Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Борчну а малы — бер да, къутул.
Избавление от долга одно - вернуть. Алгъанда — ёнкюч, Къайтаргъанда — кюч. Когда берешь — это долг, Когда отдаешь — тягота. Борчу барны жюгю бар. У кого есть долги, у того есть и ноша. Борчха кирме, Кирсенг — керилме. В долги не влезай, А влезешь — не разгуливай. Хауле борчун саугъа сунар. Взятое в долг беспутный считает подарком. Борчларына борч къошхан Телеуледен къутулмаз. Кто к долгам прибавляет долги, От выплат не избавится. Борчха берсенг, тенг болурса, Артха десенг, кенг болурса. Когда даешь в долг, считают тебя другом, Когда требуешь вернуть, считают чужаком. Ёнкючюнгю тюшге дери къайтар. Долг возвращай до обеда. (Так принято.) Жизнь рассматривается в Кодексе как одно великое испытание, и за совершением ошибки, проступка или преступления неотвратимо следует наказание (не обязательно в виде мести или приговора суда). Не помня об этом, в «Ёзден Адет» ничего понять нельзя. Одно из таких испытаний - взять в долг деньги или другое имущество. Отдавать следует в срок, даже если ты сам в этих деньгах нуждаешься. Только беспутный, недостойный человек, имея долг, не будет заботиться о его возвращении. Или беспечный, о котором говорится в поговорке Тогъуз жесир тёлеую болгъан ныгъышда am ойната эди - «Задолжавший девять пленников джигитовал на сельской площади». Иное, ответственное и честное отношение к долгам у тех, о ком говорится: Борчлуну берчи къурумаз - «У задолжавшего мозоли не проходят». Отметим, что в изречениях очень точно выражается отношение народа к долгам. Типичный карачаево-балкарец тяжело воспринимает необходимость брать в долг и идет на это в крайнем случае. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (06.04.2014)
|
Просмотров: 639
|
|
Всего комментариев: 0 | |