Пятница, 26.04.2024, 01:55

Карачаевцы и балкарцы

Ит болмагъан джерде тюлкю юрюр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

10. Тюз - справедливый
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

IV.Саулукъ - здоровье
Тюзлюк деген — жарыкъ жол,
Терслик деген — къарангы къол.
Тюзге терс деген — акъгъа къара деген.
Тюзлюк жокъду деме,
Терслик жокъду деме.
Тюзлюк ючюн сюелмеген
Терсликге къуллукъ этер.
Тюзлюк барда терслик жокъ,
Терслик барда тюзлюк жокъ.
Тюзлюк ёлмез,
Терслик кетмез.

Справедливость — светлый путь,
Несправедливость — темный овраг.
Назвать правое неправым — назвать белое черным.
Не говори, что справедливости нет,
Не говори, что несправедливости нет.
Кто не защищает правду,
Тот служит кривде.
Где правда есть, там кривды нет,
Где кривда есть, там правды нет.
Правда не умрет,
Кривда не исчезнет.

Идея жизни человека как пути и испытания пронизывает весь Кодекс. И верным, достойным человека путем признается только прямой, отклонение или поворот - пути неправды, ведущие во тьму и тупик. Кодекс категоричен в утверждении активного творения добра, так как отказ от служения ему означает потворство неправде. Называть вещи своими именами - тот минимум, который требуется от человека. Логика все та же: поскольку жизнь до самого конца останется испытанием, то не стоит надеяться, что кривда вдруг исчезнет. Не исчезнет и справедливость, но только в том случае, если будут ее защитники. Несправедливость не признается отдельной, особой субстанцией, поскольку есть зло. Где есть правда, там нет кривды, и наоборот, - подобно тому, как нет тьмы там, где есть свет.

Во втором изречении сказано: «Назвать прямое кривым – назвать белое черным». Как уже говорилось, в карачаево-балкарской речи все положительное связывается с понятием прямизны (тюз), отрицательное - кривизны, отклонения (терс).

Просмотров: 594 | Теги: 10. Тюз - справедливый

Всего комментариев: 0
avatar