Пятница, 26.04.2024, 20:33

Карачаевцы и балкарцы

Къыйынлык кёрген - тёзюмлю.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

2. Халкъ, эл - народ
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VIII.Джамагъат - общество
Халкъны боюну базыкъды,
Аны бла кюрешген жазыкъды.
Халкъ жандыргъан чыракъны ёчюлтеме дегенни сакъалы юйютюлюр.
Эрден онглу болсанг да,
Элден онглу болмазса.
Халкъны жырын жырласанг,
Халкъ санга эжиу этер.
Элни ишин эр жакълар,
Эр намысын эл сакълар.
Эл, бузулуп башласа,
Эшекни элмен этер.
Элге тели деген — кеси тели,
Эл тели деген — керти тели.
Онгнган элни балалары бир бирине батыр дерле,
Онгмагъан элни балалары бир бирине къатын дерле.

У народа шея толстая (сила велика),
Кто с ним борется — жалок.
Кто захочет погасить светильник, возженный народом, у того борода обгорит.
Можно стать сильнее героя,
Но не стать сильнее народа.
Будешь петь песню народа —
И народ тебе подпоет.
Дело народа защищает герой,
Честь героя защищает народ.
Когда село начинает развращаться,
Оно ставит правителем осла.
Кто считает народ глупым, тот сам глуп,
Кого народ считает глупым — воистину глупец.
Сыны благополучного народа кличут друг друга батырами,
Сыны злополучного народа кличут друг друга бабами.

Взимоотношения народа и личности - то, о чем Кодекс говорит и в этих изречениях (в понимании его творцов родная земля неотделима от населяющего её народа). Народ - это единое сообщество, о чем говорит и буквальное значение слова халкъ (древнее «круг», откуда, например, и халы - «нить», и халау - «круглый хлебец», и къалкъан - «щит»). (Ср. название трех составных частей казахского народа, жуз - «круг», откуда и наше жюзюк - «кольцо, перстень». - Устное замечание Р. Р. Ти-лова.) Если народ - подлинно народ, а не просто население, - он должен ценить, поддерживать, защищать своих лучших сынов. Но поскольку развратиться может не только отдельный человек, но и целый народ, возможно все самое худшее - править начинают самые бездарные и алчные, наступает апатия, все больше становится ничтожеств, не имеющих уважения ни к себе, ни к другим (кличут друг друга бабами, даже не видя в этом оскорбления). Это такое состояние нации, когда, говоря словами Л. Н. Гумилева, слава великих предков кажется их жалким потомкам тяжелым, непосильным грузом, - ведь это требует ответственности, - и они начинают отказываться от нее: «Нет, это, наверное, были не наши пращуры, мы же не такие». Ни плуг и молот труженика, ни меч и конь героя, ни лира и песня поэта их измельчавшим потомкам, погрязшим в мелочных склоках и суете, конечно, будут не нужны.

Сам народ строился так:

1. Адам - человек.

2. Юйюр — семья.

3. Атауул - ветвь рода, ведущая свое происхождение от одного из сыновей родоначальника.

4. Тукъум - род (от тпукъ, тюк «зерно»).

5. Эль - село, ауул - поселение.

5. Тайпа - племя (от тпакъпа «связка»); племя составляло жамауапг «общество».

7. Халкъ - народ, миллет - нация, аслыкъ - национальность.

Членам одного рода вступать в брак запрещалось и запрещается категорически, вступать в брак с представителями материнского рода нельзя до восьмого колена.

Просмотров: 706 | Теги: эл - народ, 2. Халкъ

Всего комментариев: 0
avatar