Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Харамлыкъны саны тогъузду,
Аны билмеген тонгузду: Тоноу, гуду, ултха, Аман айтхан, жалгъан дау, Аман айланнган, кёзбау, Аракъы бла тонгуз эт — Экиси аш-суудула, Болсала да, уудула. Халалны кёлю чууакъ, Харамны кёлю бууакъ. Халалны иши, ашы да халал, Харамны иши, ашы да харам. Къыйын салгъан халал ашар. Харамны бети — арам. Харамны къоюну хыйладан толу. Харамгъа тоба да бир, Оба да бир. Число запретного (нечистого) — девять, Кто их не знает, тот подобен свинье: Грабеж, воровство, мздоимство, Сквернословие, клевета, Блуд, двуличие, Водка и свинина — Обе, хотя они пища, Но ядовитые. У доброго на душе светло, У подлого — ненастно. У чистого чисты и дела, и пища, У подлого нечисты и дела, и пища. Кто трудится, тот и ест чистое. Лицо подлеца — свидетель (помыслов, дел). Пазуха подлого полна ухищрений. Для подлого покаяние и могила - Одно и то же. Народ, наделенный великим даром поэзии, часто излагал стихами весьма прозаические вещи. Это мы и видим в данном случае. Термины харам «нечистое, недозволенное» и халал «чистое, дозволенное», относящиеся к пище, являются в карачаево-балкарском языке определениями и самого человека, и его поступков. Харам адам означает человека подлого, таящего недобрые помыслы. Халал адам - его антипод, добрый, отзывчивый, о зле не помышляющий. По аналогии, у первого на душе ненастье, у второго - ясно и светло. И конечно, вполне логично думать, что грязная душа подлеца пачкает все, к чему ни прикоснется, что ни начнет делать. За пазухой у него полно различных ухищрений, но помыслы всегда отражаются на лице. (Кажется, у Игоря Гастева был моностих: «Он в зеркало смотрел, как в уголовный кодекс».) Покаяться же и стать другим неимоверно трудно - это означает умереть и родиться другим. Первый признак «нечистого человека» - отвращение к труду. Но все, что достигнуто неправедным способом, - нечисто, и наоборот. Поэтому чистой пищей питается только тот, кто трудится. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (02.04.2014)
|
Просмотров: 778
|
|
Всего комментариев: 0 | |