Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"
Из «белых пятен» прошлого (Вместо Введения) |
…И для осетина, и для балкарца, и для кара-чаевца наших дней нет сомне¬ния в том, что аланы — это их славные предки.
В.Б. Ковалевская,
кавказовед-археолог,
доктор исторических наук3Ковалевская В.Б. Кавказа и аланы. М.:Наука,1984. С.7
Известно, что исламизация кавказских народов началась с появления войск Арабского халифата, утверждавшего новую мировую религию и создававшего новую цивилизацию. «Арабы, - пишет А.П.Новосельцев, - завоевав Иран, унас-ледовали его политику и на Кавказе, и в Сирии, и в Средней Азии». Эта поли-тика «здесь была устойчивой, так как опиралась на многовековой опыт» и «на ее столь же давние результаты». Издавна Кавказ имел особое значение, так как «Главный Кавказский хребет издавна являлся рубежом между странами Вос-точной Европы и цивилизациями Передней Азии»4Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа (Гл.5. Хазария и народы Кавказа и Восточной Европы. 1. Арабо-хазарские отношения и Кавказа). Ислам, динамично распро-странявшийся во всех направлениях, преодолевал эти межцивилизационные рубежи географического порядка. Так, смелым броском через один такой ру-беж, Гибралтарский пролив, мусульмане на сотни лет утвердились на юго-западе Европы (Иберийский полуостров). Одновременно шло продвижение мусульманских армий и проповедников на юго-восток Европы. К концу I тыс. оно ознаменовалось появлением мусульманской общины в Хазарском каганате и созданием первого в Восточной Европе исламского государства (Булгарский эмират).
Естественным образом в этом «броске на север» важная роль принадлежала Центральному Кавказу, через который проходили древние коммуникации. Здесь – на пространстве от р.Сунжи до р.Большой Лабы. Именно здесь распо-лагалась Алания, которая была страной, где жили разные народы и исповедова-лись разные религии. Напомним, что Северном Кавказе аланы впервые упоми-наются в первые десятилетия I-го тысячелетия н.э. О «суровых и вечно воинст-венных» аланах у Дарьяльского прохода пишет античный автор Марк Аней Лу-кан (39-65 гг. н. э.) /«О гражданской войне десять книг», VIII, 215-225/.
Отметим, что алано-асский массив имел трансконтинентальную локализа-цию. Западная его часть располагалась как на Северном Кавказе, так и в сосед-них регионах Юго-Восточной Европы (автор I в. Иосиф Флавий сообщает об аланах, живущих на берегах Дона и в Приазовье5Иосиф Флавий. Иудейская война. – Минск:Беларусь, 1991. – С.435). Восточная часть этой же эт-нической общности находилась в закаспийской зоне Средней Азии, где их как А-лань-я/А-лань-на фиксируют китайские источники II в.6Иванов А.И., История монголов (Юань-ши) об асах-аланах// «Христианский Восток». – СПб, 1914. –т.II, вып. III- С.282 Время от времени, на протяжении многих веков отдельные потоки алано-асских племен переходили в востока на запад, переправлялись через р.Волгу и оказывались в Европе.
Часть алан вместе с гуннами ушла в Западную Европу с началом «великого переселения народов» в конце IV в., но аланское население все время остава-лось на Северном Кавказе. Об аланах и их городах на Северном Кавказе пишет сирийский епископ Захарий Ритор (ум.538 г.)7Алемань, Агусти. Аланы в древних письменных источниках. - М.:”Менеджер”, 2003. - С.506-507. В том же веке о них пишет и Прокопий Кесарийский, указывающий, что аланы занимают «всю ту страну, которая простирается от пределов Кавказа до Каспийских ворот» (Дарьяльского или Дербентского проходов)8Прокопий из Кесарии. Война с готами. – М., 1950. – С.381. «Армянская география» VII в. упоминает алан, живущих в Кавказских горах9Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому. Пер. К.Патканова// Журнал Министерства народного просвещения. – 1883, март.- С.30.
Итак, к моменту зарождения ислама аланы порядка 600 лет были кавказским народом. И ислам, и христианство впервые начинают проникать в Аланию в одно и то же время – в VII в. и миссионерские усилия проповедников этих «ав-раамических религий» среди народов Центрального Кавказа с разным уровнем динамичности не прекращаются все последующие века.
Приобщение к мировым религиям так или иначе сопрягалось с общим ходом этнополитической истории Алании, где нами условно выделяется следующая периодизация:
1) кон.. IV- сер.V вв. - «гуннский период» (начало эпохи «великого переселе-ния народов»; кавказские аланы в составе восточных уделов Гуннской держа-вы);
2) сер.V – VII вв. – период политической независимости алан (составлявших племенные и раннефеодальные объединения во главе с собственными вождями-«царями»); здесь 570-630-е гг. можно обозначить как «тюркютский подпериод» (Алания, видимо, частично, входила в состав Тюркского и – после его распада – Западно-Тюркского каганатов);
3) VIII – сер. Х вв. – «хазарский период» (Алания под протекторатом Хазар-ского каганата, но аланы продолжали сохранять свое самостоятельное внутрен-нее управление во главе с собственными вождями и царями);
4) втор. пол. Х - сер.XIII в. – период политической независимости алан.
5) сер. XIII в. - ХV. – Алания в составе Джучидского государства (Золотой Орды, а затем Большой Орды); частично сохраняется автономное внутреннее управление во главе с собственными князьями. К этому времени относится и поход Тимура (1395-1396 гг.).
Из перечисленных этапов этнополитической истории кавказских алан наш очерк будет затрагивать четыре последних.
В освещении рассматриваемого вопроса имеет хождение немало историо-графических стереотипов. Например, бытует убеждение, что до монгольского нашествия жители Алании были, в общем-то, приверженцами христианства. В реальности же, эту религию приняла лишь часть аланской элиты, поэтому-то в бассейне р.Терека (т.е. на территории исторической Восточной Алании) до монгольского нашествия практически нет памятников христианского зодчества и вообще существенных артефактов христианства, которыми столь знаменита Западная Алания (бассейн верхней Кубани). Среди алан – и об этом пойдет речь – были приверженцы ислама. Но большинство населения Алании придер-живалось языческих верований на протяжении всего времени её существова-ния, что, кстати, явилось поводом для сокрушительных походов Тимура.
В то же время бытует и другой стереотип – идея о том, что в период пребы-вания алан в составе Золотой Орды ислам якобы почти не затронул их. Большая ошибка, которую сейчас опровергают многие кавказоведы, в числе которых и В.М.Батчаев (Кабардино-Балкария), историк-археолог, опытный и весьма ще-петильный в вопросах обоснования научных тезисов. Он убедительно доказы-вает несостоятельность мнения некоторых коллег о том, что «исламизация се-верокавказского региона (и вообще Золотой Орды) оказалась чрезвычайно по-верхностной, а соборные мечети в Маджарах и плоскостной Алании были со-оружены... для ханов(?!)». Разумеется, пишет исследователь, «такие формули-ровки о социальном аспекте культового зодчества способны ошеломить даже неосведомленного читателя», ибо «здесь все поставлено с ног на голову». Во-первых, «история ислама не знает случаев, когда городские мечети целого ре-гиона были бы построены только для правителей страны». Во-вторых, «источ-ники, относящиеся к истории Золотой Орды, говорят совершенно обратное: в городских мечетях ханы бывали куда реже своих подданных», так как «боль-шую часть года они проводили в степи», где «в качестве мечетей использовали особые юрты»10Батчаев В.М. Балкария в XV - начале XIX вв. – М.,2006. – С.164.
Структура работы проистекает из нашей концептуальной установки, которая обозначает несколько этапов исламизации алан:
1) VII- VIII вв. – «арабский этап»; распространение ислама в приграничных с Халифатом районах Алании в период арабских походов на Кавказ;
2) IХ-Х вв. – «хазарский этап»; распространение ислама среди алано-асских племен, вовлеченных в систему международных связей Хазарского каганата;
3) ХI- ХII вв. – сельджуко-среднеазиатский этап;
4) ХIII-ХIV вв. – золотоордынский этап.
Как совершенно справедливо указывает Д.В.Васильев, Золотую Орду «впол-не можно назвать мусульманским государством», где «известны разнообраз-ные элементы мусульманской культуры», в том числе «богословие и правове-дение, структурная организация «уммы» – мусульманской общины, архитекту-ра, литература и искусство» и то, что «золотоордынские города имели мусуль-манский облик». Отмечается, что «живой процесс формирования собственно золотоордынской синкретичной, но яркой и самобытной культуры» шел на всей территории Золотой Орды, «но главным образом – в городах». После распада этого государства процесс шел уже «в рамках локальных культур»11Васильев Д.В. Погребальные памятники центральных областей Улуса Джучи: к вопросу об исламизации населения Золотой Орды. Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Казань, 2007..
Исторически Алания была многонациональной и поликонфессиональной страной, что и делало её культуру весьма богатой, многогранной, насыщенной разными по происхождению традициями духовной и материальной жизни.
Примечания.
3 [↑ назад]Ковалевская В.Б. Кавказа и аланы. М.:Наука,1984. С.7
4 [↑ назад]Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа (Гл.5. Хазария и народы Кавказа и Восточной Европы. 1. Арабо-хазарские отношения и Кав-каз)
5 [↑ назад]Иосиф Флавий. Иудейская война. – Минск:Беларусь, 1991. – С.435
6 [↑ назад]Иванов А.И., История монголов (Юань-ши) об асах-аланах// «Христианский Восток». – СПб, 1914. –т.II, вып. III- С.282
7 [↑ назад]Алемань, Агусти. Аланы в древних письменных источниках. - М.:”Менеджер”, 2003. - С.506-507
8 [↑ назад]Прокопий из Кесарии. Война с готами. – М., 1950. – С.381
9 [↑ назад]Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому. Пер. К.Патканова// Журнал Министерства народного просвещения. – 1883, март.- С.30
10 [↑ назад]Батчаев В.М. Балкария в XV - начале XIX вв. – М.,2006. – С.164
11 [↑ назад]Васильев Д.В. Погребальные памятники центральных областей Улуса Джучи: к вопросу об исламизации населения Золотой Орды. Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Казань, 2007.