Пятница, 19.04.2024, 15:37

Карачаевцы и балкарцы

Ахлысына аман - кимге да аман.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

141. ЗОЛОТОЙ КОВШ НАРТОВ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

XII. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ С ЗЕМЛИ НАРТСКОГО ПЛЕМЕНИ

Время нартов было счастливым временем для человечества. Жившие на Кавказе не трогали ни диких, ни домашних животных, трава круглый год была свежей и зеленой, болезней не было, людей не кусали, не мучили насекомые. Красивые, отважные, благородные, трудолюбивые нарты никому не причиняли зла. Они [чутко] охраняли свои земли и скотину, своих родных.

Владелец несметных богатств Иблис, который причинял [людям] столько зла1...Иблис, который причинял [людям] столько зла... — Нам кажется, что здесь Иблисом (Иб.чис — дьявол, демон, сатана) назван традиционный враг нартов — Фук (Пук)., сколько мог, давно жаждал разгромить страну нартов. Он насылал на них черные тучи, которые [засыпали их снегом], он метал в них огненные стрелы небесных молний. Насылал на них то бураны, то лютые морозы, то жару. Однако он не смог одолеть нартов. Нарты из всего этого выходили победителями.

Когда он, наслав засуху, выжигал пашни, леса, травы, нарты орошали свои земли, выкопав канавы. На зиму заготавливали для скота сено впрок. Во время наводнений жили в пещерах, на случай мороза у них всегда горел огонь в очагах.

Нартам во всем помогал [волшебный] золотой ковш. Тому, кто пил воду из этого ковша, он давал силу, мужество и мудрость. Ковш с водой сам поднимался ко рту правдивого, [хорошего] человека, а обманщиков, [нечестных] он даже близко к себе не подпускал. Молва о чудесном ковше разнеслась по всему свету. Многие пытались заполучить его. Много врагов из чужих стран, напав [на нартов], сотрясали их ущелья топотом своих коней, пускали в ход свои мечи и стрелы. Как только враг нападал на нартов, они, оставив свои сохи, бросив все свои дела, брались за оружие и вступали в борьбу.

Желающих завладеть золотым ковшом не уменьшалось, поэтому не было конца и краю войнам [на нартской земле].

И вот, чтобы спрятать ковш от чужих так, чтобы никто из них не смог его найти, нарты решили построить крепость на вершине крутой скалы, расположенной у истоков реки Амгата. [Нарты построили крепость]. В эту крепость взбирались по лестнице. А место, где находилась эта лестница, днем и ночью, не смыкая глаз, охраняли стражники.

Нарты решили поселить в крепости девушку по имени Ай2Ай — букв. «луна».. [В крепости] девушка спрятала золотой ковш в сундук. Ночью она спала на этом сундуке, а днем, сидя на нем, пряла золотое руно златошерстного барана [нартов]. Девушка этими золотыми нитками вышивала фамильные тамги нартов на их праздничной одежде.

Девушка с сундука вставала только для того, чтобы помыть в реке шерсть. В крепости, кроме Ай, не было женщин, и поэтому она очень скучала. Так она прожила [в этой крепости] много лет.

Весть о крепости, куда не ступала нога [чужого] человека, облетела весь свет. Охотников заиметь чудесный ковш уже не стало. В [нартских] горах наступил покой. Один только коварный, ненасытный Иблис во что бы то ни стало хотел завладеть этим ковшом.

Однажды Ай спустилась к [реке] Амгата и начала мыть шерсть. В это время Иблис шел по берегу реки. Заметив [Ай], он подошел к ней поближе и, спрятавшись за камнем, не отрывая глаз, долго смотрел на прекрасную девушку. Девушка ему очень понравилась. Он сперва подумал: «Может, умыкнуть ее». Потом решил: «Нет, сперва нужно сделать так, чтобы она полюбила меня. Если это случится, то через нее я заимею и золотой ковш».

Придя к такому решению, Иблис ударился о камень и в одно мгновение превратился в прекрасного юношу. Ай, увидев его, испугалась, хотела убежать и позвать стражников. Но «юноша» заговорил с ней. Она, увидев его доброжелательность и учтивость, не ушла и выслушала его.

Уходя, она намекнула [«юноше»], что ежедневно в полдень приходит сюда стирать шерсть или белье.

Начиная с этого дня Иблис в образе красивого юноши приходил и встречался с девушкой на берегу реки. В скором времени он стал говорить девушке о своей любви. Ай сперва не обращала внимания на его слова, но постепенно стала прислушиваться к ним, а со временем это ей стало так нравиться, что она даже боялась, что он прекратит [эти речи]. Не успев с ним расстаться, она с нетерпением ждала новой встречи. Ай чуть свет выходила во двор крепости и с нетерпением ждала, когда появится «прекрасный юноша».

Однажды, когда они встретились, «юноша» сказал, что не сможет прийти [к реке] днем и что он вечером будет ее ждать внизу [у скалы, где стоит крепость]. Ай ответила ему, что в это время ее там не будет, потому что вечером, перед заходом солнца, лестницу поднимают наверх, а ворота крепости закрывают.

«Ничего, — успокоил ее „юноша“ , — ты выйди к крепостной стене и опусти вниз свои косы, и я взберусь [к тебе] по ним». Девушка послушалась его, и, когда в крепости стало тихо, она [вышла] и опустила свои косы вниз. Иблис, вырезав из орешника палочки, воткнул их между косами и, как по лестнице, взобрался наверх. Он вместе с Ай зашел в комнату, где она прятала золотой ковш. «Юноша» сказал ей, что он очень хочет выпить из золотого ковша. Ай поднесла ему чудесную воду нартов. Иблис, выпив воду и приняв свой настоящий вид, засунул ковш за пояс. Схватив девушку, он спрыгнул с крепостной стены, вскочил на своего крылатого богатырского коня и умчался.

Пока стражники поняли, в чем дело, и оседлали своих коней, Иблис был уже далеко. Его богатырский конь не оставил даже следов. К счастью, в руках у Ай осталось немного золотой шерсти, и вот, чтобы нарты нашли ее по следу, она всю дорогу отрывала маленькие кусочки и бросала их за собой.

Эти [кусочки] золотого руна златошерстного барана [нартов], сверкая, указывали путь, [тянущийся] с земли до небес. Кроме слепых, не осталось никого, кто бы [этот путь] не увидел.

Но кони нартов не могли летать, и могучие [нарты] остались на земле.

Они стали пускать [в небо] стрелы, однако стрелы не попали в Иблиса. Они, воткнувшись в небесную твердь, откололи от нее куски, которые, упав на землю, превратились в ярко-синие озера.

[Нарты] метали [вслед] Иблису и огненные стрелы, но они все упали на землю, даже не долетев до небес.

Ай горько оплакивала свою несчастную участь. Иблис хотел жениться на ней. Девушка же, решив, что ей лучше умереть, чем согласиться на это, бросилась [со скалы] вниз, в глубокое ущелье. Но Иблис не дал ей упасть. Он подхватил девушку и превратил ее в луну.

А ковш Иблис спрятал на небе. Золотой ковш находится в середине неба, в семи днях пути на коне от Большой Медведицы.

Нарты, оставшись без золотого ковша, потеряли свою силу. Иблис посеял между ними жадность, лень и коварство. Нарты старались не поддаваться всему этому, но не выдержали. Каждый из них старался всеми правдами и неправдами забрать себе побольше земли и скота. Поэтому между ними появились отчужденность и вражда. Враждуя друг с другом, они обессилели, и многие из них погибли. А некоторые из них превратились в горы. Их имена известны и поныне. Это — Машук, Минги тау, Мусса-Ачытара, Тегин, Казбек, Ушта.

Судя по рассказам стариков, у самой красивой горянки родится богатырский сын. Он извлечет из-под разрушенных стен крепости Амгата3...из-под разрушенных стен крепости Амгата... — Вероятно, сказитель назвал хрепость так потому, что она, согласно сказанию, стояла у истоков реки Амгата. лук нартов и собьет с небес [тот] золотой ковш. Говорят, что, когда он упадет на землю, люди выпьют из него воду нартов и опять будут понимать друг друга и будут жить в мире и согласии.


Примечания.
141. ЗОЛОТОЙ КОВШ НАРТОВ

Перепечатка с публикации «Узоры жизни». Сборник отрывков из исторических преданий, легенд и воспоминаний старшего поколения. Сост. Байрамкулов А. М., Узденов А. А., Байрамукова X. Б., Пензиков Ю. А. Черкесск, 1988, с. 248— 252.

1 [↑ назад]...Иблис, который причинял [людям] столько зла... — Нам кажется, что здесь Иблисом (Иб.чис — дьявол, демон, сатана) назван традиционный враг нартов — Фук (Пук).
2 [↑ назад]Ай — букв. «луна».
3 [↑ назад]...из-под разрушенных стен крепости Амгата... — Вероятно, сказитель назвал хрепость так потому, что она, согласно сказанию, стояла у истоков реки Амгата.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (02.12.2014)
Просмотров: 749 | Теги: 141. ЗОЛОТОЙ КОВШ НАРТОВ

Всего комментариев: 0
avatar