Пятница, 26.04.2024, 16:51

Карачаевцы и балкарцы

Эрге баргъан къыйын тюлдю, этек бюкген къыйынды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

35. КАК СОСУРУК ДОБЫЛ ОГОНЬ ДЛЯ НАРТОВ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

III. СОСУРУК/СОСУРКА

В древние времена нарты зажигали огонь так: они вырывали с корнем огромное сухое дерево и поджигали его, поднеся к солнцу, или разводили костер, сбив стрелой с неба звезду.

Вот в те времена, в одну из суровых зим, все мужчины страны нартов отправились в поход.

Узнав, что в [стране] нартов остались только беспомощные старики, женщины и дети, эмегены напали на нартские аулы. Съев много людей и животных, они разрушили жилища [нартов] и ушли, потушив их очаги.

Когда нартские батыры вернулись из похода, они увидели, что в стране нартов нет огня и что оставшиеся в живых нарты умирают от холода.

Эмегены знали, что у нартов не осталось огня. И чтобы нарты не развели огонь от солнца или звезды, они своим жел кёрюком* подняли такой буран, что, казалось, он сметет [с лица земли] страну нартов.

И тогда нарты собрались на совет.

— У нас нет другого выхода, как украсть у эмегенов огонь,- сказала Сатанай-бийче,— а это, кроме юного Сосурука, никто не сможет сделать.

И тогда нарт Сосурук отправился в дорогу. Когда он доскакал до Куфских гор*, где жили эмегены, увидел дым, который валил из пещеры, где жил один из них.

Сосурук без страха въехал в эту пещеру эмегена. Въехал и увидел эмегена, который спал, свернувшись вокруг большого костра. Сосурук решил украсть огонь, не разбудив эмегена. Но когда Сосурук выхватил из костра [горящую] головню и хотел выскочить [наружу], с головни упал уголек И попал в единственный глаз эмегена. Эмеген проснулся и схватил Сосурука и его коня.

— Кто ты, что тут делаешь? — спросил он.

— Я из страны нартов, за огнем пришел,— ответил Сосурук.

— А ты знаешь нарта Сосурука? — спросил эмеген.

— Знаю,— ответил Сосурук.

— А игры его знаешь?— спросил эмеген.

— Конечно, знаю,— ответил Сосурук.

— Ну, тогда научи меня его играм.

Тогда Сосурук решил убить эмегена и так добыть огонь [для нартов].

Сосурук сказал эмегену:

— Дай мне большой лом. [Потом] встань под скалой и отбивай головой камни, которые я обрушу на тебя со скалы. Вот это и будет одной из игр Сосурука.

Сосурук взял железный лом, поднялся на скалу и стал сбрасывать оттуда вниз огромные камни. Эмеген же, [стоя внизу], все эти камни отбивал головой [с такой силой], что они перелетали через скалу. Это даже испугало Сосурука.

Сосурук, поняв, что так он не осилит [эмегена], придумал другую игру и сказал:

— Вторая игра — замораживание озера.

Эмеген залез в озеро. По мольбе Сосурука Тейри заморозил озеро так крепко, что эмеген не смог разломать его [лед]. Когда Сосурук понял, что эмеген не сможет оттуда выбраться, он спросил:

— Ну что, отрубить тебе голову? Нарт Сосурук — это я.

Эмеген ответил:

— Да еще когда ты, взяв у меня железный лом, поднимался на вершину скалы, чтобы обрушить на меня камни, я, глядя тебе вслед, заподозрил, что ты — Сосурук. Потому что я слышал, что у тебя ноги ниже колен кривые. Твой меч не возьмет мою говорящую голову. Пойди в мою пещеру, возьми мой меч, принеси и отруби ее им.

Сосурук вошел в пещеру эмегена и увидел его меч. «А может, [в этом мече] заключено какое-нибудь коварство [эмегена]?» — подумал Сосурук и не стал брать меч в руки, а дотронулся до него палкой. В ту же секунду меч, громко звякнув, отскочил и, перерубив железный опорный столб, упал на землю.

Тогда Сосурук взял меч в руки, пошел и снес эмегену голову.

Эмеген, перед тем как Сосурук отрубил ему голову, сказал:

— Ну, теперь ты, конечно, убьешь меня. Однако после того как снесешь мою голову, вытащи мой спинной мозг — он тебе пригодится везде и во всех твоих делах.

Сосурук вытащил спинной мозг [эмегена], но, подумав: «Зачем он мне это посоветовал? Может, это тоже очередное его коварство?», повесил [его] на ветку огромного дерева. Этот спинной мозг обвился вокруг дерева и, как меч, перерезал его. Конечно же, эмеген, зная об этом, хотел погубить Сосурука1Конечно же, эмеген, зная об этом, хотел погубить Сосурука.— Реплика сказителя..

Сосурук, завладев пещерой эмегена, взял огонь, принес его в страну нартов и спас замерзающих нартов от смерти.

Через несколько дней он вместе с четырьмя нартами поехал в пещеру эмегена, забрал все его богатства и привез их нартам.

Нарты устроили большой той, на котором Сосуруку преподнесли чашу героя Агуну2...Сосуруку преподнесли чашу героя — Агуну...— Если в балкаро-карачаевском эпосе в цикле Рачыкауа, а в других национальных версиях в цикле Батраза герой получает волшебную чашу (бочонок) нартов только после рассказов о своих подвигах, то здесь эту чашу нарты сами преподносят герою. и в честь него стали петь эту песню:

Ойра, ойра, нартов сын Сосурук!
Ойра, ойра, нартский герой Сосурук!

Эмегена перехитрил и отнял у него огонь Сосурук,
Аулы нартов от бед спасает Сосурук.

5 Ойра, ойра, нартов сын Сосурук!
Ойра, ойра, нартский герой Сосурук!

Страну нартов без огня не оставил Сосурук!
Среди нартов самый отважный Сосурук.

Ойра, ойра, нартов сын Сосурук!
10 Ойра, ойра, нартский герой Сосурук!

Огонь принес и нартские аулы согрел Сосурук,
Нартские аулы от многих бед спас Сосурук.

Ойра, ойра, нартов сын Сосурук!
Ойра, ойра, нартский герой Сосурук!

Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 6, балк. Исп. Амий Башиев, с. Кичмалка (КБР), 1965, зап. С. О. Шахмурзаев. Опубл.: МКХПЧ, с. 45— 47.

Сюжет данного сказания во многом отличен от сказаний других носителей Нартиады о добывании Сосуруком огня:

а) Сосурук добывает огонь не замерзающим в походе нартским богатырям, а всему племени нартов;

б) многоголовость эмегена;

в) той нартов и величальная песня в честь Сосурука.

1 [↑ назад]Конечно же, эмеген, зная об этом, хотел погубить Сосурука.— Реплика сказителя.
2 [↑ назад]...Сосуруку преподнесли чашу героя — Агуну...— Если в балкаро-карачаевском эпосе в цикле Рачыкауа, а в других национальных версиях в цикле Батраза герой получает волшебную чашу (бочонок) нартов только после рассказов о своих подвигах, то здесь эту чашу нарты сами преподносят герою.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (27.11.2014)

Всего комментариев: 0
avatar