Вторник, 23.04.2024, 20:01

Карачаевцы и балкарцы

Эшекни къыйыны халал да эти харам.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"

Главная » Библиотека » История » Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ » Часть Первая. ПЯТЬ ВЕКОВ ПРИОБЩЕНИЯ. Глава I. АЛАНЫ В КАВКАЗСКОЙ ПОЛИТИКЕ ХАЛИФАТА (VII- VIII ВВ.)
Часть Первая
ПЯТЬ ВЕКОВ ПРИОБЩЕНИЯ
Глава I АЛАНЫ В КАВКАЗСКОЙ ПОЛИТИКЕ ХАЛИФАТА (VII- VIII ВВ.)
1.2. Алано-арабский союз: мотивы, условия, предпосылки

Еще Л.Н.Гумилев отмечал, что аланы, в общем-то, не поддерживали хазар в борьбе с Халифатом50Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. – М.:Рольф,2001. – С.290. Позднее такие взгляды обосновал и другой историк-археолог – проф. Х.Х.Биджиев: зависимых от каганата алан принуждали принимать участие в арабо-хазарских войнах, но – внимание! – эти аланы «при любом удобном случае старались не подчиняться хазарам, что приводило к серьезным столкновениям» с ними51Биджиев Х.Х. Тюрки Северного Кавказа.- Черкесск,1993. – С.104.

Строптивость «верноподданных» алан самым серьезным образом учитывалась хазарским правительством. Аланы – воинственный и многочисленный народ, населял территории, граничащие с враждебным Халифатом. Нелояльность такого мощного массива создавала угрозу самому существованию каганата, а потому центральное правительство прибегло к решительным действиям до того, как раздробленные владения алан объединятся под единым началом какого-нибудь популярного вождя. Значительная часть населения Западной Алании была депортирована на сотни километров к северу – в Подонье. Это, пишет проф.Х.Х.Биджиев, было "насильственным, глубоко продуманным государст-венным актом со стороны Хазарского каганата"52Там же, С.103, 104, который существенно ослабил алан.

По-видимому, депортация значительной массы западных алан произошла еще до Второй арабо-хазарской войны, когда у кагана сил вполне хватало для такой масштабной акции (вспомним об его 300-тыс. армии, вторгшейся в 730/1 г. на Южный Кавказ через Дарьял). Надо полагать, насилие над соплеменниками еще больше отторгло алан Восточной Алании (нынешние Балкария, Осетия, Ингушетия, часть Чечни) от центрального правительства. Более того, есть все основания полагать, что Восточная Алания попросту отпала от каганата (если, конечно, вообще входила в его состав). Посудите сами. В течение Второй ара-бо-хазарской войны арабы предприняли множество походов через Дарьяльский проход, т.е. именно через земли Восточной Алании, но – удивительное дело! – по признанию историка-кавказоведа и археолога В.А.Кузнецова, «в памятни-ках этих мест картины катастрофы и ухода населения мы не наблюдаем»53Кузнецов В.А. Очерки истории алан. – Владикавказ: «Ир», 1984. С.111, 112.

Скупая фраза археолога говорит о многом. Главное: мусульмане были весьма гуманны – они не тронули восточных /терских/ алан, кои более-менее спокойно продолжали оставаться жить на своей земле.

И это – на контрастном фоне, в общем-то, варварской депортации каганом западных /кубанских/ алан! Десятков тысяч людей – а, может, и семей – потерявших не только могилы предков, но, что важнее для бытия, и водообильные долины по верхнему течению Кубани и ее притоков – Большого и Малого Зеленчуков, Урупа, Большой и Малой Лабы. Солнечные котловины типа Кисловодской и Архызской. Плодородные альпийские луга. Живописные и охранительные ущелья.

Повторение – мать учения. Или, если угодно, от повторения истина не устаревает. А потому повторим про себя еще и еще раз: археология не показывает каких-либо следов «гибельных и разрушительных» последствий мусульманских завоеваний на землях восточных алан. Есть повод задуматься о причинах такой гуманности арабских полководцев: оттого, видимо, она проявлялась, что восточные аланы установили дружественные отношения с Халифатом

Мы не только априори полагаем наличие мусульманства у восточных алан уже на рубеже VII/VIII вв., но и с полным основанием считаем, что в период арабо-хазарских войн Алания, по крайней мере, частично, входила в состав Ха-лифата. Археологические и письменные доводы в пользу этого очень даже ве-сомы, в особенности, если брать источники в комплексе:

  • Во-первых, аланы систематически подвергались нападениям и репрессалиям со стороны хазар – врагов Халифата (летописи) и, в то же время, не подвергались погрому со стороны войск Халифата (археология). Враг моего врага – мой друг?
  • Во-вторых, западные аланы были депортированы хазарами на сотни километров (археология), а восточные – беспрепятственно пропускали арабов для походов против хазар (летописи). Месть аланов за соплеменников? Или кара хазар на голову «ненадежных» подданных?
  • В-третьих, находки монет Халифата в основной массе концентрируются на территории Северной Осетии, Ингушетии, Чечни (археология). Не оттого ли, что определенная часть этих территорий находилась в составе Халифата, подчиняясь арабо-мусульманской военной администрации в Дарьяле?

Можно полагать даже, что толерантность полководцев Халифата объяснялась принятием ислама, по крайней мере, влиятельной частью правящей верхушки Восточной Алании. То, что археологи не выявляют памятников мусульманского культа (развалины мечетей и т.п.) того времени абсолютно ни чем не говорит. Дело вот в чем.

Если христианское богослужение немыслимо без молельных зданий, то мусульманское – в принципе не нуждается в них. Крупнейший отечественный востоковед В.Бартольд в свое время указывал, что "ранний ислам в противопо-ложность христианству тяготел к идее богослужения под открытым небом" (с отрытыми мечетями связываются "мечети, основанными на богобоязненности с первого дня", отмеченные в Коране, 9:109). В связи с этим, современные исла-моведы приводят факты того, что «открытые мечети в некоторых районах Кавказа получили широкое распространение», например, в Дагестане они известны как в домонгольское время, так и в позднем средневековье. Приводя примеры района Дербентского прохода (Баб аль-абваб «Ворота ворот»), А.К.Аликберов пишет, что «первые мечети мусульманских переселенцев в горах, прилегающих к ал-Бабу, скорее всего, были открытыми; возможно, именно поэтому не сохра-нилось материальных свидетельств культового строительства» VIII в.54Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия "Райхан ал-хака’ик" (XI-XII вв.). – М.:Вост. лит., 2003 С.480, 481

Таким образом, если отсутствие развалин христианского храма /церкви/ ука-зывает на отсутствие христианизации, то отсутствие развалин мечети об отсут-ствии исламизации свидетельствовать не может в принципе.

**

Итак, «Быстрый рейд» на четверть века (737-763 гг.) остановил арабо-хазарские столкновения, что справедливо связывается с тем, что во главе каганата стоял мусульманин55Артамонов М.И. Указ раб., С.312. Совершенно очевидно, что после разгрома хазар значительная часть алан отпала от каганата, а Дарьял с прилегающими районами Восточной Алании оставался в составе Халифата.

Наведя порядок в кавказских владениях Халифата, в 744 г. Мерван отбыл в Дамаск, где занял престол, оказавшись последним из омейядских халифов, и вскоре был убит с приходом к власти Аббасидов. Любопытно, что «последний защитник дела Омейядов с семьей, обозом и некоторым количеством спутников в 752 г. бежал в Хазарию»56Там же, С.321, 332 (видимо, было вполне естественно попытаться найти убежище у кагана-мусульманина)

В период смуты, связанной со сменой династии в Халифате, власть арабов в Дарьяле ослабла. Поэтому-то, наверное, нетрудно объяснить арабский поход 758 г. /141 г.х./, когда аббасидский наместник на Кавказе Язид б. Усайд из рода ас-Сулами, принадлежавшего к ансарам (мединским сподвижникам пророка), вновь занял Баб ал-Лан. Он разместил здесь мусульманский гарнизон (конная стража), который получал – видимо, из Тифлиса – регулярное денежное содержание (аль-Баладури)57Алемань, Агусти. Указ раб., С.331. Последнее обстоятельство существенно, поскольку очевидно, что присылаемые деньги арабские воины использовали по прямому предназначению, т.е. приобретали за них продовольствие и другие потребности. Приобретали, видимо, у местного населения, т.е. алан, которые таким образом вовлекались в товаро-денежные отношения – отсюда и находки арабских монет в данном районе Алании (этого вопроса мы коснемся подробнее чуть ниже).

Аббасиды старались развивать мирные отношения с каганатом. По указанию халифа аль-Мансура наместник Язид б. Усайд женился на дочери самого кагана Багатура, которую источники именуют тюркским словом Хатун. Последняя попросила Язида прислать к ней мусульманок для обучения исламу, после чего – научившись, кстати, и чтению Корана – «отбросила от себя меч и кинжал» и позволила мужу войти к ней. К сожаленью, супружество продлилось недолго – 2 года и 4 месяца, принцесса и оба ее ребенка от Язида умерли, глубоко опечалив мужа. Интриганами был пущен слух о том, что покойных извело коварство арабов, в 762/3 г. хазары возобновили войну с Халифатом (Табари, Ибн аль-Асир). Тогда, по некоторым источникам, хазары и овладели областями Алан, Лакз, Хамзин58Артамонов М.И. Указ раб., С.335, которые, судя по всему, до этого контролировались Халифатом.

К 797/8 г. относится последний – из известных по летописям – большой поход хазар против кавказского наместничества Халифата. Любопытно, что поход был совершен по просьбе мусульманских владетелей Хашимидов, занявших Дербент в результате восстания против арабского наместника59Там же, С.345, 346. Повидимому, борьба шла с переменным успехом, но мусульмане, судя по данным летописей, продолжали удерживать Дарьял.

Курс на мирное сосуществование, проводившийся правителями обеих ослабевших империй, хоть и с трудом, но воплощался.

Подытоживая данный раздел, можно еще раз подтвердить мнение коллег-исследователей о том, что впервые народы Кавказа, в том числе и аланы, познакомились с исламом в период первых арабских походов, когда «обширные области Закавказья и Северного Кавказа входили в состав Арабского халифата». Хотя «теперь уже невозможно установить, какой процент алан стали мусульманами в период установления арабской власти», но, как пишет Н.М.Емельянова, «достоверно известно», что аланские воины «участвовали в арабских походах» (т.е. в составе мусульманских армий!), а для обучения основам ислама аланы «приезжали в Тифлисский и Дербентский эмираты»60Емельянова Н.М. Мусульмане Осетии: На перекрестке цивилизаций: Монография. - М.: 2003. - 359 с..

Конечно, не случайно даже весьма осторожный в выводах осетинский археолог, доктор исторических наук А.А.Туаллагов считает, что «некоторые представители алан могли принять ислам»61Туаллагов А.А. Христианство и аланы Северного Кавказа //ossethnos.ru/history/8-xristianstvo-i-alany-severnogo-kavkaza.html. Для этого имеются основания. Например, Ибн Хаукаль (976/7 г.) отмечает, что в «царствах неверных» мусульманские общины управляются одним из правоверных по поручению местного государя как это видно в странах хазар, алан, Сарире и др. (мульк аль-куфур каль-Хазар уа-с-Сарир уа-ль-Лан)62Алемань, Агусти. Указ раб., С.326-327. Это прямое указание на наличие мусульманской общины в Алании, где в Х в. государственной религией правящая верхушка объявила христианство.

Алан-мусульман посещали единоверцы из мусульманского мира. Так в правление халифа аль-Васика (842-847) на территории, подвластной царю аланов (малик ал-Лан), побывал арабский путешественник Саллам Переводчик (ат-Турджуман), который мог говорить на тридцати языках. Он был направлен на север самим халифом для сбора данных в связи с новостью, что есть трещина в стене, воздвигнутой Александром Македонским для защиты мира от Гога и Магога. Саллам получал охранные грамоты для проезда через кавказские земли, управлявшиеся Исхаком б. Исмаилом, правителем (сахиб) Арминийи, наместником в Тбилиси, прошел также через земли, подвластные повелителям Сарира, филаншаху, «вплоть до двора хазарского царя» (Ибн Хордадбех)63Алемань, Агусти. Указ раб., С.325.

Таким образом, предки многих нынешних мусульман из числа потомков алан – балкарцев, карачаевцев и осетин – исповедовали ту же веру и тринадцать веков назад.

Как справедливо отмечают наши медиевисты, «военно-политические, прежде всего экономические связи Хазарии с мусульманскими странами не могли не повести к проникновению ислама в эту страну» (добавим – и в Аланию, и в другие страны, которые зависели от каганата). А потому и неудивительно, что «с прекращением непрерывной войны с арабами туда устремились купцы из мусульманских стран», которые, «вместе с различными товарами и мусульманской религией», несли с собой «мусульманскую культуру, влияние которой отчетливо сказывается на материальной культуре и искусстве Восточной Европы VIII-X вв.»64Артамонов М.И. Указ раб.,, С.313.

Купечество выступало самым «продвинутым» сословием империи. Нетрудно понять, что оно – проникая в разные страны и континенты – лучше других имело возможность получать объективную картину мировых тенденций, ранее других приобщаться к достижениям культуры и прогресса. Поэтому-то и неудивительно, что, говоря словами М.И.Артамонова, «мусульманство находило немало сторонников среди связанного с Востоком городского населения Хазарии»65Артамонов М.И. Указ раб., С.64, т.е. самой передовой прослойки каганата. Купцы, выступая как проповедники, служители исламского призыва (да’ват), получили возможность – в мирной обстановке и в условиях известной веротерпимости правительства каганата – распространять свое вероучение в разных провинциях державы, включая и аланскую окраину.

Переход к мирным отношениям с мусульманским миром Хазарии, Алании и других стран к северу от Главного Кавказского хребта обусловил их научное освоение не только купцами, но и учеными из исламского Востока. Ибн Хордадбех в своей известной «Книге путей и царств» (Китаб ал-Масалик валь-мамалик) сообщая о 360 «воротах» /абваб/ гор Кавказа /джабаль ал-Кабк/, упоминает и Аланские Ворота (Баб ал-Лан)66Алемань, Агусти. Указ раб., С.325.

Другой автор того же IX века, Ибн аль-Факих в своей «Книга стран» (Китаб аль-булдан) пишет, что за Воротами (аль-Баб), т.е. Дербентом находятся «царь Сувара и аль-лакз» /малик Сувар уа-ль-лакз/, царь алан /малик ал-лан/, царь Филана /малик Филан/, царь Маскута /малик аль-Маскут/, владетель Сарира /сахиб ас-Сарир/, город Семендер /мадинат Самандар/. Здесь же сообщается, что Язид б. Усайд ас-Сулами завоевал Аланские Ворота (Баб ал-Лан)67Алемань, Агусти. Указ раб., С.326.

О стране алан сообщает книга энциклопедиста начала X в. Ибн Русте, который пишет, что по выходу на запад от царства Сарир через три дня пути «среди гор и лугов, прибываешь в царство Ал-Лан», чей царь — «христианин в сердце, но весь народ его царства — язычники, поклоняющиеся идолам». Еще через 10 дней пути «достигаешь замка, называемого “Ворота аланов”», который «стоит на вершине горы, а под горой проходит дорога». Этот «замок окружен высокими горами, и повседневно его стены охраняет тысяча людей из его обитателей, стоящих на посту день и ночь».

Как сообщает Ибн Русте далее, «аланы состоят из четырех племен, но почет и царство принадлежат у них племени, называемому Д.хсас». Ученый пишет, что «царь аланов называется Б.гайр.., каковое [имя] прилагается к каждому из их царей»68История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963 (пер. С. Г. Микаэлян). Кстати, несколько веков спустя Ибн аль-Асир (ум. 1233) также сообщает о многоплеменности алан («их много племен»)69Выписки из Ибн-эль-Атира о первом нашествии татар на кавказские и черноморские страны с 1220 по 1224 год// Ученые записки Императорской академии наук по первому и третьему отделениям. – СПб, 1854. – т.II. – С.659. Правда, нет никаких оснований полагать, что все эти племена были прямыми потомками «изначальных» алан. Ведь еще Аммиан Марцеллин (IV в.) прямо указывал, что аланы распространили своё название на покоренные соседние народы, с которыми объединились в одном имени победителей70Аммиан Марцеллин. История// Латышев В.В, Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. – СПб, 1906. – т.II, вып.2.- С.339. Иными словами, еще до Великого переселения народов этноним «аланы» обозначал не только изначальных алан, но и другие народы. Менандр Византиец (VI в.) упоминает «аланские народы»71Менандр Византиец. Продолжение истории Агафиевой// Византийские историки. – СПб, 1860. – С.420 и, опять-таки, нет никаких оснований быть уверенными в том, что все эти народы генетически восходили к античным, «настоящим» аланам. Вообще-то мы огорчим разного рода любителей идеи «чистых народов», ибо считаем, что аланы I века и аланы Х века – разные народы. За тысячу лет этническую чистоту способны сохранить, видимо, только столетиями изолированные от остального мира, отрезанные от всяких внешних контактов, автаркичные племена. Но это никак не может относиться к аланам, которые, веками перемещаясь на огромных пространствах, соседствовали в Средней Азии, Восточной Европе, на Кавказе с десятками народов…

Один из великих арабских географов аббасидского времени аль-Масуди (ум.956 г.) сообщает, что современная ему Алания представляет собой значимый субъект международных отношений и обладает мощным военным потенциалом и демографическим ресурсом. «Правитель аланов (сахиб ал-Лан), - пишет он, - могущественный, очень сильный и влиятельный среди царей, может выставить 30 000 всадников. Его владения состоят из беспрерывного ряда поселений, расположенных настолько близко друг к другу, что если кричат петухи, то они откликаются друг другу от одной стороны царства до другой». Аль-Масуди пишет, что аланский царь носит титул K.rk.ndag, столица его государства называется M.g.s., помимо которого «царь владеет замками и угодьями, куда он время от времени переезжает». Царь аланов и правитель Сарира, сообщает этот источник, «недавно стали союзниками, выдав друг за друга своих сестёр». После распространения ислама при Аббасидах цари аланов, которые до этого были язычниками, приняли христианскую веру, но после 320 г.х. (931/2 г.) «они отвратились от неё и изгнали епископов и священников», при-сланных им византийским императором. Вслед за Ибн Русте и Аль-Масуди со-общает о замке Аланских ворот на р.Тереке72Алемань, Агусти. Указ раб., С.347-348.

Еще один автор Х в. Аль-Истахри «Книга путей и царств» (Китаб ал-Масалик ва-ль-мамалик) пишет, что Византийская империя (букв. мамлякат аррум «царство румов») простирается до границ славян /ас-сакалиб/ и их соседей – русов (ар-рус), аланов (ал-лан) и др. К северу от Халифата (букв. мамлякат аль-ислам «царства ислама»), пишет он, расположены аланы, хазары /ал-Хазар/, болгары /Булгар/, некоторые другие тюркские племена /таифат мин ат-Турк/73Алемань А. Указ раб., С.326.

В «Книге наилучшего распределения сведений о провинциях» (Китаб ахсан аль-таксим фи ма‘рифат аль-акалим), которая написана Аль-Мукаддаси (946-1000), сообщается, что в стране аланов нет ни одного известного города (фи би-лад ал-лан била мудун ма‘руфат)74Алемань, Агусти. Указ раб., С.327. Судя по всему, здесь отражена стадия зарождения аланской государственности на Северном Кавказе.

Крупнейший арабский географ Ал-Идриси в своей книге "Развлечение истомленного в странствии по областям" (Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак, 1154 г.) описывает алан и их города. Он отмечает, что р.Русийу (предположительно р.Кубань), «большая река, берущая начало с вершины горы ал-Кабк» /Кавказ/ «пересекает страну ал-Ланийа (Алания)», а на этой реке «нет известных городов, но по обоим берегам имеются населенные деревни и обильные посевы».

Далее «эта река течет на запад до тех пор, пока не впадает [в море] в этом, [упомянутом] месте. По ней плавают небольшие лодки, которые используют для перевозки легких вещей - товаров и припасов, переправляемых из одного места в другое.

От устья этой реки до города Аскасийа сто пятьдесят миль. Это красивый го-род из [числа] городов страны ал-Ланийа и одна из ее пограничных областей.

От города Аскасийа до города Ашкала из страны ал-Ланийа двадцать миль. Между городом Ашкала и морем около шести миль. Это город небольшой, но оживленный, его округа имеет всего вдоволь для пропитания его жителей.

От него по берегу моря до города Астабрийа двадцать миль. Этот город сто-ит у моря. Это цветущий, населенный город с оживленными рынками, обшир-ной округой и искусно возведенными постройками. Большая часть его жителей - купцы, их имущество изобильно.

От города Астабрийа до города ал-Ланийа двадцать четыре мили. По этому городу его народ назван аланами. Этот город построен в древности, и неизвест-но, кто его построил»75Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. – М.: ИФ "Восточная литература» РАН, 1999. – С.170-171.

Любопытно, что из четырех городов, три Астабрийа, Аскасийа, Ашкала (по А.П.Новосельцеву "Ас-кала", т.е. "крепость асов") располагались на черномор-ском побережье и это неудивительно, ибо в пору своего расцвета Алания рас-пространяла свое влияние вплоть до Черного моря76Новосельцев А.П. К истории аланских городов. - Материалы по археологии и древней истории Северной Осетии. Орджоникидзе, 1969. – Т.2, С.133-135.

Говоря о топонимии аланских городов Аскасийа, Ашкала и Астабрийа, И.Г.Коновалова полагает, что «начальный слог этих наименований ас- можно в принципе трактовать как отражение племенного названия алан»77Коновалова И.Г. Указ раб., С.176.

Как видим, в освещаемый период на мусульманском Востоке просвещенные люди имели представления об аланах и их стране.


Примечания.
50 [↑ назад]Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. – М.:Рольф,2001. – С.290
51 [↑ назад]Биджиев Х.Х. Тюрки Северного Кавказа.- Черкесск,1993. – С.104
52 [↑ назад]Там же, С.103, 104
53 [↑ назад]Кузнецов В.А. Очерки истории алан. – Владикавказ: «Ир», 1984. С.111, 112
54 [↑ назад]Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия "Райхан ал-хака’ик" (XI-XII вв.). – М.:Вост. лит., 2003 С.480, 481
55 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ раб., С.312
56 [↑ назад]Там же, С.321, 332
57 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб., С.331
58 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ раб., С.335
59 [↑ назад]Там же, С.345, 346
60 [↑ назад]Емельянова Н.М. Мусульмане Осетии: На перекрестке цивилизаций: Монография. - М.: 2003. - 359 с.
61 [↑ назад]Туаллагов А.А. Христианство и аланы Северного Кавказа //ossethnos.ru/history/8-xristianstvo-i-alany-severnogo-kavkaza.html
62 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб., С.326-327
63 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб., С.325
64 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ раб.,, С.313
65 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ раб., С.64
66 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб., С.325
67 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб., С.326
68 [↑ назад]История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963 (пер. С. Г. Микаэлян)
69 [↑ назад]Выписки из Ибн-эль-Атира о первом нашествии татар на кавказские и черноморские страны с 1220 по 1224 год// Ученые записки Императорской академии наук по первому и третьему отделениям. – СПб, 1854. – т.II. – С.659
70 [↑ назад]Аммиан Марцеллин. История// Латышев В.В, Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. – СПб, 1906. – т.II, вып.2.- С.339
71 [↑ назад]Менандр Византиец. Продолжение истории Агафиевой// Византийские историки. – СПб, 1860. – С.420
72 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб., С.347-348
73 [↑ назад]Алемань А. Указ раб., С.326
74 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб., С.327
75 [↑ назад]Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. – М.: ИФ "Восточная литература» РАН, 1999. – С.170-171
76 [↑ назад]Новосельцев А.П. К истории аланских городов. - Материалы по археологии и древней истории Северной Осетии. Орджоникидзе, 1969. – Т.2, С.133-135
77 [↑ назад]Коновалова И.Г. Указ раб., С.176