Суббота, 20.04.2024, 11:15

Карачаевцы и балкарцы

Аслан ач да тюлкю токъ.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

109. ЁРЕЧЫКАУ И КАРАШАУАЙ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

VI. БЁДЕНЕ — РАЧЫКАУ

Карашауай и Ёречыкау не были знакомы друг с другом. «Я не я, если не познакомлюсь с Ёречыкау»,— сказал [Карашауай] и отправился в дорогу. Когда Карашауай вышел в дорогу, и Ёречыкау выехал на его поиски. В пути они повстречались у одного моста и приветствовали друг друга.

Они разговорились и выяснили, что Карашауай выехал на поиски батыра степей Ёречыкау, а Ёречыкау выехал на поиски батыра гор Карашауая.

Тогда Ёречыкау сказал:

— Батыр степей — Ёречыкау — это я.

— А батыр гор — я,— ответил [Карашауай].

— Ну, если так, то мы оба с тобой батыры, ты в горах, я — в степи,— сказал Ёречыкау.

Потом он [решил испытать себя и Карашауая и] сказал:

— Будем стреляться или бороться?

Они начали с толкания камня. [Сперва] бросил Ёречыкау, потом толкнул Карашауай. Однако Карашауай опередил Ёречыкау, толкнув камень на полтора шага дальше.

Когда начали бороться, Ёречыкау сразу же проиграл. Во время дальнейших состязаний Карашауай связал Ёречыкау по рукам и ногам и привязал его к своему коню. Чтобы [еще больше показать свою мощь Ёречыкау] и чтобы он поведал об этом другим, Карашауай вытащил [из ножен] свой меч и ударил им по огромному камню. Его меч этот огромный, как стог сена, камень рассек на две части.

Карашауай приторочил Ёречыкау к [седлу] и отправился к себе домой. [Доехав], он привязал коня к коновязи, а сам вошел в дом. Зайдя в дом, он, использовав свое умение напускать холод, сделал так, чтобы на улице наступила стужа, и заморозил Ёречыкау. Потом он сказал обур Мичиуан1В цикле Карашауая его восприемницей, воспитательницей выступают то Саганаи, то мать Алаугана В данном же сказании не указывается, что обур Мичиуан его бабушка. Она выступает здесь воспитательницей Карашауая. Традиционно же Карашауай воспитывался, питаясь ледяными сосульками Эльбруса.

— Я привез тебе одно существо, похожее на человека, он будет помогать тебе рубить дрова, разводить огонь.

Когда Мичиуан пошла и, развязав [Ёречыкау], разглядела его, она очень рассердилась и сказала Карашауаю:

— Карашауай, что это такое, он ведь [тоже] мой молочный сын. Я вот соберу твоих родичей-эмегенов [и велю им] избить тебя.

Потом Мичиуан пошла и привела десять эмегенов. Когда они дошли до места, где Карашауай рассек своим мечом камень, туда подъехал и Карашауай.

Эмегены [состязались] в толкании камня.

— Удачи вам, стадо эмегенов!— приветствовал [он] их.

— Спасибо, добро пожаловать, слабый сын человечий! — ответили они. Потом они протянули Карашауаю камень со стог [сена], тяжелей чугуна и свинца, и сказали: «[На, и ты] толкни».

Карашауай взял камень и так толкнул, что перебросил его через гору и опередил их всех.

Эмегенам не понравилось, что Карашауай победил их, и они начали с ним сражаться. Карашауай схватил свой булатный меч, сделанный из железной руды Куфс.их гор, и перебил всех эмегенов. Его меч [в бою] удлинялся от места, где встает солнце, до места, где оно садится.

[После боя] Карашауай поехал туда, где жил Ёречыкау. Когда он [пришел в его дом], теща Ёречыкау дала ему прикоснуться губами к своей груди и сказала:

— С этого дня, Карашауай, я делаю тебя [своим названым сыном] и побратимом моего сына Ёречыкау.


Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 9, балк. Исп. Мустафа Азаматов (р. 1896), с. Быллым (КБР), 1965, зап. С. О. Шахмурзаев.

1 [↑ назад]В цикле Карашауая его восприемницей, воспитательницей выступают то Саганаи, то мать Алаугана В данном же сказании не указывается, что обур Мичиуан его бабушка. Она выступает здесь воспитательницей Карашауая. Традиционно же Карашауай воспитывался, питаясь ледяными сосульками Эльбруса.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (01.12.2014)
Просмотров: 524 | Теги: 109. ЁРЕЧЫКАУ И КАРАШАУАЙ

Всего комментариев: 0
avatar