Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Мал этерик — таугъа,
Къатын аллыкъ — тойгъа. Надумавший развести скот идет в горы, Надумавший жениться — на веселье. Къыз тойгъа кеси бармаз, Кеси жангыз да къайтмаз. Девушка одна и на веселье не пойдет, И одна не вернется. Къызны намысы бла ойнасанг, Бёркюнгю жерде изле. Заденешь честь девушки — Ищи свою папаху на земле. Айтыр сёзю болгъан улан Абезехни оздурмаз. Юноша, желающий объясниться, «Абезех» не пропустит. Абезехде къыз къолун жумдурукъ этсе, Хапарынгы къысха эт. Если в «Абезехе» девушка сжимает пальцы в кулак, — Разговор прекрати. Сюйген къызынг белги берсе, Эки юиге жол ишле. Жашны, къызны ишленнгени Тойда туура кёрюнюр. Бели любимая дает тебе «белги», Прокладывай путь между двумя домами. Воспитанность юноши и девушки, Видна во время торжеств. На различные торжества девушки приходили обязательно в сопровождении близких родственников - двоюродных и троюродных братьев, молодых соседей, следивших, чтобы никто их не обидел, не задел их честь. Разумеется, разговаривать с партнершей во время быстрых, темповых танцев юноши не могли. Но в некоторых танцах такая возможность появлялась (например, «Абезех» - «Под руку»). Девушка, если ей нравился этот юноша, ответа не давала, но в знак того, что она отвечает взаимностью и готова слушать его, разжимала пальцы, которые тот держал в своей. Но если она этого не делала, следовало прекратить речи. После нескольких таких встреч, когда девушка решалась на замужество, она вручала юноше какую-либо вещицу - колечко, платочек и т. п., как знак согласия и верности (белги), и он мог уже сообщить своим родителям имя избранницы, но не сам, а через одного из друзей, сестер и т.д., чтобы те могли отправить к родителям невесты сватов. Нельзя было говорить с девушкой грубо или резко - за этим обязательно следовало наказание со стороны сопровождающего ее родственника. Были и иные формы общения (например, на посиделках, вечеринках) -игры в загадки, состязание в импровизированном исполнении частушек (айтыш) и др. На различных торжествах по поведению молодых людей, их манере держаться, танцевать, разговаривать, одеваться судили об их воспитанности, характере и пр. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (07.04.2014)
|
Просмотров: 899
|
|
Всего комментариев: 0 | |