Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Озгъун жигитлик бла озгъун фахму —
Адамны башына къайгъы. Акъыллыны — бушманы кёп, Хунерлини — душманы кёп. Биреуге сукъланып, фахмунгу сатма, Аллах бергенни жерге атма. Чемерлини къолу ортакъ. Хунерлини кечерле, Хунерсизни бичерле. Фахмунг бар эсе — бери, Фахмунг жокъ эсе — кери. Фахмусузгъа бий болма да, Фахмулуну къулу бол. Чемерлини он бармагъы — он киши. Чрезмерная смелость и чрезмерный талант - Беда на голову человека. У мудрого много скорбей, У талантливого — врагов. Завидуя другому, не предавай свой талант, Не роняй на землю дар Аллаха. Руки мастера — общее достояние. (Что) талантливому простят, (За то) бездарного оскопят. Имеешь талант — сюда, Не имеешь — (поди) прочь. Чем быть господином бездари, Лучше будь слугой талантливого. Десять пальцев мастера — десять мужчин. Каждый человек наделен от Бога каким-либо даром, большими или меньшими способностями, талантом (или гением). Чем выше этот дар, тем больше ответственность человека. Он обязан не предавать его, не пренебрегать им, поскольку дар этот дается для того, чтобы направлять человека и побуждать к труду. Такой человек призван для служения и другим стать не может, не изменив себе. Но великий талант, как и великая смелость, не гарантирует человеку спокойную жизнь, наоборот, усложняет ее, поскольку требует полной отдачи, заставляет идти на риск, открывать новые горизонты, будоража общество, что не всем по душе. (Есть замечательная японская поговорка: «В дерево на горе ударяет молния».) Следует прибавить сюда и завистников, всячески злоумышляющих против людей выдающихся, частое непонимание и окружающих - заурядные, примитивные люди с трудом переносят тех, кому доступна высота. И справедливость речения становится очевидной. Гениальность, например, может казаться многим людям, не обладающим таковой, но способным или даже талантливым и претендующим на большее, чем они заслуживают, личным оскорблением. Если бы гениям мешали только бездари, их жизнь была бы гораздо легче. Яркий пример из русской классики. Вероятно, А. С. Пушкин совсем неслучайно написал свою дивную маленькую трагедию «Моцарт и Сальери»; его Сальери, отравивший Моцарта, совсем не бездарь, он -человек талантливый, но - не гений, и знает, что никогда и ни за что высот Моцарта не достигнет, а потому для обретения душевного спокойствия убивает его, восстанавливая, как ему хочется думать, «справедливость». Совершенно ясно, что великий поэт вложил в это произведение опыт взаимоотношений со своими современниками-поэтами, далеко не бездарными, но, в отличие от него, и не гениальными. Человеку не дано постичь природу таланта, и для многих причины врожденного превосходства остаются неясными. Вот если бы он имел высокий чин, или множество наград, тогда другое дело - так рассуждает толпа; но Сальери тоньше, умнее (как и подобные ему), а потому и выдвигает обвинение против Бога - за что Он дал Моцарту великий дар, за какие заслуги? - самонадеянно полагая, что имеет право требовать ответа, и что если Бог ответа не дает, то он имеет право поступать по своему усмотрению: «Нет правды на земле, Но правды нет и свыше. Для меня так это ясно, как простая гамма...» Непонятное - пугает, а затем и раздражает. Разумеется, всякий бунт против Бога - прямая дорога к преступлению, что и показано в трагедии. Но Кодекс не утверждает, что общество никогда не ценит одаренных людей. Нет, всегда есть люди, понимающие, кто перед ними и что он может, и потому готовые простить ему то, за что бездарного сурово наказали бы. Прощают хотя бы потому, что всякое дело сильно выигрывает, если за него берется талантливый человек. И лучше быть его слугой, чем господином бездарного, во всяком случае, в этом больше проку. Как и прочие дары Божьи, талант рассматривается как категория безусловно нравственная, а вовсе не нейтральная (ср. у А. С. Пушкина: «... гений и злодейство - две вещи несовместные»). Слово фахму, пахму «талант» считается арабизмом, но может оказаться и исконно тюркским - в нем (ложно или действительно) содержится древнее слово пах, бах, бай - «бог». Если это мнение имеет основание, то слово должно было означать «то, что от Бога, божье». Происхождение хунер «талант, дар» и чемер «способность» неясно. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 667
|
|
Всего комментариев: 0 | |