Среда, 12.08.2020, 01:02

Карачаевцы и балкарцы

Бай кёб сёлешир, аз этер.
Меню сайта
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
16.08.2019 | 20:16 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
САЛАМ АЛЕЙКУМ. ДОПУЩЕНЫ БОЛЬШИЕ ОШИБКИ В ЭТОЙ СТАТЬЕ. КЪАРАЧАЕВЦЫ НИКОГДА НЕ ПРИНОСИЛИ ПРИСЯГУ НЕ СУЛТАНУ НЕ ИМПЕРАТОРУ. ПРИНОСИЛА МОЖЕТ БЫТЬ КУЧКА ЛЮДЕЙ КОТОРАЯ ПОСЛАЛА АМАНТИША ВСТРЕТИТЬ ПРОВОДИТЬ РУССКИХ В КАРАЧАЙ. ЭТО ИХ ДЕЛА А НЕ ВСЕГО НАРОДА. ЗА ЭТО ОНИ ЕЩЕ СТО ЛЕТ ОТ РОМАНОВЫХ ПОДАЧКИ ПОЛУЧАЛИ. ЕЩЕ АМАНТИШ БЫЛ ПОБИТ И С ПОЗОРОМ БЫЛ ИЗГНАН С ХУРЗУКА ЗА ТО ЧТО ПОКАЗЫВАЛ ГЕНИТАЛИИ ЖЕНЩИНАМ. МАГОМЕТ АМИН ТОЛЬКО ЕДИНОЖДЫ БЫЛ В АРХЫЗЕ. Я ПОНИМАЮ ЧТО НЕУДОБНО ГОВОРИТЬ ЧТО МЫ НЕ УЧАСТВОВАЛИ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ. У НАС У КАРАЧАЕВЦЕВ В ОТЛИЧИЕ ОТ МНОГИХ ДРУГИХ К ЭТОМУ МОМЕНТУ УЖЕ 400 ЛЕТ БЫЛА ГОСУДАРСТВО ЧТОБ ВЫ ЗНАЛИ. С НАМИ РУССКИЕ ЗАКЛЮЧИЛИ ДОГОВОР А НЕ ПРИСЯГУ МЫ ПРИНЕСЛИ.ПРОШУ ВАС НЕ ПИСАТЬ ПРО НАС НЕ ОЗНАКОМИВШИСЬ ХОРОШО С ИСТОРИЕЙ. ОНА ОТЛИЧАЕТЬСЯ ОТ ВЕРСИИ РУССКИХ ИСТОРИКОВ И МЕСТНЫХ УПРВЛЕНЦЕВ ПОДРУЧНЫХ ТО ТУРКОВ ТО РУССКИХ. ПАРУ СЛОВ О ХАСАУКЕ. НЕ ТО ЧТО АДЫГОВ ИЛИ ЗАКУБАНЦЕВ ТАМ НЕ БЫЛО ВОЙНОВ ДАЖЕ ИЗ ДРУГИХ АУЛОВ .БЫЛ НЕБОЛЬШОЙ ПИКЕТ И9 20-25 ВОИНОВ ИЗ УЧКУЛАНА. ВОТ В ЧЕМ МЕРЗОСТЬ АМАНТИША И ТЕХ КТО ЕГО ПОСЛАЛ И ЖДАЛ РУССКИЕ ВОИСКА. МЕНЬШЕ ВСЕГО ОЖИДАЛИ ПО ЭТОЙ ТРОПЕ. ПОЕЗЖАИТЕ В ХУРЗУК ПОСМОТНИТЕ И ПОГОВОРИТЕ ЛЮДЬМИ. АЛЛАХ АМАНАТЫ БОЛУГЪУЗ
16.08.2019 | 19:51 | МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СВЕДЕНИЯ АВТОРА XV ВЕКА О КАРАЧАЕВЦАХ И ЧЕРКЕСАХ
САМАЯ НИЗКОПРОБНАЯ ИНТРИГАНТСКАЯ СТАТЕЙКА. АВТОРЫ ДАЖЕ НЕ ПОНИМАЮТ О ЧЕМ РЕЧЬ И КОМ. КЪАРЧА ПРИНЯЛ ИСЛАМ В АЗИИ И ЕГО СПОДВИЖНИКИ ТОЖЕ.КАРАЧАЕВЦЫ НИКОГДА НЕ НАЗЫВАЛИСЬ КАРА ЧЕРКЕСАМИ И НИКОГДА НЕ БЫЛИ ХРИСТИАНАМИ. МЫ ПОКЛОНЯЛИСЬ ТЕЙРИ. ТОГДА ЭТО РЕЛИГИЯ В НАШЕМ РЕГИОНЕ БЫЛА НАМНОГО МОЩНЕЕ ХРИСТИАНСТВА. ПРЕКРАТИТЕ ВЫКАПЫВАТЬ НЕСУЩЕСТВОВАВЩИХ АВТОРОВ И ПИСАТЬ ОТ ИХ ИМЕНИ. НЕ НАДО ИГРАТЬ ИСТОРИЕЙ НАРОДА
22.10.2018 | 20:44 | 33
Тамга нашего рода Лиевых в числе карачаевских? Капец
05.01.2018 | 10:06 | Къарачай-малкъар тукъумла. Карачаево-балкарские фамилии. (А)
Не Абазовы,а Абазаевы, что касается Аккаевых, то там не Аккалары, а Аккайлары
18.12.2017 | 03:59 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Помогите кто-нибудь! Что обозначает къалай сыс? Просто друг отправил это сообщение и исчез..
07.12.2017 | 13:29 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
К сожалению, этот словарь не может быть использован карачаевцами. Практически через слово-ошибка. Это даже вредно. Практически все надо исправлять. Автора бы узнать, кто такое придумал. Господи, ну нельзя так!
26.10.2017 | 19:19 | «Мы пришли из Маджар»: факт или вымысел?
Кесинг англадынгмы не дегенинги къатышдырдынг болгъанны
13.10.2017 | 02:32 | Кабардинские и балкарские фамилии грузинского происхождения
Автор, вы хотя бы понимаете что пишете?
04.05.2017 | 22:28 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Къур-къур оюнлу- перевод

Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"

Главная » Библиотека » История » Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ » Часть Первая. ПЯТЬ ВЕКОВ ПРИОБЩЕНИЯ. Глава I. АЛАНЫ В КАВКАЗСКОЙ ПОЛИТИКЕ ХАЛИФАТА (VII- VIII ВВ.)
Часть Первая
ПЯТЬ ВЕКОВ ПРИОБЩЕНИЯ
Глава I АЛАНЫ В КАВКАЗСКОЙ ПОЛИТИКЕ ХАЛИФАТА (VII- VIII ВВ.)
1.1. Азан в «Аланских горах»

Рассмотрим обстоятельства, при которых восточная часть Алании оказалась в орбите исламского мира еще на заре уммы. Начатое при «праведных хали-фах» (хулафа ар-рашидун) продвижение ислама за пределы Аравии охватило за ничтожно короткое – по историческим меркам – время огромные пространства от Китая на востоке до Пиренейского полуострова на западе. Естественно, чем дальше продвигались границы Халифата, тем больше становилось врагов. Уже в VII в. мусульманское государство воевало на четырех фронтах:

  • - европейском (империя Каролингов)
  • - малоазийском (Византийская империя)
  • - кавказском (Хазарский каганат)
  • - центральноазиатском (Восточно-Тюркский каганат, китайская империя Тан, Тюргешское государство).

Но при продвижении на север Халифат использовал не только военный путь, но и куда более цивилизованные формы дипломатической, экономической и культурной экспансии. В его отношениях с той же Хазарией выделяются два основных этапа:

Рассмотрим события и процессы той поры чуть подробнее.

В декабре 2007 года, совершая хадж, мы посетили близ Медины памятное в мусульманской истории место – скалистый массив Ухуд. Именно здесь в 625 году произошло сражение, которому, как считается, посвящены некоторые аяты священного Корана. В ожесточенной битве участвовали виднейшие из первых героев ислама, некоторые из которых пали в бою, обретя славу шахидов – му-чеников за веру. Они похоронены здесь же, у подножья Ухуда, и среди скром-ных могил, нам показали место упокоения Хамзы – «льва Аллаха» (Асадуллах), знаменитого дяди Пророка Мухаммада. (Рис.1)

Рис.1. Массив Ухуд, где начался боевой путь Хузайфы. За белой оградой – «Кладбище шахидов», где покоятся его отец, дядя пророка и другие воины ислама. Вид с «Горы лучников» (Фото Р.Хатуева)

Здесь же, за решетчатой оградой кладбища покоится и пожилой воин по имени аль-Йаман (аль-Мамви) из рода аль-Абс. В битве при Ухуде участвовал и его сын, один из самых известных асхабов (сподвижников) Пророка – Хузайфа ибн аль-Йаман аль-Абси, которому предстояло стать ключевым фигурантом на-чальной истории знакомства кавказских алан с мусульманским миром и му-сульманской религией.

Отметим, что его многогранный талант привлек внимание еще самого Посланника Аллаха, от которого получал важные задания. Так, в дни «Битвы у рва» (627 г.) Хузайфа провел разведывательную вылазку в тыл противника, а по возвращении направился к Пророку. «Увидев меня, - вспоминал асхаб позднее, - он /Пророк/ склонил меня к сво-им ногам, накрыл полой своего плаща, и я рассказал ему то, что разузнал». Полагают, что он получил от Мухаммада сведения о лицемерах, о чем не знали даже ближайшие сподвижники Пророка, включая всех праведных халифов. Отсюда его почетный эпитет – «Хранитель тайны Посланника Аллаха».

Хузайфе был уготован тяжелый ратный путь от горы Ухуд до гор Кавказа. В правление Умара I б. аль-Хаттаба (634-644) он проявил себя в качестве способ-ного военачальника. Продвигая рубежи Халифата на северо-восток, ему уда-лось провести весьма успешные операции в Иране, в результате которых были присоединены несколько провинций с городами Нахаванд, Дайнавар, Хамазан, Рей14Подробнее о Хузайфе см.: islam.uz.

Именно Хузайфа стал первым мусульманским наместником на Кавказе (642-643 гг.), когда и произошло первое знакомство арабов с аланами. Как наместни-ку ему подчинялся полководец Сурака б. Амру, который являлся командующим мусульманских войск на кавказском направлении. В свою очередь, в подчине-нии Сураки находился отряд, командиром которого был Худайфа б. Асид, чьи воины, по словам историка, в 642 г. /22 г.х./ первыми из мусульман достигли «Аланских гор» (араб. «Джибаль ал-лан»)15Алемань, Агусти. Аланы в древних письменных источниках. - М.:”Менеджер”, 2003. – С.355. Так пишет арабский историк Ат-Табари, а персидская летопись называет этого командира Худайфа б. Асад, и гласит, что его отряд по приказу Сураки в том году был направлен к западно-кавказскому «Проходу аланов» (перс. Дарбанд-е ал-лан). Арабы прибыли «к тем горам /кух/ и городам /шахр/, которые лежат напротив прохода аланов», и в целом Худайфа выполнил поставленную задачу, «укрепил все проходы хазар и аланов» (ал-Балами)16Там же, С.356.

Именно тогда в «Аланских горах» послышался первый азан – призыв право-верных к намазу. Вначале он звучал для арабских газиев, которые проложили путь к Дарьяльскому проходу и в Аланию, где впоследствии возникает местная мусульманская община.

Одновременно с этим арабы начали продвижение к другому, восточнокавказ-скому стратегическому проходу на север – Дербентскому (араб. Баб аль-Абваб «Ворота ворот»). Вначале туда был направлен отряд, которым командовал Бу-кайра б. Абдуллах ал-Лайси (ат-Табари)17Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавка-за. Гл.5. (ссылка: Ат-Табари. Тарих ар-русуль ва-л-мулук. Сер. 1. С.2663). Известно, что в 642 г. для его поддержки направился авангард Сураки, во главе которого стоял Абдаррахман б. Раби’а аль-Бахили. Дербент был присоединен мирным путем, посредством пе-реговоров, и сасанидский комендант города-крепости, Шахрбараз, фактически остался на своем посту, к тому же не уплачивая джизьи18Новосельцев А.П. Указ раб. (ссылка: Ат-Табари. Тарих.., Сер. 1. С. 2664-2665) – подати, взимавшейся с немусульман.

Вскоре Сурака умер и арабское наступление на Кавказ возглавил Абдаррах-ман аль-Бахили. Мусульмане развернули успешные операции против хазар и в том же году достигли даже их столицы – города Семендера (ат-Табари)19Артамонов М.И. История хазар. 2-е изд. – СПб: Изд-во «Лань»,2001. – С.325. Предполагается, что они направились на противника через проход Дарьяльский20Алемань, Агусти. Указ раб. , С.356, а не Дербентский и, таким образом, удар был нанесен обходным маневром.

Очевидно, в конце 640-х – начале 650-х гг. Халифат утратил значительную часть своих кавказских владений и в 650 г. (29 г.х.) заключил перемирие с Ви-зантией. По его истечении в 653/4 г. (32 г.х.) мусульманское правительство ха-лифа Османа б. аль-Аффана решило предпринять новое наступление на кавказ-ском направлении. Осенью 653 г. сирийский наместник халифа Муавия б. Абу Суфьян направил в Армению для борьбы с вторгшимися туда румами отряд во главе с Хабибом б. Маслама, назначенный наместником на Кавказе. Началась кампания, развернувшаяся «на широком фронте от верховьев Евфрата и оз. Ван до Терека». К византийской армии, которую в Армении возглавлял патрикий Мавриан, присоединились также абхазы, аланы и хазары. Но эта коалиция бы-ла разгромлена в результате ночной атаки Хабиба21Новосельцев А.П. Указ раб. .

После взятия армянской столицы г.Двина и Нахичевана, Хабиб двинулся в Грузию, чей царь, носивший и византийский титул патрикия (араб. битрик ал-Джурзан), через своего посла предложил мусульманам мирное подчинение с гарантиями. Хабиб на правах кавказского наместника согласился и, прибыв в Тбилиси, подписал гарантийную грамоту:

«Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. Это - грамота Хабиба ибн Масламы жителям Тифлиса в /рустаке/ Манджалис /области/ Джурзан ал-Кирмиз с гарантией безопасности им самим, их храмам и кельям (савами') и их молитвам и их религии при условии признания их приниженности и джизьи в один динар с каждой семьи. Вы не можете соединять членов семей для облегчения джизьи, а мы не можем их разделять для ее увеличения. А вы должны дружественно относиться к нам и в меру возможности подкреплять против врагов Аллаха и его Посланника. Вы должны дать ночлег нуж-дающемуся мусульманину и пищу людей Писания, дозволенную нам. А если заблудит-ся у вас кто-то из мусульман, то вы должны проводить его до ближайшего расположе-ния (адна фи'а) мусульман, если только он не обратится к кому-то кроме вас. А если раскаетесь и станете совершать /мусульманскую/ молитву, то вы – наши братья по вере, а если нет – то на вас лежит джизья. А если мусульмане будут отвлечены делом от вас и вас одолеет ваш враг, то вы не будете обвинены за это и это не является нарушением вашего договора. Обязательства в отношении вас и ваши обязательства свидетельствует Аллах и его ангелы, а Аллаха достаточно в свидетели» (аль-Баладури).

Такие гарантийные договоренности были заключены с другими княжествами Грузии (Самцхети, Шавшети, Кларджети, Триалети, Кахетии) и «этот список охватывает почти всю территорию Грузии… от Черного моря до Дарьяльского ущелья» /араб. Баб ал-Лан «Ворота аланов»/22Там же.

Как видим, границы Халифата напрямую вышли к пределам Алании с юга.

А в то же самое время (653/4 г.) на Восточном Кавказе действовал Салман б. Раби'а аль-Бахили, видимо, со своим братом, упоминавшемся Абдаррахманом аль-Бахили. Тогда арабы вновь включили в состав Халифата город-крепость Дербент23Там же. См. также: Миллер, Август. История ислама.., С.371, 372; Аликберов А.К. Эпоха классичесого ислама на Кавказе. Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия "Райхан ал-хака’ик" (XI-XII вв.). – М.:Вост. лит., 2003. – С.102, 103, 218.

Таким образом уже в годы Праведных халифов завершилась Первая арабо-хазарская война (642-653), а вскоре Хабиба на посту наместника сменил уже знакомый нам Хузайфа, вторично пробывший на Кавказе короткое время (655-656).

Кавказские владения Халифата были объединены в единую провинцию Арминийа, которой управлял наместник (амиль).

Рис.2 Арабский предводитель (средневековое изображение)

Удачи мусульманских армий того времени объясняются отнюдь не их многочисленностью, как утверждают некоторые авторы. По мнению европейских исламоведов, в 636 г., т.е. при халифе Умаре I (634-644), за пределами Аравийского полуострова мусульманское войско вряд ли могло насчитывать более 80 тыс. чел., а в правление Османа б. Аффана (644-656) все вооруженные силы исламского государства от Северной Африки, а конкретно – от Туниса, до восточного Ирана составляли всего лишь 250-300 тыс. чел.24Миллер, Август. Указ раб. С.317, 318

Успех воинов ислама обуславливался в первую очередь их моральным пре-восходством. «Несомненным преимуществом мусульманской армии, - призна-вали даже советские историки, - было понимание того, что наступила новая эпоха, требующая подчинения общему делу, стоящему над личными желания-ми и отношениями»25Большаков О.Г. История Халифата. Т.I. Ислам в Аравии. 570-633. – М.:Наука. Гл. ред. вост. лит.,1989. - С.223.

Как известно, пора Праведных халифов завершилась с приходом к власти Муавии I (661-680) из рода Омейядов, положившего конец принципу выборно-го халифата и учредившего в мусульманском мире наследственную монархию. При нем некоторое время продолжался военный натиск на северокавказском направлении; в частности, сохранилось упоминание об «аланском рейде» му-сульман (газа-ль-муслимун ал-лан) в 42 г.х., т.е. в 662/3 г.26Алемань, Агусти. Указ раб. С.355(ат-Табари).

Историками признаётся, что «омейядские халифы располагали силами значи-тельно большими, чем любой из их противников», но борьба на четырех фрон-тах «не дала им возможности реализовать перевес в силах»27Артамонов М.И. Указ раб. С.282 прим.747. Осознавая это, уже Муавия I заключил с Византией мир, который был возобновлен при Мер-ване I (684/5 г.). Воспользовавшись вспыхнувшими в Халифате внутренними неурядицами, румы /византийцы/ нарушили мир и в 688 г. вторглись в его про-винцию Арминийа и заняли весь Южный Кавказ.

Восстановив внутриполитическую стабильность, в 693 г. («год воссоедине-ния») Омейяды возобновили борьбу с румами за контроль над кавказскими территориями и тогда же халифский наместник Арминийи Мухаммед б. Огбай занял Дербентский проход (Ибн аль-Асир). Развить успех он не смог, посколь-ку не получил подкреплений из-за того, что «изрядные силы арабов были заня-ты в Хорасане подавлением мятежа»28Там же, С.268, . Лишь 15 лет спустя арабы вторично появились в этом районе.

О действиях на рубеже VII-VIII вв. данные скупы и противоречивы. По од-ним данным, в 693-701 гг. наместником Арминийи являлся Мухаммед ибн Мар-ван – брат халифа Абд аль-Малика. По другим – он стал курировать кавказские дела лишь в 707/8 г. (89 г.х.), когда вверил военные дела своему племяннику Масламе ибн Абд ал-Малику, совершившего поход «на тюрок, в стороне Азер-байджана» и достигшего Дербента /708 г./29Новосельцев А.П. Указ раб. (ссылка: Ибн ал-Асир. Указ. соч. Каир, 1934, Т. 4. С.113).

По иным данным, кавказским наместником в 701-703 гг. был Абу Шейх ибн Абдаллах, с 704 – Усман ибн Укба, с 705 – Касим, коего в том же году сменил Абд аль-Азиз ибн Хатим аль-Бахили. По этим же сведениям, последнего в 709 г. сменил упомянутый выше Маслама, занимавший пост шесть лет. Он совершил свой второй поход против «тюрок» в район Дербента в 709/710 гг. (91 г.х.), за-нял ряд городов и крепостей с использованием камнеметных машин30Там же. (ссылки: Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 1217; Ибн ал-Асир. Указ. соч. Т. 4. С. 119).

С 715 г. наместником халифа на Кавказе являлся Ади ибн Ади аль-Кинди, с 717 г. – Валид, которого в том же году сменил Умар ибн Абд аль-Азиз, пере-давший свои полномочия Милаку ибн Саффару аль-Бахрани (720-721).

На протяжении нескольких десятилетий армии Хазарии и Халифата не проводили глубинных рейдов друг против друга, имели место 2-3 столкновения на восточнокавказском (дербентском) пограничье.

Новый этап стратегического противостояния Халифата с каганатом связан с деятельностью арабского наместника Арминийи (Южного Кавказа) Джарраха б. Абдаллаха аль-Хаками. Известно, что в 721/2 г. он добился ощутимых успе-хов в борьбе с каганатом. Арабские войска разбили хазар, отбросив их к Дер-бенту и подчинив прилегающую этому форпосту округу. Затем мусульманский корпус (по Табари – 25 тыс., по летописи «Дербент-намэ» – 10 тыс., в т.ч. 6 тыс. арабов и 4 тыс. чел. из дружин местных князей) разгромил 40-тысячную армию хазар во главе с сыном кагана, которого звали Барджиль /или Пашенк/. Хазары бежали, потеряв 7 тыс. (мусульмане – 4 тыс.). Продвигаясь к северу, Джаррах занял хазарские города Хамзин (Хашин, предположительно совр. г.Кая-Кент), Тарку, Беленджер, Вабандар. Завершив рейд, наместник вернул войска на зим-ние квартиры в Шаке (близ г.Нухи)31Артамонов М.И. Указ раб. С.285-287.

Очевидно, именно успехи арабов побудили аланских князей поднять голову и сбросить зависимость от кагана. Арабы в данной ситуации становились естественными союзниками алан. Не случайно именно к 721/2 г. (103 г.х.), т.е. ко времени успешного похода Джарраха относится нападение «турок» /хазар/ на Аланию (Ибн аль-Асир)32Там же, С.284 прим.759, С.289 (Ибн аль-Асир). О результате этого нападения мы можем судить только по косвенным данным. Думается, хазарам удалось вновь подчинить часть алан.

В этот период, как пишет А.П.Новосельцев, аланы «выглядят как самостоятельный субъект политики», поэтому по своему усмотрению выступают на стороне то хазар, то Византии, то Халифата (как это было в 721/2 г.).

При халифе Язиде II (720-724) против хазар и вассальным им алан была послана армия Табита ан-Нахрани, собранная в Сирии и Джазире; однако она потерпела поражение у местности Мардж аль-Хаджарах (аль-Балами)33Алемань, Агусти. Указ раб. С.356.

Неудачами, видимо, и объясняется поход Джарраха в Аланию и против хазар, совершенный в 723/4 г. (105 г.х.). Арабам сопутствовала удача: была захвачена большая добыча, установлен контроль над несколькими городами и крепостями, расположенными за Баланджаром (ат-Табари). Указывая, что «Джаррах через страну алан зашел в тыл хазарам в районе Баланджара», А.П.Новосельцев совершенно справедливо отмечает, что данный «поход в ха-зарские тылы был бы возможен лишь при условии, что аланы являлись союзниками арабов». Очевидно, такой союз во многом обуславливался наличием в Восточной Алании мусульманской общины.

Успех мусульман закрепился в следующем, 724/5-м г. (106 г.х.), когда вой-ска, которые возглавлял Хаджжадж б. Абд аль-Малик, повторили поход в Аланию (газа… ал-лан). С населением был заключен мир, введены налоги – подушный (джизья) и поземельный (харадж) (ат-Табари; аль-Дахаби)34Там же, С.344; 355; Артамонов М.И. Указ раб., С.288-289, а хазарские войска, надо полагать, были изгнаны. Данное обстоятельство прямо указывает на то, что аланы признали себя подданными Халифата, т.е. вошли в его состав.

Арабские историки (ат-Табари, Балами, Ибн Асам) сообщают, что Джарраха сменил полководец Саид ибн Амр ал-Хараши, а того в 107 г.х. (725/6 г.) - уже знакомый нам Маслама ибн Абд ал-Малик (известный в «Дербент-намэ» как Муслим, Абу Муслим).

Лояльное отношение восточных алан к арабам позволило в 728/9 г. (110 г.х.) Масламе совершить поход против хазар через Аланские ворота. «Это можно было сделать лишь при условии хороших отношений с аланами» (А.П.Новосельцев). Именно при поддержке местных алан Маслама, видимо, и смог занять стратегическую крепость в Дарьяльском проходе. Он поставил в ней мусульманский гарнизон, снабжавшийся из г.Тифлиса, располагавшегося на расстоянии 5-дневного пути от крепости. Географ аль-Масуди подробно описывает эту твердыню и мост, перекинутый через большую реку возле нее35Алемань, Агусти. Указ раб., С.355; Артамонов М.И. Указ раб. , С.290.

Такая же лояльность восточных алан (а большинство западных все еще про-живало на Дону) позволила 729/30 г. мусульманскому войску пройти на Север-ный Кавказ из Тифлиса, т.е. через Аланские ворота. Поход возглавил упоми-навшийся Джаррах, который в том году вновь стал наместником (Ибн аль-Асир). Его войско захватило хазарскую столицу (в арабских летописях: аль-Байда «Белая»), и благополучно вернулось обратно, став на зимовку в Шаки36Артамонов М.И. Указ раб. С.290, 291, 292.

В 730/1 г. /112 г.х./ огромное (по арабским источникам, до 300 тыс. чел.) ха-зарское войско вторглось на Южный Кавказ через Дарьялский проход (ат-Табари, Ибн аль-Асир). В трехдневном кровопролитном генеральном сражении в долине Ардебиля 25-тысячное войско Джарраха потерпело поражение, а сам он геройски погиб (Ибн аль-Асир, Баладури). Возможно, в немалой степени это было следствием ошибки наместника, который не послушал своего советника азербайджанца Мердан-шаха, призывавшего ждать подкрепления из Сирии37Алемань, Агусти. Указ раб. С.355; Артамонов М.И. Указ раб., С.293.

Халиф вновь обратился к Масламе, который в третий раз стал наместникам, а до его прибытия на Кавказ сопротивление возглавил талантливый военачальник Саид б. Амр аль-Хараши (аль-Балами). Благодаря его полководческому дарова-нию мусульмане постепенно стали отвоёвывать утерянные было территории. В генеральном сражении в Муганской степи 50-тыс. корпус мусульман разгро-мил 100-тыс. армию хазар. Во время этой битвы Саид, заметив возле хазарского предводителя Барджиля (сына кагана) насаженную на пику голову Джарраха, «с такой яростью бросился на неприятелей, что прорвался до самого хазарского принца и ударом в голову сшиб его с лошади» (историк Я’куби пишет, что предводитель хазар был убит и его голова послана халифу). Развивая успех, прибывший на Кавказ Маслама занял Дербент (ат-Табари), к северу от которо-го в 732/3 г. была разгромлена армия самого кагана, который был ранен и смог в суматохе спастись бегством38Артамонов М.И. Указ раб. С.294, 295, 297 (здесь также прим. 807). 298-299. Тогда же в районе Дербента была поселена арабская колония из числа сирийцев численностью 24000 чел.39Артамонов М.И. Указ раб., С.300

Мусульманские позиции в Алании восстановил преемник Масламы – Марван б. Мухаммад, двоюродный брат халифа Хишама. В 735 г. /117 г.х./, вернув кон-троль над аланскими территориями, где занял три крепости (ат-Табари), он прошел через Аланские ворота и двинулся на хазар, «убивая и сжигая все, пока не достиг Самандара», т.е. хазарской столицы (аль-Балами)40Алемань, Агусти. Указ раб., С.355, 356; Артамонов М.И. Указ раб., С.301-302.

В 737 г. /119 г.х./ он во главе 150-тыс. армии совершил грандиозный поход против Хазарии, «Быстрый рейд» арабских источников. Во главе западной ко-лонны Марван вторгся на территорию каганата через Аланские ворота, после чего соединился с двигавшейся со стороны Дербента восточной колонной своей армии, которой командовал Асид б. Зафир ас-Сулами Абу Язид, и отрядами примкнувших «горных царей» /мулюк аль-джибаль/ (аль-Баладури)41Алемань, Агусти. Указ раб., С.330-331 (ссылка: Аль-Баладури, Ахмад б. Яхья б. Габир б. Дауд» /+892/, Китаб футух аль-булдан («Книга завоеваний стран»).

Мусульмане не только захватили хазарскую столицу Итиль, но, переправив-шись через Волгу, атаковали хазар по обеим берегам великой реки. Противник был разгромлен (10 тыс. убито, 7 тыс. пленено, остальные разбежались), а голо-ва хазарского командующего насажена на арабскую пику. «Войско хазар было уничтожено, сражаться больше было не с кем ни на восточном, ни на западном берегу Волги» (М.И.Артамонов)42Артамонов М.И. Указ раб., С.300.

Итак, Вторая арабо-хазарская война (721/2-737 гг.) окончилась для хазар ка-тастрофой на Волге, что побудило кагана в отчаянии запросить о мире. Мерван потребовал принятия ислама главой Хазарии и, после 3-дневных раздумий, каган согласился, попросив «прислать ему учителей для ознакомления с мусульманской религией» и «Мерван направил к нему двух факихов». Каган вместе со своей семьей и некоторыми приближенными принял ислам. Мерван восстано-вил власть кагана (который вернулся в свою столицу), назвав его своим братом43Артамонов М.И. Указ раб., С.307, 308. Эти события в работах отечественных историков, как правило, затушевывается, но факт остаётся фактом: первой мировой религией, которую принял глава Хазарского каганата, являлся ислам.

Даже после того, как прекратилось почти вековое арабо-хазарское противостояние, а Халифат вступил в полосу упадка под контролем халифского наместника в Тифлисе, т.е. вне Хазарии, оставался Дарьяльский проход и, надо полагать, прилегающая часть Восточной Алании. В 851 г. (237 г.х.) халиф Мута-ваккиль направил против поднявшего мятеж тифлисского наместника Исхака б. Исмаила б. Шу'айба войско во главе которого стоял тюркский полководец Абу Муса Буга Старший. Мятеж был подавлен, а Исхак казнен, после чего Буга воевал с грузинами и абхазами, а затем победил хазар и алан, коих обложил налогом (джизья)44Алемань, Агусти. Аланы.., С.357. Видимо, халифский военачальник не совершал похода вглубь, к приволжским центрам Хазарии, а провел рейд по ее форпостам на кавказской периферии каганата. Относительно алан можно предполагать, что речь идет о восточных аланах, населявших район Дарьяла и, видимо, поддержавших мятежника. Косвенно на это указывает грузинская летопись, гласящая, что «Буга Турк» разгромил поднявшего мятеж тифлисского эмира и абхазского царя, привел из Дарьяла около 100 семей алан («овсов»), коих поселил близ Тифлиса («Хроника Картли»)45Алемань, Агусти. Аланы.., С.416. Видимо, это были аланы – подданные Халифата, из числа доверенных лиц, т.е. мусульман, ибо немыслимо, чтобы для укрепления позиций ислама в Тифлисе Абу Муса опирался на «неверных». Любопытно, что именно в 850-е гг. на Южный Кавказа переселилось 300 семей хазар-мусульман46Артамонов М.И. Указ раб. С.442.

Дарьялский проход мусульмане контролировали и в следующем столетии. Аль-Масуди (ум.956 г.) прямо сообщает, что мусульмане с VIII в. не переста-вали удерживать стратегический Дарьяльский проход – замок Аланских ворот (кал‘ат Баб ал-лан) и расположенный близ него мост «на большой реке» (р.Терек). Он «охраняется арабским гарнизоном, которому доставляется прови-ант из тифлисского пограничья, до которого пять дней пути»47Алемань, Агусти. Указ раб. С.347.

Таким образом, дарьяльская часть Восточной Алании оставалась под му-сульманским контролем и в IX-X вв. Очевидно, что мусульманами являлась, по крайней мере, и часть живших здесь алан. Не случайно в византийском «Житие Феодора Эфесского» сообщается о трех молодых аланских слугах сирийского правителя ал-Мувайяда (ум. 886 г.) – сына аббасидского халифа Мутаваккиля. Специалисты по алановедению считают, что на службе правителям Халифата находились и северокавказские аланы48Малахов С. Н. К вопросу о локализации епархиального центра в Алании в X-XI вв. // Аланы: Западная Европа и Византия. Владикавказ, 1992..

Внимание исследователей привлекает то любопытное обстоятельство, что все походы арабов на северокавказские территории каганата (Беленджер, Се-мендер, аль-Байда) в 721-739 гг. (103-121 г.х.) совершались только через Алан-ские ворота (Дарьял)49Гараева, Н.Г. Указ раб. , С.213-218. Сравнительная легкость прохода мусульманских войск через них, конечно же, вряд ли могла иметь место без добрых отношений ара-бов с аланами, стремившихся избавиться от подчинения хазарам.

В то же время нашего внимания заслуживает и другой факт. Наши археологи первыми подметили одно любопытное совпадение: примерно на рубеже VII-VIII вв. на в исторической Западной Алании (нынешний Карачай), неожиданно исчезают крупнейшие аланские поселения, которые тогда же (!) внезапно по-являются в бассейне р.Дона. Поселившись там, аланы составили одну из трех (наряду с хазарами и болгарами) этнических основ знаменитой салтово-маяцкой культуры – государственной культуры Хазарского каганата.

Долгие и глубокие размышления специалистов, весомые доводы разнообраз-ных источников – от археологических до письменных – не оставили сомнений в том, что это совпадение было напрямую связано с… арабами. Вернее – с про-никновением войск Арабского Халифата на Северный Кавказ. А еще точнее – с поведением алан в ходе арабских вторжений.


Примечания.
13 [↑ назад]Гараева Н.Г. О дате принятия ислама хазарами // Языки духовная культура и история тюр-ков: традиции и современность. - Т. 3. -Казань, 1992. – С.213-218.
14 [↑ назад]Подробнее о Хузайфе см.: islam.uz
15 [↑ назад]Алемань, Агусти. Аланы в древних письменных источниках. - М.:”Менеджер”, 2003. – С.355
16 [↑ назад]Там же, С.356
17 [↑ назад]Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавка-за. Гл.5. (ссылка: Ат-Табари. Тарих ар-русуль ва-л-мулук. Сер. 1. С.2663)
18 [↑ назад]Новосельцев А.П. Указ раб. (ссылка: Ат-Табари. Тарих.., Сер. 1. С. 2664-2665)
19 [↑ назад]Артамонов М.И. История хазар. 2-е изд. – СПб: Изд-во «Лань»,2001. – С.325
20 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб. , С.356
21 [↑ назад]Новосельцев А.П. Указ раб.
22 [↑ назад]Там же
23 [↑ назад]Там же. См. также: Миллер, Август. История ислама.., С.371, 372; Аликберов А.К. Эпоха классичесого ислама на Кавказе. Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия "Райхан ал-хака’ик" (XI-XII вв.). – М.:Вост. лит., 2003. – С.102, 103, 218
24 [↑ назад]Миллер, Август. Указ раб. С.317, 318
25 [↑ назад]Большаков О.Г. История Халифата. Т.I. Ислам в Аравии. 570-633. – М.:Наука. Гл. ред. вост. лит.,1989. - С.223
26 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб. С.355
27 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ раб. С.282 прим.747
28 [↑ назад]Там же, С.268,
29 [↑ назад]Новосельцев А.П. Указ раб. (ссылка: Ибн ал-Асир. Указ. соч. Каир, 1934, Т. 4. С.113)
30 [↑ назад]Там же. (ссылки: Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 1217; Ибн ал-Асир. Указ. соч. Т. 4. С. 119)
31 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ раб. С.285-287
32 [↑ назад]Там же, С.284 прим.759, С.289 (Ибн аль-Асир)
33 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб. С.356
34 [↑ назад]Там же, С.344; 355; Артамонов М.И. Указ раб., С.288-289
35 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб., С.355; Артамонов М.И. Указ раб. , С.290
36 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ раб. С.290, 291, 292
37 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб. С.355; Артамонов М.И. Указ раб., С.293
38 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ раб. С.294, 295, 297 (здесь также прим. 807). 298-299
39 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ раб., С.300
40 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб., С.355, 356; Артамонов М.И. Указ раб., С.301-302
41 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб., С.330-331 (ссылка: Аль-Баладури, Ахмад б. Яхья б. Габир б. Дауд» /+892/, Китаб футух аль-булдан («Книга завоеваний стран»)
42 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ раб., С.300
43 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ раб., С.307, 308
44 [↑ назад]Алемань, Агусти. Аланы.., С.357
45 [↑ назад]Алемань, Агусти. Аланы.., С.416
46 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ раб. С.442
47 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб. С.347
48 [↑ назад]Малахов С. Н. К вопросу о локализации епархиального центра в Алании в X-XI вв. // Аланы: Западная Европа и Византия. Владикавказ, 1992.
49 [↑ назад]Гараева, Н.Г. Указ раб. , С.213-218