Четверг, 25.04.2024, 02:40

Карачаевцы и балкарцы

Аман сёзден бал чыкъмаз, аман кёзден май чыкъмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

135. ИЗ НАРТСКИХ БЛАГОПОЖЕЛАНИЙ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

XI. ПЕСНИ НАРТОВ
Тюйюш1Этот небольшой текст представляет собой лишь маленькую часть алгыша (благопожелания), который, по словам сказительницы, произносился во время какого-либо торжества в нартском доме. Здесь мы наблюдаем характерное для жанра алгышей явление — наличие в них и другого архаического жанра балкаро-карачаевского фольклора — каргышей (проклятий), которые в контексте благопожелания адресуются врагам и недоброжелателям хозяев дома или общины. — тюйюш, тюйюшде2Тюйюш — тюйюш, тюйюшде — Букв. «Бой, бой, в бою...». Сказительница не смогла объяснить смысл этих слов. Нам кажется, что эта строка используется для рифмы, т. е. ее последнее слово «тюйюшде», рифмуясь со словом «мюйюшде» второй строчки, образует двустишие. В тюркском стихосложении, как известно, такое явление встречается довольно часто.,
В углу — нартский твой шекел3Шекел — в современном карачаево-балкарском языке букв, «вид», «облик», «подобие». У древних балкарцев это слово, по утверждению сказительницы и С. О. Шахмурзаева, употреблялось в значении «идол», «фетиш», «икона»..
Кто на него посягнет, пусть на того обрушатся беды,
Пусть он от нартского меча погибнет,
5 Пусть у него в доме все умрут4...Пусть у него в доме все умрут’ — Букв. «Пусть у врага закроются двери».!
[В твоем же доме пусть] тутай куш запоет5[В твоем же доме пусть]тутай куш запоет... — По словам сказительницы и С. О. Шахмурзаева, «тутай куш» — «попугай». Здесь так выражено пожелание, чтобы в доме было счастье, богатство, благоденствие во всем.,
Пусть в твоем дворе будет играть будущий нарт!6...Пусть в твоем доме будет играть будущий нарт' — Пожелание адресату алгыша иметь наследников.

Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 14, балк. Исп. Балдан Геграева, с. В. Чегем (КБР), 1969 зап С. О. Шахмурзаев.

1 [↑ назад]Этот небольшой текст представляет собой лишь маленькую часть алгыша (благопожелания), который, по словам сказительницы, произносился во время какого-либо торжества в нартском доме. Здесь мы наблюдаем характерное для жанра алгышей явление — наличие в них и другого архаического жанра балкаро-карачаевского фольклора — каргышей (проклятий), которые в контексте благопожелания адресуются врагам и недоброжелателям хозяев дома или общины.
2 [↑ назад]Тюйюш — тюйюш, тюйюшде — Букв. «Бой, бой, в бою...». Сказительница не смогла объяснить смысл этих слов. Нам кажется, что эта строка используется для рифмы, т. е. ее последнее слово «тюйюшде», рифмуясь со словом «мюйюшде» второй строчки, образует двустишие. В тюркском стихосложении, как известно, такое явление встречается довольно часто.
3 [↑ назад]Шекел — в современном карачаево-балкарском языке букв, «вид», «облик», «подобие». У древних балкарцев это слово, по утверждению сказительницы и С. О. Шахмурзаева, употреблялось в значении «идол», «фетиш», «икона».
4 [↑ назад]...Пусть у него в доме все умрут’ — Букв. «Пусть у врага закроются двери».
5 [↑ назад][В твоем же доме пусть]тутай куш запоет... — По словам сказительницы и С. О. Шахмурзаева, «тутай куш» — «попугай». Здесь так выражено пожелание, чтобы в доме было счастье, богатство, благоденствие во всем.
6 [↑ назад]...Пусть в твоем доме будет играть будущий нарт' — Пожелание адресату алгыша иметь наследников.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (02.12.2014)
Просмотров: 652 | Теги: 135. ИЗ НАРТСКИХ БЛАГОПОЖЕЛАНИЙ

Всего комментариев: 0
avatar