Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
12. Зорчу, залим - насильник
Зорчуну нёгери да зорчу болур.
Зорлукъ этген хорлукъ сынар. Сени ургъанны урмасанг, Ол сени къоркъакъ сунар. Ауур жумдурукъ тийгинчи, Зорчугъа акъыл кирмез. Зор бла жыйгъанынг зор бла кетер. Зорчу — зорчуну къулу. Къагъаракъгъа — согъаракъ У насильника и друг насильник. Насильник испытает принуждение. Если не ответишь ударом на удар, Обидчик примет тебя за труса. Насильник не образумится, Пока его не ударит тяжелый кулак. Собранное силой насильно и отнимется. Насильник — слуга насильника. Ткнувшего (в тебя кулаком) - хлестни. Слово зорчу «насильник» - от зор «сила»; «крест». «Ёзден Адет» отрицает применение силы в решении каких-либо вопросов, допуская это только в качестве ответа на оскорбление, захват, нападение и т. д. Насильник - это человек, опустившийся до уровня животного, зверя, надеющийся либо на свою силу, либо на безнаказанность. Поэтому образумить, удержать его, может только сила, то, что он признает решающим аргументом, (единственное, что ему понятно, - палка или кулак). По этой же причине насильнику приходится идти в услужение к другому, более сильному и наглому, - в его глазах тот выше. Прощать его нельзя - это он воспринимает как проявление трусости и расценит как свою победу. И следует отвечать такому более сильным ударом -чтобы неповадно было. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 622
|
|
Всего комментариев: 0 | |