Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Кюндюз жерге къара,
Кече кёкге къара. Кюндюзгюде — бир чыракъ, Кечегиде минг чыракъ. Кюндюзгюде санынг эркин, Кечегиде жанынг эркин. Кече къызы — ауана (кёлекке). Кюндюзню иши кёп, Кечени сагъышы кёп. Днем гляди на землю, Ночью — в небо. Днем — один светильник, Ночью — тысячи. Днем свободно тело, Ночью свободен дух. Дщерь ночи — тень. У дня много забот, У ночи много дум. Здесь и ниже представлены речения, отражающие народные воззрения на природу и смысл времени или его периодов. То же указание, что и выше, - не пренебрегать повседневностью и ее заботами, но и помнить о том, что выше их - о небе, о вечном и вечности, глядя на тысячи светильников в великом храме Вселенной. Так устроен мир, что при ясном свете солнца человек должен в поте лица добывать насущный хлеб, утруждая свое тело, ночью же, когда темно и затруднено движение, и во сне, наоборот, дух обретает свободу, человек вспоминает, мыслит, преодолевает земное притяжение. Ночь не есть некая отдельная субстанция, она рассматривается как время тьмы. Но что такое тьма? Это тень, и порождает тень же (свою «дочь»). Тьма - лишь отсутствие света, не что-то самостоятельное (видимое ничто, как и холод - осязаемое ничто). Возможно, кече «ночь» происходит от корня кеч, означающего также «прощать, извинять», т. е. забвение, и означает «время забытья, сна (природы)». Другие значения кеч - «позднее время, поздний, поздно», кёч ~ «переход, переселение». Существует поверье, что вся природа (даже реки) каждую ночь на какие-то мгновения засыпает, но тут же просыпается. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 646
|
|
Всего комментариев: 0 | |