Пятница, 26.04.2024, 05:27

Карачаевцы и балкарцы

Ана юйню кюн джарыгъы.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"

Главная » Библиотека » История » Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ » Часть Первая. ПЯТЬ ВЕКОВ ПРИОБЩЕНИЯ. Глава II. АРАБСКИЙ ВОСТОК И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ У АЛАН
Часть Первая
ПЯТЬ ВЕКОВ ПРИОБЩЕНИЯ
Глава II. АРАБСКИЙ ВОСТОК И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ У АЛАН
2.2. Зарождение монетного дела
  • 1
  • 2

Позволим себе данное утверждение оспорить. Общеизвестно, что чекан монет, подражавших иноземным образцам, практиковался не только в Хазарском каганате. Хазары добросовестно повторяли путь тех же арабов, у которых монеты первых десятилетий существования Халифата также представляли собой подражания монетам соседних государств. Начиная со времени правления "праведного халифа" Умара б. аль-Хаттаба (634-644) и до монетной реформы омейядского халифа Абд ал-Малика ибн Марвана (692 г.) на арабские монеты переносились изображения с монет Византии (император, крест на Голгофе) и сасанидского Ирана (шахиншах, аташдан – зороастрийский алтарь огня)119Настич В.Н. (Москва). Художественное оформление мусульманских монет: нарушение запрета? // Сб. «Городская художественная культура Востока». – М.: Государственный музей искусства народов Востока, 1990. – С. 129-149 (ссылки: Mitchiner М. The World of Islam. Oriental Coins and Their Values. L., 1977, p. 59, N. 38; Gaube H. Arabosasanidische Numismatik. Brunswick, 1973, pl. 14 sq.).

Не только у хазар, но и в Древней Руси изготовлялись подражания куфическим дирхемам. Как отмечают специалисты, «арабская монета настолько прочно вошла в жизнь древнерусских рынков, что вызвала к жизни попытки местного производства, имитирующего ее чеканку... Была даже найдена вырезанная на камне форма для отливки таких монет»120Рябцевич В.Н. О чем рассказывают монеты. Минск,1977. С.55. Подражания монетам Саманидов чеканились в Волжской Булгарии (Г.А.Федоров-Давыдов), а сами Саманиды выпускали монеты, подражавшие монетам эпохи Сасанидов121Давидович Е.А. Клады древних и средневековых монет Таджикистана. М.;Наука,1979. С.109 и далее. Примеры такого рода можно продолжать, но во всех этих случаях исследователями не отмечено, что подражания чеканились по «психологическим» мотивам или что эти монеты играли исключительно роль «знаков достоинства» аристократов.

Нельзя отказывать нашим предкам в прагматизме и полагать, что драгоценный металл мог тратиться исключительно в пропагандистских целях, тем более – для того, чтобы убедить далекий Константинополь в своем равенстве с императором. Приведенные выше примеры, а также исследования последних десятилетий, убедительно доказавшие факт денежного обращения в Хазарии и чеканки хазарских монет, позволяют нам отвести утверждение о том, что хазарские монеты-подражания выполняли лишь функции «знаков достоинства».

На вопрос о причинах чеканки монет типа подражаний, а не «собственных» типов, ответ достаточно прост: чеканившиеся в Хазарии монеты предназначались прежде всего для обслуживания внешней торговли в Юго-Восточной Европе, где в VII-Х вв. имели хождение монеты именно византийского и восточного (вначале сасанидского, затем куфического) образцов. Чеканка подражаний монетам общеизвестного типа облегчала запуск в оборот международной торговли собственных денег. Исследователи уже связывали именно с хазарской чеканкой некоторые типы куфических дирхемов из кладов Восточной Европы122Кропоткин В.В. Экономические связи.., С.121.

Это указывает на правильный курс хазарских властей по выпуску монет не с национальной, а с международной оболочкой; в данном случае хазарские монеты, подражающие куфическим дирхемам, вошли в международное денежное обращение, по крайней мере, в Восточной Европе, наравне с подлинными куфическими дирхемами.

Внимательный анализ всех доступных нам материалов, касающихся рассматриваемого вопроса, позволяет обозначить четыре функции, которые выполняли монеты у населения региона: функцию средств обращения и платежей, функцию средств накопления; сакральную функцию и функцию декоративную (украшения). Очевидность последней позволяет нам сосредоточить внимание на трёх остальных функциях.

Рассмотрим те типы арабских монет, которые выявлены на территории Алании. Для начала уместно напомнить следующее моменты нумизматики Халифата. При омейядском халифе Абд аль-Малике была проведена денежная реформа (690-е гг.), в результате которой появился совершенно новый тип монет, господствовавший на мусульманском Востоке в течение последующих пяти веков.

Динар являлся золотой монетой и введен был между 692 и 696 гг. при том же халифе-реформаторе Абд аль-Малике. Эта монета получила свое наименование от сасанидских золотых денаров, которые в свою очередь своим названием обязаны римскому серебряному денарию. За основу веса динаров была взята старая арабская весовая единица – мединский мискаль (4,25 г).

Дирхем чеканился из серебра. Свое название эта монета получила от сасанидской драхмы, наименование которой происходит от древнегреческой драхмы. Вес дирхемов вначале составлял 3,9 г, но в последующем опустился до 2,97 г.

Фельс (фулюс) выпускался из меди. Его название связывается с византийской медной монетой, именовавшейся фоллис. От «фулюс» произошло позднее наименование пул, употреблявшееся в отношение медных монет тюркских государств и зависимых от последних стран.

В нумизматике монеты этого типа получили название куфических, которое связано с той разновидностью арабского письма, которым выполнялись монетные легенды (надписи). Оно возникло в иракских городах эль-Басра и эль-Куфа, и по наименованию последнего стало называться куфи.

В отличие от более поздних видов арабского письма (насталик, несхи и др.) куфи характеризуется тремя особенностями:

  1. в нем отсутствуют диакритические точки, которыми позднее стали отличать друг от друга схожие по написанию буквы;
  2. начертание букв на куфи строгое, геометрическое, угловатое, что отличает это письмо от поздней арабской «вязи», т.е. вычурного, плавного и изящно изгибающегося начертания знаков письма;
  3. изображение целого ряда букв на куфи не имеет аналогов во всех последующих разновидностях арабского письма и присуще только куфи.

Ввиду сложности прочтения текстов на куфи, легенды на монетах рассматриваемого типа были стандартными. Они содержали:

  • формулу символа веры (шахада): «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха», причем первая часть шахады помещалась, как правило, на одной стороне монеты (в центре поля аверса), вторая – на другой (в центре поля реверса)
  • имя правителя (халифа; халифа и местного правителя, причем последнего – с титулами)
  • номинал
  • наименование места чекана
  • дату (год) чекана
  • нередко и фрагменты Корана (чаще всего аят 33 суры 9-й; аяты 3,4 суры 30-й).

Куфические монеты были строго монэпиграфичными, т.е. содержали только надписи (монетную легенду). Большинство исследователей связывает это с запретом шариата изображать живые существа. Однако, как нам представляется, объяснение это слишком прямолинейно и упрощенно. Мы попытаемся объяснить это несколько ниже.

Как отмечают местные археологи, «сасанидские монеты долгое время после арабского завоевания Ирана продолжали активно обращаться вместе с халифатскими и составляли обязательную примесь в кладах куфических монет Восточной Европы».

В данной связи приводится набор монет из погребения 29 Мартан-Чуйского 1-го могильника (Чечня), где сочетаются сасанидские и арабские монеты123Мамаев Х.М. Указ. раб. С.52. При этом указывается на необходимость «учитывать, что подавляющее большинство арабских монет, обнаруженных на этой территории, чеканено во второй половине и даже последней трети VIII в., то есть когда основные военные действия здесь фактически завершились».

Обращается внимание на то, что «арабских монет еще нет в катакомбных могильниках Кисловодской котловины, функционировавших в первой половине VIII в.», а также «в верхнечирюртовских некрополях Дагестана, также существовавших в этот период». Из этого Х.М.Мамаев делает предположение: «основной приток куфических монет на территорию Центрального и Северо-Восточного Кавказа начинается во второй половине — последней трети VIII в.», что «вполне согласуется с мнением нумизматов о массовом их проникновении в Восточную Европу в конце VIII в. н.э.»124Там же. С.52-53 (ссылка: Даркевич В.П. Художественный металл Востока. – М.,1976).

Динары зафиксированы пока только в восточной части исторической Алании – в Чечне (близ Грозного), а дирхемы – как в Чечне (Мартан-Чу I и II, Дуба-Юрт, Кулары, Майртуп), Ингушетии (Шуан, Верхний Алкун), Северной Осетии (Галиат, Камунта), Кабардино-Балкари (Гижгид). Фельсы были обнаружены в Чечне (Червлёная, Мартан-Чу I), Ингушетии (Бейни, Верхний Алкун).

Приведем описания типов монет, выявленных на территории исторической Алании.

Дирхемы представлены несколькими типами. К 1-му типу относится дирхем из мониста Мартан-Чу I (погребение №29) /Чечня/.

Аверс: В центре поля трехстрочная легенда:
ﻻﺍﻠﻪﺍﻻ Нет бога, кроме
ﷲ ﻮﺤﺪﻩ Аллаха единственного.
ﻻ ﺷﺮﻴﻙ ﻠﻪ Нет ему сотоварища

т.е. первая, несколько расширенная часть шахады.

В круговой легенде – выпускные данные:

ﺒﺴﻡ ﷲ ﺮﺤﻤﻥ ﺮﺤﻴﻡ ﻀﺮﺐ ﻫﺫ ﺪﺮﺤﻡ ﻔﻰ ﻭﺍﺴﻁ
«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного бит этот дирхем в Васите»

Реверс: В центре поля четырехстрочный текст аятов 112-й суры Корана:

ﷲ ﺍﺤﺪ ﷲ Аллах един, Аллах
ﺍﻟﺻﻤﺪ ﻟﻡ ﻴﻟﺪ ﻭ Вечный. Не рождал и
ﻟﻡ ﻴﻭﻟﺪ ﻭ ﻟﻡ ﻴﻜﻥ Не был рожден. И не был равным
ﻟﻪ ﻜﻔﻭﺍ ﺍﺤﺪ Ему ни один.

В круговой легенде:

ﻤﺤﻤﺪ ﺮﺴﻭﻝ ﷲ
«Мухаммад – посланник Аллаха»

После чего следует фрагмент Корана (9:33):

«/Он тот, Который послал/ Своего посланника с прямым путем и религией истины, чтобы проявить ее выше всякой религии, хотя бы ненавидели это многобожники».
ﺮﺴﻭﻟﻪ ﺑﺎﻟﻬﺪﻯ ﻭ ﺪﻴﻥ ﺍﻟﺤﻕ ﻟﻴﻆﻬﺮﻩ ﻋﻟﻰ ﺍﻟﺪﻴﻥ ﻛﻟﻪ ﻭﻟﻭﻛﺮﻩ ﺍﻟﻤﺷﺮﻛﻭﻥ(ﻫﻭﺍﻟﺬﻯﺍﺮﺴﻝ)

Имя халифа и его титул (амир аль-му'минин – «повелитель верующих») отсутствуют, что характерно для раннекуфических /омейядских/ монет.

К данному типу относятся и дирхемы, найденные в погребении №2 этого же могильника, которые чеканены в Васите в 109 и 110 гг.х. (727/8 и 728/9 гг.), а также дирхем 701 г. чекана Басры из Галиата и некоторые другие находки.

2-й тип дирхема, найденный в Майртупе, несколько иной, хотя и сохраняет общий облик описанного выше типа. На аверсе в центре поля такая же трехстрочная надпись /первая часть шахады/. Круговая легенда – в две строки. Во внутренней круговой легенде – выходные данные, во внешней – фрагмент Корана (33:3,4):

«Аллаху принадлежит власть и раньше, и позже, а в тот день возрадуются верующие помощи от Аллаха. Он дарует помощь тому, кому желает, - Он велик, милосерд!»
ﻟﻟﻪ ﺍﻻﻤﺮ ﻤﻥ ﻘﺑﻝ ﻭ ﻤﻥ ﺑﻌﺪ ﻭ ﻴﻭﻤـﺋﺬ ﻴﻔﺮﺡ ﺍﻠﻤﻭﻤﻨﻭﻦ ﻴﻨﺻﺮ ﷲ ﻤﻦ
ﻴﺷﺎﺀ ﻭﻫﻭ ﺍﻠﻌﺯﻴﺯ ﺍﻠﺮﺤﻴﻡ

На реверсе в центре поля /сильно испорченном/ в центре – пятистрочная надпись. В круговой легенде – упомянутый фрагмент Корана (9:33).

3-й тип дирхемов несколько отличается от двух вышеописанных типов (он представлен вторым дирхемом из Майртупа). Если по аверсу данный тип аналогичен 1-го типу, то в центре поля реверса надпись четырехстрочная (сильно стерта). Вверху различимо слово «Аллах», ниже, видимо, вторая часть шахады: «Мухаммад /посланник/Аллаха/» (?). Круговая легенда (как и на аверсе) однострочная.

4-й тип, судя по публикации В.Б.Виноградовым куфической монеты Джафаридов 964/5 г. из шуанского склепа, отличается от вышеописанных типов.

Таким образом, куфические (омейядские, аббасидские, джафаридский) дирхемы представлены как минимум четырьмя типами.

Рассмотрим два типа медных (разменных) монет – фельсов, выявленных на рассматриваемой территории. Оба – из монисто упомянутого погребения №29 Мартан-Чу 1. Они по аверсу совпадают с аверсом дирхемов описанных выше 1-го и 2-го. Реверсы различаются по количеству (и, видимо, содержанию) строк легенды центра поля: в одном случае легенда трехстрочная, в другом - четырехстрочная.

Типы найденных в рассматриваемом регионе золотых монет, т.е. динаров, установить невозможно ввиду их утраты.

В идентификации куфических (и в целом мусульманских) монет решающее значение нередко приобретает датировка монеты, умение правильно прочесть дату по мусульманскому летоисчислению и перевести ее на григорианское летоисчисление.

Мусульманский календарь был введен в 638 г. халифом Умаром I. За начальную дату был взят день начала переселения «хиджры» пророка из Мекки в Ясриб (Медину) – пятница 16 июля 622 г. За основу календаря был взят период возврата Луны в небесном пространстве в исходное положение по отношению к Солнцу («синодический месяц») и один год такого календаря состоял из 354/5 суток.

Этот календарь получил название календаря «лунной хиджры». Во всех без исключения монетах дата помещалась именно по этому календарю. Для точного перевода дат по нему в даты по в григорианскому календарю используют сложные формулы. Здесь же мы даем наиболее простую формулу, дающую погрешность + 1 год.

Г=(Х–/Х:33/)+621

где Г – год по григорианскому календарю, X – год по хиджре лунной (в дальнейшем «г.х.»). Например, нужно определить каким годом по григорианскому календарю являлся 110 г.х.:

Г=(110-/110:33/)+621=(110–3)+621=107+621=727+1 год

В правление сельджукидского султана Малик-шаха в 1074 г. (467 г.х.) был принят и календарь «солнечной хиджры», год которого составлял 365/6 суток. Календарь вел летоисчисление также с 16 июля 622 г., а начинался каждый год в день весеннего равноденствия (чаще 21, реже – 20, 22 марта). Но вплоть до XIX в. этот календарь в нумизматике мусульманских стран почти не употреблялся.

  • 1
  • 2

Примечания.
119 [↑ назад]Настич В.Н. (Москва). Художественное оформление мусульманских монет: нарушение запрета? // Сб. «Городская художественная культура Востока». – М.: Государственный музей искусства народов Востока, 1990. – С. 129-149 (ссылки: Mitchiner М. The World of Islam. Oriental Coins and Their Values. L., 1977, p. 59, N. 38; Gaube H. Arabosasanidische Numismatik. Brunswick, 1973, pl. 14 sq.)
120 [↑ назад]Рябцевич В.Н. О чем рассказывают монеты. Минск,1977. С.55
121 [↑ назад]Давидович Е.А. Клады древних и средневековых монет Таджикистана. М.;Наука,1979. С.109 и далее
122 [↑ назад]Кропоткин В.В. Экономические связи.., С.121
123 [↑ назад]Мамаев Х.М. Указ. раб. С.52
124 [↑ назад]Там же. С.52-53 (ссылка: Даркевич В.П. Художественный металл Востока. – М.,1976)