Пятница, 26.04.2024, 08:24

Карачаевцы и балкарцы

Байлыкъ - бир айлыкъ.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

59. АЛАУГАН И ПЯТИГОЛОВАЯ ДЕВУШКА-ЭМЕГЕНША
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IV. ДЕБЕТ — АЛАУГАН — КАРАШАУАЙ

Нарт Алауган1Из данного сказания публикуется та часть, где речь идет о рождении Алаугана и рождении Карашауая. жил на берегу одного большого моря. В этом море были два [морских] коня. Никто из [нартов] не мог поймать их. Алауган взял с собой цепь и пошел к морю. Кони при виде человека бросились в море, а когда [Алауган] ушел, опять вышли на берег.

Однажды Алауган [подкараулил их] и, когда кони были на берегу, накинул на шею одного из них цепь. Поймал коня и повел к себе домой. [Приручил] и сделал его своим конем. Назвал его Гемудой. Люди были удивлены этим.

[Однажды] Алауган сел на своего коня и отправился искать себе жену. В пути, на одной лесной поляне, он увидел какое-то страшное существо. Испугавшись, он остановился. «Я же поклялся ничего не бояться и вот теперь нарушил свою клятву», — огорчился он. На что Гемуда сказал: «Не бойся — это пятиголовая эмегенша зашивает землю. Ты слезь с меня, подбеги и приложись губами к ее груди. После этого, как только она скажет: „Ой, дитя мое!“, ты скажи: „Ой, мать моя!“, а потом поведай ей о себе».

[Алауган сделал все так, как научил его Гемуда]. Когда эмегенша спросила его: «Что ты здесь ищешь?», он ответил ей, что ищет себе жену. Эмегенша, сказав: «У меня есть две дочери. Выберешь себе ту, которая понравится», — повела его в свой дом. Алаугану ее дочери понравились.

Когда он, взяв одну из ее дочерей, собрался уезжать, подали угощение. Алауган съел немного буйволиного мяса. А девушка съела мясо целого буйвола. Алауган, увидев это, испугался, подумав: «Как же я ее прокормлю?». Он посадил ее на Гемуду и повез в свой аул.

Жители аула со словами: «Алауган жену себе везет» — вышли ему навстречу. Смотрят — а это пятиголовая эмегенша. Они повернулись и бросились бежать. Люди вернулись по своим домам, а [Алауган] привез жену домой.

Эмегенша съедала своих новорожденных детей. Огорченный этим, Алауган пошел и попросил у Сатанай совета. Та сказала: «Возьми одного щенка. Когда она родит ребенка, подбрось ей щенка, а ребенка забери и спрячь где-нибудь. Когда малыш вырастет, он будет знаменитым на весь мир богатырем, которого будут называть сыном Алаугана и эмегенши».

Когда эмегенша родила [в очередной раз], Алауган подбросил ей щенка, забрал ребенка и, сказав ей: «Я ухожу, наверное, на неделю», — ушел в горы. В горах он поскользнулся и выронил мальчика в расщелину ледника. [Он очень переживал], после долгих раздумий он вернулся домой и убил свою жену-эмегеншу. С горя он отпустил пастись своего Гемуду, а сам сел и стал играть на кыл кобузе*.

А сын его [не умер], он рос в расщелине ледника, питаясь ледяными сосульками. [Когда немного подрос], он вылез из расщелины ледника, пришел в лес Шауешик и стал там жить. У него одежды не было, и он ходил голым, назвал же себя он Шауаем. Сделал себе лук [и стрелы], начал охотиться на зверей. Этим и кормился.

[Однажды] он оттуда пришел в аул. Дом же Алаугана был на окраине. Когда голый [мальчик] зашел в дом своего отца, тот спросил: «Кто ты такой? Почему ты голый?» — «Да вот, забрел сюда нечаянно, — ответил он. — Меня, когда я был маленьким, отец случайно уронил в расщелину льда, [и я там вырос]».

Когда он рассказал о себе, Алауган признал в нем своего сына. Обрадовался, одел его. Со временем из него вырос могучий, известный всему свету джигит, которого называли сын Алаугана — Карашауай.


Примечания.

Архив К БН И И Ф Э. Ф . ф. 13, on. 1, д. 7 , карач. Исп. Адамей Салпагаров (р. 1905), с. В. Учкулан (Карачай), 1965, зап. А. 3. Холаев.

1 [↑ назад]Из данного сказания публикуется та часть, где речь идет о рождении Алаугана и рождении Карашауая.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (28.11.2014)

Всего комментариев: 0
avatar