Суббота, 20.04.2024, 03:11

Карачаевцы и балкарцы

Бир кюнлюк тенг, тенг болмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

5. Кийим - одежда
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VII.Намыс, адеп - честь и воспитание
Агъач — жерни чырайы,
Кийим — эрни чырайы.
Кийимни бир кюн аясанг,
Минг кюнюнге жарар.
Кийим тукъум сор дурур.
Таныгъан жерде — сюек,
Танымагъан жерде — кийим.
Чабырымы чыгы юзюлгенден эсе,
Боюн жигим юзюлсюн.
Юч адам алгъыш этмеселе,
Кийиминги теш да ат.
Кийиннгеним — кесим ючюн,
Жасаниганым — злим ючюн.

Землю красит лес,
Мужчину — одежда.
Если поберечь одежду один день,
Она сгодится еще на тысячу дней.
Одежда заставит спросить фамилию.
Среди знакомых судят по роду,
Среди незнакомых — по одежде.
Пусть вывихнется у меня шейный позвонок,
Чем оборвется строка чувяка.
Если три человека не поздравят с обновой,
Сними ее и выбрось.
Одеваюсь ради себя,
Наряжаюсь — ради людей.

В человеке и для человека важно все, пусть и не в одинаковой мере, - такова одна из установок Кодекса. Конечно, то, каков сам человек, важнее того, как и во что он одет. Но это не означает, что можно пренебрегать одеждой. Она может многое рассказать о владельце. Собранный, аккуратный, уважающий себя человек никогда не будет носить неопрятную одежду. В том, как одет человек, проявляется и уважение к другим, стремление не портить им настроение - на опрятного, со вкусом одетого человека приятно смотреть.

Разумеется, безвкусная, оборванная или грязная одежда не вызывали уважения к ее владельцу, заставляя видеть в нем несобранного, не умеющего вести себя человека. Одежда взрослых мужчин была неброской -белая, синяя или черная рубаха со стоячим воротником, черкески (чел-кен) серого, темно-синего или черного цвета (белую носили князья). Женская была ярче, но без пестроты (о чем говорит и поговорка: Телиге къолан ариу - «Для дурака красиво пестрое»). Яркую, нарядную одежду - синие, желтые, красные платья носили девочки-подростки. Разумеется, особенно тщательно старались одеваться неженатые парни и девушки на выданье.

Просмотров: 743 | Теги: 5. Кийим - одежда

Всего комментариев: 0
avatar