: «ЭльФа», 2007 7 [↑ назад]Магаяева П.И. Реформы 6070х годов XIXвека в горских округах Кубанской области. – Карачаевск: КЧГУ,2003; Её же: Деятельность горских словесных судов Кубанской области //Алиевские чтения. Ч.1. Отв. ред. С.У.Пазов. – Карачаевск: КЧГПУ,1998. – С.297299; Урусова М.Н. Аульные суды Кубанской области //Известия КНИИ. Отв. ред. И.М.Шаманов. Вып.3. – Черкесск,2007. С.4549; Кобахиде Е.И. Горский словесный суд и проблема реорганизации судопроизводства для горцев Центральная Кавказа //Социокультурные и политические проблемы высокогорных районов Кавказа: пошлое, настоящее, будущее. Материалы всероссийской конференции. Отв. ред. Р.М.Бегеулов. – Карачаевск: КЧГУ,2010. С.212219 8 [↑ назад]Батчаев Ш.М. Порядок избрания и статус сельских старшин в Карачае (18691917) //Горские общества Кавказа: проблемы социокультурного, политического, исторического развития. Материалы всероссийской научной конференции, посвященной 180летию присоединения Карачая к России. – Карачаевск, 2008. – С.102104 9 [↑ назад]Нечепуренко В.В. Формирование милиции Кубани и Черноморья и ее деятельность по борьбе с преступностью и охране общественного порядка в 1920е гг. : Автореферат дис... канд.ист.наук. М., 2003 . 10 [↑ назад]Минасов А.С. Становление и развитие органов милиции и уголовного розыска КарачаевоЧеркесии (19201928 гг.). Дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2002 11 [↑ назад]Федоренко С.А. К вопросу о характере эволюции органов милиции Северного Кавказа в годы гражданской войны (19171920 гг.)// Преподаватель XXI век. 2009. №3. C.121130; Его же: Органы внутренних дел на завершающем этапе нэпа: на материалах Северного Кавказа // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. №7. С.7378 ↑ Наверх ↑ | Содержание | 1.1. Местные органы судопроизводства и правопорядка после свержения монархии и в период Гражданской войны
Просмотров: 831
|
|
Всего комментариев: 0 | |