Пятница, 29.03.2024, 15:09

Карачаевцы и балкарцы

Аджал джетсе болджал джокъ.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.I

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.I » ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ
ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ
Аланы в Пиренеях

ХАСАН МАМАЙ
(КБР, п.Хасанья)

История карачаево-балкарского народа проливает свет на становление всего человечества, следы его языка и культуры простираются на все известные мировые цивилизации, примеров тому тысячи. Систематизация этих примеров является насущной задачей ученных всех тюркских народов, да и не только тюркских. Данный доклад подготовлен по материалам статьи « Аланы в Прериях». Опубликованной в Интернете на странице Balkaria.narod.ru. Статья затрагивает лишь не большой аспект этой огромной работы, а именно – пребывание предков карачаево-балкарцев на Пиренейском полуострове и юге Франции.

Изучение скифо-аланской истории, кроме научного, имеет и политический аспект, который связан со сталинскими репрессиями против карачаево-балкарского народа. За насильственным переселением, последовало энергичная работа по искоренению самого имении карачаево-балкарского народа. С этой целью стало фальсифицироваться история предков карачаево-балкарцев – скифо-аланов, их попытались представить предками ираноязычных осетин. Работу эту возглавил ученик Н.Я. Марра, выпускник Петербургского университета В.И. Абаев. В 1949 году на свет появился фундаментальный труд В.И. Абаева «Осетинский язык и фольклор», который на долгие годы в перед определил направление советской скифологии.

В 1956 году карачаево-балкарский народ был реабилитирован и возвращен на родину, однако политической реабилитации не сопутствовала реабилитация историческая и пущенный однажды «скифо-иранский» локомотив до сих пор продолжает свое движение. По этой причине данная статья, кроме своей главной цели – выявления тюркских следов на Пиренеях, служит делу опровержения ошибочной теории об ироноязычии скифо-алан. Подобные попытки уже не однократно предпринимались карачаево-балкарскими учеными (Алиев, Байрамуков, Хабичев, Хаджилаев, Мизиев). Неудовлетворенные результатами сессии по происхождению карачаево-балкарцев, состоявшийся в 1959 году в Нальчике, они, в разрез официальной версии, которая неуклюже гласила: «Карачаево-балкарские народы образовались в результате смешения северокавказских племен с ираноязычными и тюркскими племенами, из которых наибольшее значение в этом процессе имели, видимо, «черные болгары» и, в особенности, одно из западно-кипчакских племен» [9 с.310], попытались восстановить истинную историю народа. Особенно хочется отметить труды Исмаила Мизиева: логически выверенные и богато иллюстрированные фактами, они, по сути, должны были положить конец спору вокруг этнической принадлежности скифо-аланов. Его четыре последние работы практически полностью посвящены опровержению доводов В.И. Абаева и его последователей, что удалось автору блестяще. Однако истекшие полтора десятилетия не внесли заметных перемен в проблему – ирановеды по-прежнему продолжают тиражировать свою вымышленную «аланскую историю». Дело дошло до того, что в 1994 году к названию Серверной Осетии было добавлено слово Алания.

***

Критиковать устоявшие концепции кажется занятием безнадежным, даже когда фундаментов некоторых научных сооружений являются не факты, а лишь имена маститых ученых.

На тему ираноязычия скифо-алан написаны десятки трудов исследователями разных стран, высказывания их весьма категоричны. Для большой наглядности приведем несколько примеров:

- «Не считаю я также нужным останавливаться на вопросе о доказательствах принадлежности алан к арийской расе и притом иранской ее ветви, считая этот вопрос окончательно порешенным в трудах языковедов и между ними – проф. Всев. Миллера в его «Осетинских этюдах» (Куликовский Ю.А.) [8 с.47].

- «трудами многих ученых твердо установлено ираноязычие алан и их прямые генетические связи с иранскими (по языку) племенами сарматов» (кузнецов В.А.) [7 с.5].

- «Можно без преувеличения сказать, что, несмотря на отдельные сомнения, теория аланского происхождения осетин получила права гражданства и правильно определила путь дальнейших исследовании» (Гаглойти Ю.С.) [5 с.24].

- «Основные положения, касающиеся этногенеза осетин, стоят прочно и непоколебимо: наличие иранского элемента в их этнической культуре и их изначальное культурно-языковое родство с другими народами индоевропейского круга; северный путь их движения на Кавказ; преемственная связь их со скифами, сарматами и аланами» (Абаев В.И.) [1 с.32].

- «Имеется также достаточно оснований считать, что иранскими были языки древних скифов и сарматов» (Абаев В.И.) [1 с.14].

- «Лингвистические доказательства не играли решающей роли для установления тождества осетин и алан. Прямые исторические свидетельства были достаточно красноречивы. Прекрасное сопоставление исторических сведений из грузинских, армянских, византийских, латинских арабских, русских (летописных) источников не оставляло сомнения о том, что под названием осов (осетин) , асов, ясов, языгов, алан срывался один и тот же народ» (Абаев В.И.) [1 с.41].

Список этот можно продолжать долго, но в это нет необходимости, поскольку мысль упомянутых авторов вырисовывается довольно отчетливо. Не имея достаточного фактического материала, они пытаются на своих твердых заверениях построить историческую концепцию.

Эти исследователи не являются разрозненными одиночками, а представляют собой целую отрасль исторической науки, по ряду причин превратившуюся в подобие реакционной секты. Благосклонность властей, и как результат, отсутствие критики превратило советскую скифологию в некий сплав высокомерия и наивности. Они составляют авангард современного ирановедения: доктора, академики… Официальный статус позволяет им тиражировать свои труды и таким образом воздействовать на умы тысяч людей. В иной ситуации у нас не возникало бы желания выступать с ними в полемику.

Письменные источники. Сведения о пребывания аланов на Пиренеях весьма скудны, даже в специальной литературе ( Б.Бахрах «Аланы на Западе, В.Б. Ковалевская «Аланы в Западной Европе»). Упомянутые авторы делают упор на изучении Франции и Италии. Это выглядит весьма странно, поскольку аланы в значительном количестве осели на Иберийском полуострове. Даже такое светило алановедения, как Ю.А. Кулаковский ограничивается простой констатацией факта: «В 409 году союзники (аланы и вандалы Х.М.) перешли в Испанию, а в 411 разделили между собой эту страну; аланам досталось средняя часть: Лузитания и Картегена» [8 с113]. Подобную же позицию занимают современные осетиноведы-скифологи. Их не желание изучать историю Испании вызывает массу вопросов. Напомним по этому поводу одно событие десятилетней давности.

Летом 1993 года Северо-Осетинским институтом гуманитарных исследований была предпринята беспрецедентная акция «Via Alanica» («дорога Алан»), основной задачей которой было «ознакомление с состоянием изучения древней иранской, в частности, аланской проблемы в западной Европе» (Блиев М.М.) [3 с.410]. группа осетинских ученных проделала путь по прилогаемому курсу движения аланов на запад, побывав в Ростове-на-Дону, Киеве, Будапеште и Париже. Во время остановок ученные посещали музеи, знакомились со скифским наследием, встречались со исследователями, официальными лицами и земляками. Программа была весьма насыщенной. Однако, судя по сообщениям участников экспедиции М.М. Блиева и Л.А. Чибирова, это предприятие не дало каких-либо ощутимых результатов. Оказалось, что иранская проблема не изучается в Европе должным образом. Блиев сетует на ростовских коллег: «большинство находок ростовских археологов, состоит в том, что в них, как правило, не рассматривалось аланская проблематика, в особенности ее этногенетические аспекты. Может быть, по этой причине сегодня уже и донские казаки, как поведало нам сотрудник музея Т.А. Скрипник, стали считать себя сарматами по происхождению». (Блиев М.М.) [3 с.412].

Как известно, аланы не остановились во Франции. Они пошли далее через Пиренейский полуостров и высадились на севере Африки, где вместе с вандалами основали государство, которое впоследствии, было разгромлено византийским полководцем Велисарием. Таким образом, конечной точкой движения алан на Запад нужно считать Тунис. Кроме того, значительная масса алан осела в Иберии, где до сих пор существует провинция Каталония, которая сохранила в своем названии имя аланского народа. Логично было бы предположить, что осетинские ученные будут стремиться именно в Каталонию, но такого желания у них нет и в планах, напротив, Блиев говорит, что следующим этапом «Via Alanica» будет посещение Италии, Монголии, Китая и Индии.

Несколько больше информации по нашей теме дает Ганс-Иоахим диснер в работе «Королевство вандалов», но он пытается описать историю вандалов изолировано, поэтому на следует сделать несколько замечаний. Еще задолго до появления в Иберии (начало IV в.) аланы и вандалы были объединены в межплеменной союз. В последующие несколько веков пути этих народов оказываются тесно переплетены. До сих пор остаются неясными причины такой консолидации. Дадим слово Диснеру: «С 418 г. хасдинги, силинги (подразделения вандалов – Х.М.) и аланы были объединены на правах личной унии королем хасдингов. Имя «хасдинги», которое раньше обозначало целое племя, постепенно стало использоваться исключительно для названия династии. Наконец, вводится титул «rex Vandalorm et Alonorun» («король вандалов и аланов») [6 с.34]. Таким образом, любое упоминание вандалов в Испании и на севере Африки можно воспринимать в связи с аланами.

Теперь проследим основные этапы движения алано-вандалов. В конце IV в. по причине увеличивающего давления со стороны гуннов и готов, вандалы, аланы и некоторые части гепидов и сармато, под предводительством короля хасдингов Годигизела объединяются в некий переселенческий союз. В 401 г. империя заключает союзом федеративный договор, по которому алано-вандалы получают земли на территории современной Баварии. Однако в 406 г. они, в нарушении договора, проникают в Южную Галлию. Некоторое время римским войскам удается удерживать Пиренейский хребет, но в 407 г. переселенцы прорываются в Испанию. А уже в 411 г. с империей был заключен федеративный договор, по которому хосдингам отходила восточная, свевам – западная Галисия (северо-западная Испания), в то время как силинги получили Бетику (южная Испания), а аланы – Лузитанию (примерно соответствует Португалии) и область Нового Карфагена (восточная Испания). Уже в 425 г. алано-вандалы на реквизированных римских кораблях грабили Балеарские острова и даже побережье Мавритании. В последующие годы флот был расширен и укомплектован одноплеменниками. Еще более значительными были успехи на суше: к 428 г. в сферу влияния алано-вандалов были включены все римские города Пиренеев, включая Гиспалис (Севилья) и Новый Карфаген (Картахена). Таким образом, политическое, военное и экономическое положение алано-вандалов на момент смерти Гундериха (428г.) явно улучшалось по сравнению в первыми годами в Испании. В 429 г. алано-вандалы, избегая осложнений со свевами и вестготами, переправляются в Африку, высаживаются в Тингисе (Танжер).

По существу, это все что нам известно о пребывании аланов на Пиренейском полуострове, их дальнейшее существование на данной территории окутано тайной. В любом случае народ не может исчезнуть бесследно и даже в результате полной ассимиляции должны сохраниться некоторые оригинальные черты.

Варвары в Иберии. Как мы заметили выше. Сторонники ираноязычия алан весьма неохотно занимаются Пиренейским полуостровом и этому есть простая причина. Если мы возмем любую другую область Европы, где побывали аланы, то кажется, что там же бывали и гунны, и савиры, и авары, и кипчаки, и болгары, и барсилы, то естьб какие-нибудь тюркские племена, поэтому сказать точно, кто именно оставил тюркские элементы в топонимике и лексике невозможно, в то же время Б.Бахрах утверждает следующее: «Аланы были единственным не германским народом, основавшим значительные поселение на территории Западной Европы» [4 с. 19]. Но если говорить об Иберии, то это единственная территория, где можно локализовать алан. Если готы и вандалы – германцы, то как объяснить присутствие в Испании тюркских элементов, которых, как мы покажем, имеется масса?

Теперь становиться ясна странность в поведении иранистов: любой тюркский элемент вне Пиренейского полуострова можно объяснить влиянием каких-нибудь других, кроме алан, тюрков наличие же тюркизмов в Испании полностью дискредитирует алано-иранскую теорию.

Словарь. Знакомство автора с каталанским словарём послужило толчком к написанию данной статьи. Сообщение о том, что Каталония первоначально называлась Гото-Аланией (Р. Груссе [2] с. 20) и получила своё название от союза алан и вестготов вселяло надежду на то, что в каталанском языке могу сохраняться тюркские элементы, принесённые аланами. Но поиск необходимого словарё превратился в серьёзную проблему, поскольку семимиллионный европейский народ ничем не заинтересовал российских лингвистов и каталано-русский словарь так и не был составлен. Однако, автору посчастливилось приобрести каталано-немецкий словарь. Работа осложнялась двойным переводом, но, в конце концов, мы были вознаграждены за труды – около сотни прозрачных карачаево-балкарских лексем. Исследование испанского и португальского языков дали аналогичные результаты. Для нас открылся совершенно новый аспект аланской истории. Судя по найденным словам, аланы были широко распространены по Пиренейскому полуострову и оказали большое влияние на формирование местного населения.

Читателям представляется возможность увидеть, что тюркизмы охватывают почти все сферы пиренейских языков.

Каталанский Карачаево-Балкарский
ala – алан
ale – дух
arboc – арбуз
arca – грудная клетка
amb – вместе
ans – иначе, но
arribar - идти куда-то
arca – аркан
be – очень
baba – бабушка
basar – базар
batan - валять, мять
bei – бей (титул)
babi – дедушка
bossa – кошелёк
bou – крупный рогатый скот
bucle – завиток
basar – опираться
cabas – корзина
cafta – кафтан
cairar – открывать
cama – стержень, рукоять
cas – тигель
baula – соединение
arid – тощий
carai! – неужели! (возглас удив ления)
casc – голова
catifa – ковёр
cert – настоящий
coll – овраг, ущелье
cos – глазок (тех.)
Edil – Волга (географ.)
git – бросок
jac – ложе, постель
mal – зло
mallada – загон для скота
mas – двор
moc – сопли
moma – кабан
mur – стена
sa – здоровый
taca – клочок земли
tala – вырубка леса
talar – разрезать
cara – взгляд, лицо
cuc – червь
ell – он, она
gent – люди
mirar – прицеливаться
hajar – добыча
suau – короткий
mora – коричневый
maco – нарядный
mel – мед
mora – ежевика
onse – одиннадцать
pa – хлеб
pas – шаг
per - вместе
qui? – кто?
sabana – степь
sabo – мыло
capa – слой, оболочка
fet – делать
paga – плата, цена
bata – передник, фартук
caganer – ребёнок
cagar – проклинать
caire – край, конец
capoll – почка (раст.)
cessar – убывать, останавливать ся
cistell – корзина
cirri - свеча
алан, ала – алан
ал – дух
харбуз – арбуз
аркъа – спина
эм – и (союз)
ансы – иначе
ары бар – идти туда
аркъан – аркан
бек – очень
баба – бабушка
базар – базар
батан – навильник (охапка сена)
бий – бей (титул)
баба – предок, дед
бохца – кошелёк
бау – загон для кр. рогатого скота
букле – сворачивать
база – апорный
каба – оболочка
къафтал – кафтан
къайыры – отдирать
къама – кинжал
къашыкъ – ложка
баула – привязывать (из байла)
арыкъ – худой
къалай! – как это! (возглас удивле ния)
сакъ – голова
къатапа – бархат, вельвет
керти – настоящий
къол – овраг, ущелье
кёз – глаз
Эдил – Волга (географ.)
ат – бросать
жастык – подушка
млагъун – злодей, подлец
мал – скот
баз – двор
бурун бок – сопли
мома – чудище (детск.)
мурдор – основание, фундамент
сау – здоровый
тагъы – выступ на скале
тала – поляна
тала – разрывать на части, разрушать
къарам – взгляд
къурт – червь
ол – он, она
кент – поселение
мара – прицеливаться
хайыр – прибыль, приобретение
зуаш, жуаш – короткий
мор – коричневый
омакъ – нарядный
бал – мёд
марако- земляника
он бир – одиннадцать
паппу – хлеб (детск.)
бас – наступать
бирге – вместе
ким? – кто?
сабан – поле, степь
сапын – мыло
къап – слой, оболочка
эт – делать
багъа – цена
бота – передник, фартук, плед
къагъанакъ – грудной ребёнок
къарга – проклинать
къыйыр – край, конец
капол – почка (раст.)
кесер – отрезать, прекращать
кюштел – бочонок, кадушка
циракъ, чиракъ – свеча, лампа

Топонимика. К исследованию топонимики следует подходить с особой осторожностью, поскольку, глядя га карту, можно увидеть только название объекта, а происхождение этого имени остаётся загадкой. В реальности можно отражать особенности, присущие данной местности, к тому же не объяснимые на языке современного населения. Бывает так, что пейзаж меняется, а название остаётся. В подобных условиях дистанционного исследования топонимика становится сомнительным источником информации, но имеется некоторая категория топонимов, не требующая комментариев. Проведём небольшой анализ.

В местах проживания тюркских племён наибольшее распространение получают следующие термины: «юрт» (журт, гурт, курт, корт) – радина, край, местность, село, сторона; «кала» (къала) – крепость, город; «жер» (зер, йер) – земля местность, место; «тау» (таг, даг) – гора; «коль» (куль) – озеро; «суу» (су) – вода, река; «эл» - страна, село, народ и некоторые другие. Кроме географических терминов в топонимике, как правило, запечатлеваются этнонимы. Термин «кала» даже заимствован из тюркского языка некоторыми романскими в значении «порт», но пункты с «кала» встречаются вдалеке от побережья, поэтому мы приводим все подобные топонимы.

Мной были исследованы несколько карт, как отдельных областей, так и целого Пиренейского полуострова, масштабами 1:1100000 (1 см – 11 км) и 1:400000 (1 см – 4 км). Вот результаты:

I. Испания, Португалия, Андорра, юг Франции
Alandroa
Alange
Alanis
Cala
Cala ratjada
Calaceite
Calaf
Calafell
Calahonda
Calahorra
Calamocha
Calanda
Calanas
Cala tanazor
Calatayud
Corbalan
Caracuel – каракёл (озеро)
Carcabuey – (карча)
Carcaixent – (карча)
Carcassone – (карча)
Carcastillo – (карча) Carcedo – (карча)
Carcelen – (карча)
Carcelejo – (карча)
Magaz – Магас (столица алан на Кавказе)
Murtas – буртас (этноним)

II. Каталония, Аргон, Балеарские острова
Balcarca – балкар (этноним)
Cala de Salionc
Cala Monttjoi
Calatorao
Mara – Мара (село в Карачае)
Ter (река) – Терк (река на Кавказе)
III. Андалузия
Alanis
Calabazar
Calabazares
Carataunas – Каратау (гора)
Turca
Urtg – юрт.

К этому же ряду можно отнести важнейшие города региона – Барселону (барс-алан) и Марсель (барс-эль – страна барсов). Барс является главным тотемом карачаево-балкарцев, поэтому его появление в топонимах не случайно, кроме того, наличие термина «барс» свидетельствует о тюркоязычии алан, поскольку это слово исконно тюркское.

В работе «Аланы в Западной Европе» В.Б.Ковалевская даёт список нескольких сот топонимов запечатлевших пребывание алано-сармат в Западной Европе. Термину «court» уделяется особое внимание, как наиболее распространенному: «относительно слова «court», courties, который у Варрона обозначал загон для скота, интересно то, что оно (caert, courtis, court) является ирано-германо-итало-кавказской изоглоссой, одинаково понятной ираноязычному алану, германцу и римлянину (Krt – двор в осетинском, Kert – с тем же смыслом в нахско-дагестанском, картвельском и армянском языках). В топонимии Франции Дж. Джонсон собрал 183 топонима с court» [2 с. 55]. Народы, конечно же, вправеназывать свои населённые пункты скотными дворами, тем более народы скотоводческие, как аланы. Нам же в слове «court» видится общетюркский термин «курт» (корт, гурт, журт, юрт) в значении «родина, отчизна, край, сторона, место, местность», что более соответствует по смыслу.

В Осетии с аланскими топонимами складывается весьма противоречивая ситуация: «Для Франции и Северной Италии нами картографировано более 70 аланских этнотопонимов (из списка в 90 названий) – поражающе большое количество, если, например, учесть, что для Северной Осетии на Кавказе, где алано-осы живут до сегодняшнего дня, есть только один топоним, содержащий в качестве основы этноним «алан» [2 с. 58].