Суббота, 27.04.2024, 00:05

Карачаевцы и балкарцы

Кёб кёрген кёб билир.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

99. ЁРЮЗМЕК И СОСУРУК
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

V. НАРТСКИЕ ПЕСНИ И СКАЗАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ НЕСКОЛЬКИМ ГЕРОЯМ

Однажды во время беседы Ёрюзмека и Сосурука о храбрости и трусости Ёрюзмек сказал Сосуруку:

— Как может человек чего-то бояться в этом мире? Я очень удивляюсь этому. Интересно, что это такое — «испуг»?

Эти слова глубоко запали в душу Сосурука, [но он ничего не ответил]. Когда прошло некоторое время, Сосурук предложил [ему]:

— Ёрюзмек, давай отправимся в жортууул.

Они взяли с собой еще шестерых нартов и восьмером отправились в ту сторону, где садится солнце. Проехав [много] ущелий, балок, они добрались до одной реки.

Когда Ёрюзмек, спрыгнув с коня, припал к воде и понюхал ее, он услышал запах эмегенского мяса. Опустив палец в реку, он попробовал воду на вкус. Капля с пальца набила оскомину, и у него пожелтел язык. Ёрюзмек поведал своим попутчикам о запахе и действии воды. И тогда Сосурук сказал:

— Эй, Ёрюзмек, [ведь] в верховьях реки эмегены живут. Они всегда загрязняют в реке воду, мочатся [в реку], чтобы нарты не могли пить из нее, а если бы и выпили, чтобы заболели. Ни нам, ни нашим коням нельзя пить эту воду. Если ее выпьют наши кони — они ослепнут, а если мы сами выпьем — проказой заболеем. Эмегены не только мясо животных и человека кушают. Они едят и ядовитых змей, и лягушек. Если они в свою еду не добавляют чемерицу, то для них эта еда — не еда. Нам нельзя загонять коней в реку, [чтобы переплыть на ту сторону]. Мы продолжим путь по этому берегу. Я знаю, где находятся пещеры, в которых живут эмегены. Мы переберемся [через реку], проехав выше [этих пещер].

После долгого [пути], под вечер, они доехали до одной темной пещеры, в которой жили эмегены. Там было девять эмегенов.

— Добрый день, мудрые, сообразительные, расчетливые [эмегены], — приветствовал их Сосурук.

— Спасибо, добро пожаловать, хитрые сыны человечьи! — ответили [те].

В эту ночь эмегены накормили нартов каким-то протухшим мясом. Утром, завалив вход в пещеру громадной скалой, чтобы нарты не смогли выбраться [наружу], разбрелись по лесу. Вечером вернулись в пещеру и принесли по одному убитому дикому зверю. Старший из эмегенов так обратился к нартам:

— Ну что же, сыны человечьи, сегодня вы должны нас угощать. По нашим обычаям, одну ночь мы должны угощать, а другую — вы, — заявил он.

И тогда нарты вынуждены были заколоть одного из своих коней.

Одну ночь угощали эмегены, другую ночь — нарты. Так продолжалось до тех пор, пока у нартов остался один пегий конь. Этот пегий конь был конем Ерюзмека. Этот конь был известный всей стране нартов стальнокопытый, с железными челюстями, с ушами [длиной] в один карыш, ветроподобный Генжетай, обладающий человеческим разумом. Ёрюзмек души в нем не чаял.

Сосурук сказал Ёрюзмеку:

— Теперь как не заколоть твоего пегого [коня], если у нас не осталось других коней?

Тот возразил:

— Нет, пусть лучше меня зарежут, чем его.

Эмегены, услышав это, сказали:

— Хорошо, тогда тебя зарежем. Мы человечье мясо любим больше [конины]. Вот уже месяц, как мы не ели человечьего мяса.

Они положили [Ёрюзмека] на большой плоский камень и связали. Один из эмегенов взял ярко-красный нож из меди длиной в три локтя, другой — точильный камень, и они начали точить этот нож.

Сосурук [сидел], глубоко задумавшись. Потом он так заявил эмегенам:

— Эй, мудрые и расчетливые, не спешите, ночь длинна, успеем и поесть и попить. Ведь мы посланцы нартской страны. [Они нас прислали к вам с делом]. Вы не спрашиваете: «Зачем вы к нам приехали?» — вот мы и не сказали, [почему мы у вас].

— Ну что же, расскажите нам, зачем вас к нам послали, — сказали эмегены, посмотрев на Сосурука.

— В стране нартов, — начал Сосурук, — вышел спор, что было изготовлено раньше: наковальня, молоток или щипцы. Из-за этого пошла вражда [между нартами]. Споры, вражда не прекращаются. Теперь, если вы зарежете [Ёрюзмека], то кто передаст нартам ваш [правильный] ответ— [ведь] среди нас он самый разумный и толковый.

[Когда Сосурук закончил говорить], эмегены, хлопая в ладоши и топая ногами, разразились диким, громоподобным хохотом, сотрясая скалы и горы. Старший эмеген сказал:

— Как же эти дураки не знают, что щипцы старше?

— Наш тамада, ты не прав, — возразил второй эмеген, — молоток старше. Другой эмеген сказал:

— Вы шутите или от души все это говорите? Почему вы не понимаете, что самый старший среди них — наковальня?

Их спор перешел в драку. Они начали драться.

Во время драки они задели и свалили скалу, закрывавшую вход в пещеру. Вырвав с корнем чинары, растущие около пещеры, они стали избивать друг друга ими и, [продолжая драться], спустились в ущелье.

[В пещере остался только] один очень старый эмеген с гноящимися глазами. [Нарты] запрягли его в огромную железную телегу эмегенов, сели в нее и поехали в страну нартов.

Когда они вернулись [домой], Сосурук спросил Ёрюзмека:

— Ёрюзмек, ну, теперь ты понял, что такое страх?

— Как не понять, на себе испытал, — ответил Ёрюзмек.

— Ну, если так, впредь не говори: «Я не знаю, что такое страх, сильнее меня [никого] нет, и никому меня не одолеть», — сказал Сосурук.


Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 8, балк. Исп. Саид Кудаев (р. 1880), с. Булунгу (КБР), 1965, зап. С. О. Шахмурзаев.

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (01.12.2014)
Просмотров: 539 | Теги: 99. ЁРЮЗМЕК И СОСУРУК

Всего комментариев: 0
avatar