Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Нам придется много говорить о язычестве, поэтому необходимо остановиться на вопросе: что оно такое и как возникло? Согласно академической науке, это обозначение совокупности ранних форм религии, поклонение идолам и божествам, многобожие, а появилось оно в результате олицетворения стихийных сил природы. Со временем язычество, вследствие развития социально-экономических отношений, появления государств и централизованной власти, уступило место единобожию. Возникло же представление о Едином Творце и Владыке мира якобы как отражение власти царя (хотя царей всегда было много). Но не все ученые стояли или стоят на такой точке зрения. Еще в XIX веке английский этнограф Эндрю Лэнг заметил, что культ Небесного Творца или представления о нем имеются и там, где никогда не было ни государств, ни царей. (В представлении многих читателей языческая религия и мифология -одно и то же. Но это не так. Мифология - воззрения народной массы на природу и человека, выраженные в устно-поэтической форме. Это ранняя народная метафизика, она содержит много ошибочного, превратного, но много и прозрений. Язычество же есть извращение, искажение, раздробление религии.) В своей, весьма необычной, книге татарский ученый Алмаз Мухамади (Джинны: мифы и реальность. М., 2004) обратил внимание на частое упоминание в Св. Коране развитых и могущественных существ - джиннов, населяющих вместе с людьми Землю, и общие обращения к ним и к людям, например: «О сонм джиннов и людей! Если можете проникнуть за пределы небес и земли, то пройдите! Не пройдете вы, иначе как с властью» (51:56 (56). Среди джиннов, как и среди людей, есть правоверные и неверующие, они так же, как и люди, состоят из народов: «Он скажет: «Войдите среди народов, которые вошли до вас из джиннов и людей, в огонь!» (7 : 36 (38). Есть в Св. Коране и отдельная сура «Джинны». Огромное количество мифов народов мира повествует о множестве различных существ, именуемых, например, в Европе, эльфами, троллями, феями, русалками, гномами, лешими, вилами и т. д. Согласно Св. Корану, джинны были сотворены из огня, в отличие от людей, созданных из глины. Они населяли землю до людей и их цивилизация предшествовала человеческой. Анализ привел Алмаза Мухамади к определенному выводу: «Итак, задолго до появления человека разумного на свет Божий на планете Земля, которую мы также вполне закономерно считаем родной, поселились, обосновались и достигли процветания некие высокоразвитые существа, которых впоследствии люди называли «джиннами», или «гениями» (из латинского. - М. Дж.). Потом джинны возгордились и перестали подчиняться воле Творца. Тогда Всевышний создал человека, как своего наместника на Земле и повелел всем ангелам поклониться ему. Но нашелся тот, кто не захотел исполнить волю Творца: «И поклонились все, кроме Иблиса. Был он из джиннов и совратился с пути Господа своего» (18:48 (50). Всевышний спросил его: «О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал своими руками? Возгордился ли ты или оказался из высших?». Он сказал: «Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины». Он сказал: «Выходи же отсюда: ведь ты - побиваемый камнями. И над тобой Мое проклятие до дня суда» (38:3 (73) - 79 (78). Возглавляя джиннов, во всех отношениях более развитых и могущественных, чем люди, Иблис выпросил у Аллаха срок, в течение которого надеялся соблазнить, сбить с пути истинного всех людей, чтобы доказать Богу, что его новые создания нетверды в вере: «За то, что Ты сбил меня, я засяду против них в твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными» (7:15 (16) - 16 (17). Аллах дал ему отсрочку, но сказал, что если Иблис не сможет исполнить свое обещание, то Он наполнит геенну джиннами и людьми, которые последуют за Иблисом. Первым успехом врага рода человеческого было то, что он соблазнил людей вкусить запретный плод, за что их изгнали из рая. С тех пор началась непримиримая вражда потомков Адама и Евы, и древних насельников Земли - джиннов, точнее, тех из них, которые следовали за Иблисом (черных), поскольку есть еще и добрые джинны (белые). И - самое важное: «...представившись еще не окрепшим разумом первобытным людям «богами», «великими духами», «сынами неба», злые джинны приступили к своим основным задачам. По большому счету задача была одна - стереть с лица Земли человечество. Хотя, в принципе, моральное, духовное разложение человека они начали сразу же, представ перед ним в роли всевозможных «богов». Но, к несчастью джиннов, люди распространялись так быстро, что за непродолжительное время обжили всю планету. Это обстоятельство заставило джиннов несколько пересмотреть свою политику и стратегию по уничтожению потомков Адама. Было необходимо приостановить численный рост человечества. С этой целью коварный гений Иблис и его подопечные придумали несколько изощренных способов физического устранения людей, основные из которых - ритуальные убийства и человеческие жертвоприношения во имя и для «богов», то есть для них», - пишет Алмаз Му-хамади. И далее: «Джинны, что и говорить, принимали такие подношения с нескрываемым удовольствием и начали требовать кровавых жертв по всякому пустяковому поводу. Никакой даты, ни одного события они не оставляли без внимания, регулярно напоминая «своим» вождям, жрецам, шаманам племен и народов о том, что чем больше смертей - тем лучше. Последние же беспрекословно отправляли «на небеса» своих соплеменников, родственников, родных, ведь их «божественная» власть целиком зависела от джиннов. Кроме того, среди этих вождей, жрецов было немало потомков, рожденных от половых связей джиннов и людей, инкубов, и просто ставленников». К сказанному А. Мухамади можно добавить и другие сведения. Эти существа не ограничились тем, что обманули людей и, представившись им «богами», ввели практику человеческих жертвоприношений. Вступая в брачные связи с людьми, чтобы иметь потомство, которое стало бы их «пятой колонной» внутри человечества, они разлагали его изнутри. Упоминание об этом есть и в Библии, в рассказе о первом времени жизни людей на Земле: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божий (т.е. джинны, представившиеся ими. - М. Дж.) стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди» (Бытие, 6:4). Вероятно, задачу свою это промежуточное потомство выполнило, распространив зло по всей Земле, потому что далее говорится: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». В наказание за содеянное зло разразился всемирный потоп. (В карачаево-балкарском нартском эпосе также есть герой, сын падшего ангела и женщины, весьма распутный и своенравный.) Вероятно, об этом же - о противоестественном, вредном для человечества смешении с джиннами - говорит и Иисус Христос в притче о плевелах: «...Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ним пшеницы; Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою» (Матфей, 13, 24 - 30). Когда же ученики попросили разъяснить им значение притчи, Иисус сказал им: «...сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; Поле есть мир; доброе семя, это - сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Поэтому, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего» (Матфей, 13, 37- 40). Вероятно, об этом же идет речь и в карачаево-балкарском нартском эпосе, где враги нартов изображаются как племена злых великанов, питающихся человечиной. От самого небесного бога - творца Тейри исходит запрет нартам смешивать свою кровь с ними, чтобы зло не проникло в их среду. Но богатырь Алауган нарушает этот запрет, у него появляется потомство от красавицы-великанши, и в нартском народе начинаются козни и распри, которые им приходится преодолевать с огромным трудом, чему, собственно говоря, и просвящен весь эпос. Иблис (дьявол) в эпосе - злейший враг нартов, исполняющих волю Творца, борющихся с нечистью, он же похищает у них волшебную золотую чашу (или ковш), лицезрение или питье из которой придавало им великую силу. Немало у нас и мифов, в которых говорится о дружбе тех или иных героев с языческими божествами или о связях с их дочерьми. Благодаря покровительству «богов» и «богинь» они процветали, но жизнь их заканчивалась трагически. Джинны, обладая способностью принимать любой облик, мгновенно переноситься на огромные расстояния и пр., поскольку являются существами, сотворенными из более пластичной субстанции (огня), а их цивилизация - намного более древней, постарались внушить еще неопытным, незрелым умом людям, что их богами являются они, джинны, что следует выполнять их повеления, приносить им жертвы и т. д. (как предполагает Мухамади, ими же, скорее всего, построены все древние циклопические постройки типа пирамид, гигантских зданий в различных районах Земли и т. п., что вовсе неочевидно). Обман удался (это и есть язычество), но не навсегда, и не всех удалось обмануть. Посланники Аллаха Всевышнего, являясь к людям и неся им слово истины, находили отклик в их сердцах, что вызывало страшную злобу джиннов, всемерно преследовавших и казнивших пророков и праведников. Алмаз Мухамади пишет: «Такие бессмысленные убийства продолжались тысячи лет и нанесли неописуемый вред всему человеческому роду: ведь в жертву приносились, как правило, люди более умные, талантливые, сильные, красивые, сообразительные. В первую очередь казнили тех, кто начинал что-либо подозревать или, хуже того, осознавать суть происходящего, а также уничтожали будущее народов - детей, включая грудных младенцев». Вероятно, этими же причинами объясняются и бесконечные войны, репрессии, геноцид, в которых погибала и погибает огромная масса людей -они инспирированы джиннами и их сторонниками и слугами. Но злые джинны, оторванные от благодати Творца своей злобой и безверием, со временем неизбежно должны были терять силу, деградировать, вырождаться. Возможно, это еще одна из причин их стремления смешиваться с людьми, желательно наиболее талантливыми, умными, сильными. Утрата ими своей энергии привела к появлению среди них вампиров, живых мертвецов, потребляющих самое чистое и высшее вещество на свете - человеческую кровь (или энергию души), чтобы продлить свое существование - поскольку джинны смертны, как и люди. Задержать полностью развитие человечества или исстребить его этим существам все же не удалось, поэтому они старались и стараются, по мнению Алмаза Мухамади, сеять всяческие раздоры, интриги, склоки, безверие, аморализм, убийства, различные пороки. После того, как их обман - объявление себя «богами» - был раскрыт великими пророками, и все эти Зевсы, Геры, Юпитеры и пр. названы тем именем, которого заслуживали (бесы), злые джинны прибегают ныне к другой тактике. Они не являются людям в блеске молний, в вихрях и пр. - соответствуя времени, они изображают себя «инопланетянами», откуда и все эти рассказы об НЛО, встречах с пришельцами, о похищениях ими людей, опытах над ними и пр. И конечно, встречи эти заканчиваются для контактеров (в большинстве случаев) плохо - болезнями, безумием или смертью. Но следует помнить, что часть джиннов - добрые, верующие (о чем говорится в Св. Коране) и помогает людям. Мне много раз приходилось слышать и рассказы стариков о войнах, которые добрые джинны ведут с джиннами злыми. Разумеется, человечество в своей юности могло и их рассматривать как «богов», откуда, вероятно, и появились мифы о «добрых божествах». Кроме того, в народе существует твердое убеждение в том, что злые джинны способны вселяться в людей и жить, питаясь их энергией и подбивая на разные неблаговидные поступки и преступления, внушая им недобрые чувства по отношению к окружающим - зависть, злобу, алчность и т. д. Они же, как считается в народе, помогают колдунам наводить порчу на людей. В книге Алмаза Мухамади много и других интересных фактов, наблюдений, выводов. Кто-то, особенно верующие, увидят в ней приближение к правде, кто-то, скажем, атеисты или скептики, думающие, что существует на свете только то, что можно пощупать руками и увидеть глазами, сочтут ее мракобесием или стремлением к сенсации. Третьи вообще ничего не поймут. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (01.04.2014)
|
Просмотров: 1280
|
|
Всего комментариев: 0 | |