Среда, 12.08.2020, 01:22

Карачаевцы и балкарцы

Келечини хурджуну кенгди.
Меню сайта
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
16.08.2019 | 20:16 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
САЛАМ АЛЕЙКУМ. ДОПУЩЕНЫ БОЛЬШИЕ ОШИБКИ В ЭТОЙ СТАТЬЕ. КЪАРАЧАЕВЦЫ НИКОГДА НЕ ПРИНОСИЛИ ПРИСЯГУ НЕ СУЛТАНУ НЕ ИМПЕРАТОРУ. ПРИНОСИЛА МОЖЕТ БЫТЬ КУЧКА ЛЮДЕЙ КОТОРАЯ ПОСЛАЛА АМАНТИША ВСТРЕТИТЬ ПРОВОДИТЬ РУССКИХ В КАРАЧАЙ. ЭТО ИХ ДЕЛА А НЕ ВСЕГО НАРОДА. ЗА ЭТО ОНИ ЕЩЕ СТО ЛЕТ ОТ РОМАНОВЫХ ПОДАЧКИ ПОЛУЧАЛИ. ЕЩЕ АМАНТИШ БЫЛ ПОБИТ И С ПОЗОРОМ БЫЛ ИЗГНАН С ХУРЗУКА ЗА ТО ЧТО ПОКАЗЫВАЛ ГЕНИТАЛИИ ЖЕНЩИНАМ. МАГОМЕТ АМИН ТОЛЬКО ЕДИНОЖДЫ БЫЛ В АРХЫЗЕ. Я ПОНИМАЮ ЧТО НЕУДОБНО ГОВОРИТЬ ЧТО МЫ НЕ УЧАСТВОВАЛИ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ. У НАС У КАРАЧАЕВЦЕВ В ОТЛИЧИЕ ОТ МНОГИХ ДРУГИХ К ЭТОМУ МОМЕНТУ УЖЕ 400 ЛЕТ БЫЛА ГОСУДАРСТВО ЧТОБ ВЫ ЗНАЛИ. С НАМИ РУССКИЕ ЗАКЛЮЧИЛИ ДОГОВОР А НЕ ПРИСЯГУ МЫ ПРИНЕСЛИ.ПРОШУ ВАС НЕ ПИСАТЬ ПРО НАС НЕ ОЗНАКОМИВШИСЬ ХОРОШО С ИСТОРИЕЙ. ОНА ОТЛИЧАЕТЬСЯ ОТ ВЕРСИИ РУССКИХ ИСТОРИКОВ И МЕСТНЫХ УПРВЛЕНЦЕВ ПОДРУЧНЫХ ТО ТУРКОВ ТО РУССКИХ. ПАРУ СЛОВ О ХАСАУКЕ. НЕ ТО ЧТО АДЫГОВ ИЛИ ЗАКУБАНЦЕВ ТАМ НЕ БЫЛО ВОЙНОВ ДАЖЕ ИЗ ДРУГИХ АУЛОВ .БЫЛ НЕБОЛЬШОЙ ПИКЕТ И9 20-25 ВОИНОВ ИЗ УЧКУЛАНА. ВОТ В ЧЕМ МЕРЗОСТЬ АМАНТИША И ТЕХ КТО ЕГО ПОСЛАЛ И ЖДАЛ РУССКИЕ ВОИСКА. МЕНЬШЕ ВСЕГО ОЖИДАЛИ ПО ЭТОЙ ТРОПЕ. ПОЕЗЖАИТЕ В ХУРЗУК ПОСМОТНИТЕ И ПОГОВОРИТЕ ЛЮДЬМИ. АЛЛАХ АМАНАТЫ БОЛУГЪУЗ
16.08.2019 | 19:51 | МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СВЕДЕНИЯ АВТОРА XV ВЕКА О КАРАЧАЕВЦАХ И ЧЕРКЕСАХ
САМАЯ НИЗКОПРОБНАЯ ИНТРИГАНТСКАЯ СТАТЕЙКА. АВТОРЫ ДАЖЕ НЕ ПОНИМАЮТ О ЧЕМ РЕЧЬ И КОМ. КЪАРЧА ПРИНЯЛ ИСЛАМ В АЗИИ И ЕГО СПОДВИЖНИКИ ТОЖЕ.КАРАЧАЕВЦЫ НИКОГДА НЕ НАЗЫВАЛИСЬ КАРА ЧЕРКЕСАМИ И НИКОГДА НЕ БЫЛИ ХРИСТИАНАМИ. МЫ ПОКЛОНЯЛИСЬ ТЕЙРИ. ТОГДА ЭТО РЕЛИГИЯ В НАШЕМ РЕГИОНЕ БЫЛА НАМНОГО МОЩНЕЕ ХРИСТИАНСТВА. ПРЕКРАТИТЕ ВЫКАПЫВАТЬ НЕСУЩЕСТВОВАВЩИХ АВТОРОВ И ПИСАТЬ ОТ ИХ ИМЕНИ. НЕ НАДО ИГРАТЬ ИСТОРИЕЙ НАРОДА
22.10.2018 | 20:44 | 33
Тамга нашего рода Лиевых в числе карачаевских? Капец
05.01.2018 | 10:06 | Къарачай-малкъар тукъумла. Карачаево-балкарские фамилии. (А)
Не Абазовы,а Абазаевы, что касается Аккаевых, то там не Аккалары, а Аккайлары
18.12.2017 | 03:59 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Помогите кто-нибудь! Что обозначает къалай сыс? Просто друг отправил это сообщение и исчез..
07.12.2017 | 13:29 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
К сожалению, этот словарь не может быть использован карачаевцами. Практически через слово-ошибка. Это даже вредно. Практически все надо исправлять. Автора бы узнать, кто такое придумал. Господи, ну нельзя так!
26.10.2017 | 19:19 | «Мы пришли из Маджар»: факт или вымысел?
Кесинг англадынгмы не дегенинги къатышдырдынг болгъанны
13.10.2017 | 02:32 | Кабардинские и балкарские фамилии грузинского происхождения
Автор, вы хотя бы понимаете что пишете?
04.05.2017 | 22:28 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Къур-къур оюнлу- перевод

Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"

Главная » Библиотека » История » Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ » ОТ РЕДАКЦИИ
ОТ РЕДАКЦИИ

Работа, которую держит в руках наш Читатель, касается вопроса, который весьма слабо освещен в отечественном кавказоведении. Следует сразу же подчеркнуть её актуальность. Дело в том, что средневековая Алания, как и нынешний Северный Кавказ, являлась многонациональной страной, где бытовали различные виды верований.

Историю распространения христианства в Алании читатели, очевидно, хорошо знают по многочисленным публикациям последних нескольких десятилетий. В неменьшей степени освещена и тема языческих верований алан. В то же время, мусульманская страница их истории затронута фрагментарно, а большей частью и вовсе обходится стороной алановедами и в целом историкамикавказоведами. Поэтому исследование процесса формирования исламской общины у алан востребована достаточно давно.

Вопрос о тогдашней религии (вернее – религиях) алан вовсе не удел кабинетных ученых, как может показаться на первый взгляд. Начиная с 1990х гг. некоторыми деятелями проводится курс, основанный на такой логике: раз аланы были христианским народом (а это не совсем так), то и на аланские памятники Верхней Кубани могут – по конфессиональному родству – претендовать только структуры одной из епархий Русской православной церкви (РПЦ). На ошибочность такой установки в своё время указывал благочинный православных церквей КарачаевоЧеркесии отец Василий (Афонин), увы, ныне покойный, которого искренне уважали и по сей день уважают все мусульманские народы Верхней Кубани. Но, к сожаленью, к голосу духовного пастыря и мудрого миротворца не все прислушивались. Поэтому два десятилетия неоднократно предпринимались и предпринимаются попытки «изъять» архитектурное наследие алан в пользу бизнесгрупп, прикрывающихся мнимыми церковными интересами. Такие поползновения отравляли общественнополитическую атмосферу в традиционно мирном регионе, где, к счастью, всегда находились силы, пресекающие попытки осложнить межнациональные и межконфессиональные отношения.

Памятники аланской истории были и остаются культурным наследием всех – вне зависимости от нынешнего вероисповедания – потомков алан, в числе которых академическая наука давно называет балкарцев, карачаевцев и осетин. Кстати, задолго до самих карачаевобалкарских ученых, еще в 1941 году об аланских предках балкарцев и карачаевцев первым заявил осетинский историк проф. Г.А.Кокиев1Кокиев Г.А. К вопросу о происхождении и времени расселении балкарцев и карачаевцев на нынешней территории //Социалистическая КабардиноБалкария. – Нальчик, 1941. – 28 января. Затем тот же тезис развил другой крупный осетинский ученый, В.И.Абаев, причем – с трибуны Всесоюзной конференции 1959 года по происхождению балкарцев и карачаевцев. «Аланский субстрат, заявил он, это не догадка, не предположение, это не гипотеза, это прочно установленный научный факт, на который может смело опираться каждый, кто занимается историей и культурой карачаевского и балкарского народов». Ведущий отечественный специалист по аланам и Алании, кавказовед В.А.Кузнецов также прямо указывает: «Аланы в качестве важнейшего компонента приняли участие в формировании тюркоязычных народов Северного Кавказа – карачаевцев и балкарцев»2Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. Материалы и исследования археологии, вып.№106. – М., 1962. – С.132. Данный тезис закреплен в академической науке давно и прочно и заслуга в этом, следует прямо признать, принадлежит отнюдь не карачаевобалкарцам.

Да, балкарцы, карачаевцы и осетины – прямые наследники памятников аланской культуры, но, в то же время, эти памятники являются культурным достоянием всех народов многонационального Кавказа. Естественно, наилучшей формой собственности для этих раритетов была и остаётся государственная, которая обеспечивают не только охрану, но и доступность к ним всех граждан.

Творческий тандем, выполнивший данную работу, сложился исключительно удачно. Историческая часть монографии выполнена профессиональным исследователем, специалистом по историческому и этнографическому кавказоведению. Это Рашид Хатуев – автор и соавтор нескольких монографий, учебных пособий, десятков научных публикаций, участник международных и всероссийских научных форумов. Сферу восточных источников, использованных в книге, взял на себя шейх Мухаммад Биджи – профессиональный арабист, известный своей многолетней просветительской деятельностью. В качестве заместителя председателя Духовного управления мусульман Европейской части России, а затем и руководителя международного Мусульманского миротворческого центра, он известен и во многих странах Арабского Востока.

Отметим, что в традициях аланских предков немало того, чему потомкам следует учиться и учиться, в первую очередь, терпимого отношения к инаковости религиозной, этнической, культурной. В данной связи перспективным представляется развитие дружественных связей между общественными объединениями Балкарии, Карачая и Осетии, которые были установлены в самом начале 2000х гг. Кстати, один из авторов книги, Р.Хатуев, участвовал в трехсторонних (балкарокарачаевоосетинских) мероприятиях, проводившихся в Архызе и Владикавказе, а другой, шейх М.Биджи, давно и постоянно поддерживает тесные творческие связи с единоверцами в Осетии, Балкарии и Карачае.

Возможно, в обозримом будущем общественные усилия получат импульс, и на уровне политической, государственной поддержки, которая будет способствовать интеграции наследников кавказской культуры. По сути, всесторонняя интеграция и есть магистральный путь к восстановлению, на новом витке истории, мультикультурной Алании в рамках её исторических рубежей.


Примечания.
1 [↑ назад]Кокиев Г.А. К вопросу о происхождении и времени расселении балкарцев и карачаевцев на нынешней территории //Социалистическая КабардиноБалкария. – Нальчик, 1941. – 28 января
2 [↑ назад]Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. Материалы и исследования археологии, вып.№106. – М., 1962. – С.132