Этнография |
На Кавказе, отмечал в начале ХХ в. А.М. Дирр, «было известно громадное количество названий и неизвестны народы, их носившие, многие народности не были известны под названием, которым они сами себя называли, а под тем или теми, которые им давали соседние народы»60Дирр А.М. Современные названия кавказских племен//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис. 1909. Т. 40. Отд. 3. С. 1.. Такое же положение сложилось с изучением карачаево-балкарской средневековой этнонимии, когда многие имена, приводимые в источниках покрывают бытовавшие среди местного населения самоназвания. Так, если в 1501 г. русский источник упоминает землю или страну по Кубани Караче-Крак (букв. Карачейская Кубань) или Кара Черкасская земля61Сборник императорского русского исторического общества. СПб. 1884. Т. 41. С. 71. 358, а в 1643 г. также в русском источнике известны карачаевские черкасы62Российский государственный архив древних актов (далее–РГАДА). Ф. Кабардинские дела, 1643 г. Д. 1. Л. 318-334. Опубликован: Кабардино-русские отношения в XVI–XVIII веках. Документы и материалы в 2 томах. Т. 1. Нальчик. Издат. центр «Эльфа». 2006. С. 358-359., то упоминание в горах современных Карачая и Балкарии в XIV в. имен «тюрки аланы», «тюрки по языку асы» и т.д., либо игнорируется исследователями, либо по ним выстраивается целая цепь «исторических штудий», в которых доказывается о начале тюркизации аланского населения или тюркоязычности алан и асов как в указанное время, так и в более ранние периоды.
Кроме того, в одних исследованиях утверждается весомая роль носителей имен булгар, алан и ас в формировании карачаево-балкарцев, при этом в них же умоляется роль кипчаков и куманов, в других – наоборот. В иных исследованиях утверждается мысль о том, что носители приведенных имен так или иначе были причастны к формированию карачаево-балкарской средневековой народности63О происхождении балкарцев и карачаевцев. Материалы научной сессии. Нальчик. 1960. Данный метод выявления этнической основы этногенеза карачаево-балкарского народа ведет к сужению научного осмысления этнической ситуации в Центральном Предкавказье, к появлению разноплановых подходов к истории самих карачаево-балкарцев, к выявлению их этнокультурного облика.
К такому подходу к этнонимии и происхождения карачаево-балкарского народа можно отнести недавно появившиеся статьи В.М. Батчаева64Батчаев В.М. «Мы вышли из Маджар»: факт или вымысел//Вопросы средневековой ар-хеологии Северного Кавказа. Черкесск. 1988. С. 160-177; Его же. Маджарцы (к проблме золотоордынского этапа истории Северного Кавказа)//Проблемы этнографии осетин. Вла-дикавказ. 1992. С. 88-89 и Х.Х. Малкондуева65Малкондуев Х.Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик. 2001. С. 6-35, в которых упоминание в фольклоре топонима Маджар стало достаточным основанием для реконструкции его этногенеза и этнической истории. Не отрицая отражение в устном народном творчестве исторических событий прошлой жизни народа, все же приходится констатировать уязвимость таких реконструкций, хотя бы из-за того, что они во многих случаях не совпадают с данными археологии и этнографии, письменных источников.
В то же время опора только на данные фольклора, в том числе предания этнократического характера, не могут быть основанием для придания маджарам роли тюркского суперстрата в этногенезе карачаевцев и балкарцев, так же как выведения этнонимов малкарлы и карачайлы из маджарской этнонимической среды.
Данное предположение строится на том, что тюркизация ираноязычных алан произошла тюркизированными (маджаризированными) же аланами. Под маджарами В.М. Батчаев видит какую-то группу кипчаков, тюркизировавших расселившихся в степях Северного Кавказа алан66Батчаев В.М. Маджарцы.., 1992. С. 88-89; Малкондуев Х.Х. Этническая культура.., С. 6-35..
При исследовании этого вопроса ряд исторических допущений, сделанных В.М. Батчаевым, вызывают серьезные возражения.
Согласно автору маджарами, как отмечалось выше, выступают отюреченные в степи и предгорье аланы, которые в конце XIV в. были вытеснены кабардинцами в горы67Батчаев В.М. Маджарцы.., С. 97., где уже ими началась «тюркизация горцев [также алан, но ираноязычных] еще в конце XIV столетия»68Там же.
Предположение автора о маджарах «северокавказской» степи как об отюреченных аланах вряд ли можно считать удачным, тем более, когда В.М. Батчаев для доказательства своего предположения ссылается на данные Абу-л-Фиды Имад ад-Дина ал-Малика ал-Муаййада Исмаила ибн Али ал-Аййуби (1273 – 1331 гг.), причислявшего алан и асов к тюркам69Батчаев В.М. «Мы вышли из Маджар»: факт или вымысел//Вопросы средневековой ар-хеологии Северного Кавказа. Черкесск. 1988. С. 170.
Сведения об аланах и асах как отмечает в своем труде и сам Абу-л-Фида, были взяты им из более ранних источников, в частности из трудов известного арабского географа и путешественника ал-Идриси (1099/1100 – 1165 гг.) «Нузхат ал-муштак»70Коновалова И.Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. М. «Восточная литература» РАН. 2006. 328 стр. и Ибн-Саида ал-Магриби (1214 – 1274/1286 гг.)71Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII-XIV вв. М. «Восточная литература» РАН. 2009. 223 стр.. Последний отмечал, что: «Город Атрāбзунда находится у моря, на 64 градусах 30 минутах долготы и 47 градусах широты. К востоку от него расположен город Касā. Он принадлежит [одному] племени из народа ат-турк, принявшему христианство и приобщившемуся к цивилизации. Город стоит у моря, на 66 градусах долготы и 47 градусах 53 минутах широты. К востоку от него лежит город Аркашиййа, населенный людьми из народа ал-аркаш – одного из племен ат-турк. Они приняли христианство от миссионеров… К востоку от него у моря стоит портовый город ал-Анджāз, принадлежащий [народу] ал-курх, исповедующему христианство… К востоку от него на море [стоит город] Аланиййа. Он населен людьми из народа ал-алан, которые являются христианизированными турками… По соседству с ними живет тюркский народ, называемый ал-ас, похожий на них по своим обычаям и вере»72Там же, С.27.
Плюс к этому главное поселение алан, отмечал ибн-Саид, именуется Капык73Бартольд В.В. Сочинения. М. 1968. Т. 5. С. 587; М. 1973. Т. 8. С. 109 (от тюркского «кабак» - населенный пункт).
Из этих данных следует, что горцы аланы, живущие к северу от абхазов уже к XIII в. были тюркоязычны. Эти сведения отражены в трудах авторов и более раннего времени.
Всемирно известный ученый Ал-Бируни (973 – 1050 гг.), изучив изменения задолго до него русла Амударьи и положение населения Средней Азии, проживавшего по ее руслу, часть которого переселилась к побережью Хазарского (Каспийского) моря, отмечал, что эти переселенцы «род аланов и асов, и язык их теперь смешанный из хорезмийского и печенежского»74Волин С.К. К истории древнего Хорезма//Вестник древней истории. 1941. № 1. С. 194.
Древнерусский летописец XII в. в своем переводе Иосифа Флавия «Иудейская война» комментируя то место, где речь идет об аланах, отмечал «Язык же ясесьский ведомо есть яко от печенежська рода родяси»75Мещерский Н.А. История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.; Л. 1958. С. 454, 533. Здесь речь конечно же идет об аланах и ясах Северного Кавказа и Дона, которых на Руси знали не понаслышке.
Из этих наблюдений о языке алан и асов или ясов следует, что, если даже принять предположение В.М. Батчаева о тюркизации плоскостных алан маджарами, что, правда, не согласуется с источниками, данными археологии76Алексеева Е.П. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. М. «Наука». 1992. 216, распространением на всей территории Карачая древнетюркской рунической письменности IX – XI вв.77Там же, то было бы желательно такую тюркизацию отодвинуть на несколько веков назад.
Да и сама фиксация алан как тюрков по языку в XI-XII вв. не может быть принята как за начало их тюркизации по той простой причине, что языковая и этнокультурная ассимиляция представляют собой достаточно долгий процесс, тем более в средние века, где коммуникация была достаточно слабой, а в межэтнических отношениях господствовала дихотомия «мы-они».
К тому же, вряд ли аланы, объединенные в достаточно сильные для конца раннего средневековья политические образования, могли так легко быть ассимилированы кипчаками или тюркизированными аланами (маджарами).
Такое же допущение касается утверждения автора о вытеснении кабардинцами тюркизированных алан в горы в конце XIV в.
В это время сами адыги изнывали под гнетом Золотой Орды, которая даже после поражения от полчищ Тамерлана в 1395 году, оставалась вплоть до 1420-х годов достаточно сильным государственным образованием, до своего распада. В источниках о походах Тамерлана в 1395 и 1400 годах на территории Центрального Предкавказья не упоминаются адыги, черкесы. Они локализуются на западной части Северного Кавказа.
Да и могли ли кабардинцы, если таковые как адыге существовали в XIV в., вытеснить население, которое было достаточно сильным и многочисленным, чем они?
Переселение адыгов в пределы Центрального Кавказа могло произойти после походов Тамерлана, но не ранее, а, учитывая эпидемию чумы 1428-1430 годов78История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней. М. 1967. С. 85, то это передвижение, скорее всего началось со второй половины XV в. Согласно предположению исследователей, переселившиеся в пределы Центрального Предкавказья адыги застали здесь карачаево-балкарское население, на что указывает топонимия Кабарды79Там же, С.86.
В.М. Батчаев и Х.Х. Малкондуев, в своей реконструкции истории народов Центрального Предкавказья, не уточняют какая часть карачаевцев и балкарцев связывала свое происхождение с Маджаром и не приводят весомых аргументов в пользу упоминания в устном народном творчестве этнонима маджар.
На основе полевых материалов, собранных во второй половине ХХ в., Х.Х. Малкондуев, определяя предками карачаевцев и балкарцев маджарцев, утверждает, что среди них были этнические группы или в их состав входили роды с именами «малкар», «карачай»80Малкондуев Х.Х. Указ.соч. С. 12-13.. В то же время фольклорный материал, не говоря уже об источниках, не проливает свет в этом вопросе. В большинстве карачаево-балкарских генеалогических преданий понятие «маджар» передано в форме, которую, как и в терминах «чегемли», «малкарлы» и др., можно передать и как этнический определитель «маджарец», и как географический – маджарчанин.
Тем не менее, согласно содержанию большинства преданий, понятие «маджар» не несет этнонимической нагрузки, а отражает населенный пункт, из которого пришли предки высших сословий Черекской Балкарии81Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков (далее–АБКИЕА) (Сост. В.К. Гарданов). Нальчик. 1974. С. 244, 429.
В преданиях, записанных в конце XIX в. ясно говорится о том, что до прихода в верховья р. Черек охотника Малкара, узденя Мисака и князя Басиата из Маджара, в этом регионе проживал народ сауту82Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях (Под ред. А.И. Алиевой). Нальчик. 1983. С. 106; Некоторые старожилы современной Балкарии считают, что селение Сауту основала фамилия Карчалары (Карчаевы) (Материалы экспедиции Института этнологии и антропологии РАН в Балкарию и Карачай в 2001 г.)..
В записке 1804 г. о народах Северного Кавказа отмечается, что «роды горских жителей, известных под именами… трех поколений, имеющих особый язык, карачаевцы, чегемы и малкары (от которых полагают, что вышли в Европе маджары или венгерцы), у которых и сейчас есть фамилии, носящие их (маджаров. – М.К.) имена (княжеские фамилии Малкара. – М.К.)»83Из документальной истории кабардино-русских отношений (Сост. Х.М. Думанов). Нальчик. 2000. С. 125.
Вряд ли имеет смысл останавливаться на предположениях авторов записки о происхождении венгров от карачаевцев и балкарцев, как и возведение их к маджарам. В то же время в сведениях ибн-Русте (начало Х в.) и ал-Джайхани (начало Х в.) упоминается народ мджгр или моджгери как одно «из частей (групп) тюрков)84Шушарин В.П. Ранний этап этнической истории венгров. М. 1997. С. 105-106.
Не отрицая того, что среди древнетюркских народов были маджары, а также, полагая о возможности их проникновения в пределы Северного Кавказа и сохранении их имени в названии средневекового города Маджары, следует отметить о невозможности приписывания им роли в тюркизации алан из-за отсутствия документальных сведений и материалов их археологической культуре. Однако, даже при такой ситуации с маджарами, определение их как кипчакоязычных тюрков считаем преждевременным из-за отсутствия источниках Х в., упоминающих кипчаков на Северном Кавказе в этот период.
Использование карачаево-балкарских преданий в данном случае для конструирования средневековой истории возможно, если они подкреплены источниками, археологическими материалами и данными языка. Как показывают предания же, карачаевцы и большинство малкарцев свою принадлежность к маджарам не приемлют. На это в 1829 году обратил внимание венгерский ученый Жан-Шарль де Бесс (де Бешше), отмечавший, что карачаевцы его «поразили… в том, что они вовсе не принадлежат к племени древних мадьяр (маджар. – М.К.)» и, что они «пришли к нынешним местам своего пребывания, предводительствуемые вождем по имени Карачай… Они сказали далее, что в трех днях пути от нашего лагеря есть пять деревень…, которые происходят от мадьярского корня: это Оруспие, Бизинги, Хулиам, Балкар и Дугур (урусбиевцы, безенгиевцы, холамцы, балкарцы и дигорцы. – М.К.)»85АБКИЕА. С. 337.
В сведениях карачаевских информантов де Бесса прослеживается происхождение не всех балкарцев, а той их части, в которой мотив маджарской генеалогии был распространен больше всего.
В предании карачаевцев, записанных неизвестным автором в 1916 году, говорится: «…Бёденели Дадианла, братья Будианлы, были правителями в Боргустане, … там селились люди из Маджар-Калы… [был там] салалы Маджар-тийре… (квартал Маджар. – М.К.)»86Материалы научной экспедиции Института этнологии и антропологии РАН в 1991 г. и в 2001 г. по аудиовизуальному исследованию этнографии балкарцев, карачаевцев и осетин в составе М.Д. Каракетов (рук.), А.М. Иванова и Н.Н. Рябова.
О пребывании предков карачаевцев в Боргустане говорится и в другом предании, записанном А.Н. Дьячковым-Тарасовым в 1890-е годы87Дьячков-Тарасов А.Н. В горах Большого и Малого Карачая//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис. 1900. Вып. 28. С. 43.
Примерно такое же предание зафиксировано у кабардинцев в 1786 г.: «Река Подкумок имеет вершины ис Черных гор. По оной имеют абазинские народы. В сию реку впадает речка Бургусант (Боргустан. – М.К.), вершины которой происходят ис тех гор. Гора Бургусант, о которой жители объявляют, что тут в древние времена был город, который оне поныне именуют [Бургусант-Кала]. При подошве оной видны многие кладбища и несколько каменных крестов. Кабардинцы утверждают, что тут жительство имели венгерцы (маджары. – М.К.)»88Российский государственный архив древних актов. Разряд XXIII. Д. 13. Ч. 18. Л. 76-79 (1786 г.)..
Академик Генгрих-Юлиус Клапрот в 1807-1808 годах со слов Захара Ивановича Чергилова, армянина из Моздока, задолго до встречи с ним, жившего в Большом Карачае, отмечал, что карачаевцы «считают, что покинули Маджары, для того, чтобы занять свое теперешнее местожительство до прихода черкесов в Кабарду. Они производят свое имя «Карачай» от вождя, при котором они поселились на берегах Кубани89Клапрот Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807–1808 гг.//АБКИЕА. С. 245.
О великом хане и предводителе народа Карачае или Бёкюрлю Карачае в начале ХХ в. были записаны небольшая историко-героическая песня и предание о нем и его трех сыновьях, которые жили в селении близ Хумары, на которой впоследствии поселился его сын от простолюдинки90Рукопись на кириллице, написанная дореволюционным шрифтом, была обнаружена в 1990 г. среди судебных дел в селении Учкулан.
О Карачае говорится также в записке упомянутого А.Н. Дьячкова-Тарасова, подготовленной им в 1902 г. для Штаба Кавказского военного округа. В ней отмечается: «В Карт-Джюрте… рассказывали, что слово «карачай» (собственно по-татарски – черная вода, река) то же, что и кара-шай – черный чай, что таким именем называют траву, растущую на черноморском склоне хребта; что настой-де этой травы некогда употреблялся Карачаевцами в качестве чая, - поэтому-де окрестные народы, употреблявшие кизил-шай (красный, обыкновенный чай) и прозвали их Карачаевцами. В Хурзуке, в ауле близ Эльбруса, старики решительно отвергли вышеупомянутое объяснение имени Карачай и производили его от своего родоначальника Карачая, который иногда смешивается с другим родоначальником – Карчою»91Центральный государственный архив Грузии (далее РГИА Гр.). Ф. 1087. Ед. хр. 767. Л. 1-7.
Таким образом, в преданиях карачаевцев кубанского Карачая упоминается не народ маджар, а поселение с аналогичным названием. То же самое можно сказать и о балкарцах, предание о происхождении которых приводит тот же академик Г.-Ю. Клапрот. В нем говорится о том, что имя басианы производится народом от «знаменитого предка. Раньше они жили в степях Кумы; их столица была Маджары. В результате войн они отступили в теперешние свои места, и по имени реки Малки, где остановилась часть из них, назвались малкары или балкары»92Клапрот Г.-Ю. Указ. соч. С. 245.
В конце XVIII в. поселение Маджар или его руины упоминается в черкесском предании: «На высоких горах около Большого Джинджика, [называемы] черкесами Маджар Уна, или Дом Маджар… Его жители были изгнаны отсюда великим множеством огромных тарантулов, от которых, по традиции, происходит название речки Бивалла. По-татарски Би означает «тарантул», а «валла» - плохой, дурной»93Аталиков В.М. Страницы истории. Нальчик. 1987. С. 159.
В других преданиях карачаево-балкарцев о происхождении родоначальника князей Черекской Балкарии Басиата и дигорских князей Бадината говорится, что они «являются осиротевшими сыновьями одного крымского вельможи [и] вынуждены были покинуть Крым и уйти на Кавказ из-за притеснений своего дяди. Первоначально братья поселились на р. Куме, а оттуда перешли на территорию Балкарии в местность Кашха-Тау94Барасбиев М.И. Золотая орда и Крымское ханство в генеалогических преданиях высшего сословия тюрков Центрального Кавказа (балкарцы, карачаевцы и ногайцы)//Дешт-и-Кипчак и Золотая орда в становлении культуры евразийских народов. М. 2003. С. 85.
Схожее предание бытует в Карачае о происхождении карачаевской знати, согласно которому «У одного крымского хана было две жены: одна была ханского рода, другая – простолюдинка; у первой было четыре сына, у второй – три: Будуян, Науруз и Адурхай. В семье произошли раздоры: дети простолюдинки попытались овладеть престолом. Это им не удалось, и они принуждены были бежать; к ним присоединилось 60 семейств и один родственник, богатырь Карча»95ЦГИА Гр. Ф. 1087. Ед. хр. 767. Л. 1-7..
Крымское родословие зафиксировано и среди князей безенгиевского и урусбиевского обществ96Барасбиев М.И. Указ. соч. С. 85-86, а также – кабардинцев97Аталиков В.М. Указ.соч. С. 145..
Можно было бы допустить, что такое возведение связано с периодом могущества Крымского ханства, когда многие узденьские и княжеские тухумы (роды) Карачая, Балкарии и других регионов Северного Кавказа старались причислить себя к более сильному социуму и его владетельным родам. В то же время представляется, что указанное родословие имеет под собой основание. Свидетельством тому являются источники раннего и позднего средневековий и данные археологии, согласно которым территория Крыма и всего Северного Кавказа входила в сферу влияния раннегосударственных образований гуннов, Тюркютского, Аварского и Хазарского каганатов, Булгарского политического объединения, печенегов, кипчаков и куманов, Золотой и Большой орды, Крымского ханства, Османской империи.
Данное влияние сопровождалось также расселением гуннов, савиров, булгар, хазар, печенегов, куманов и кипчаков не только в плоскости, но и предгорной и горной частях Северного Кавказа.
Приведем только один источник о гуннах-савирах VI в.: «Правитель абасгов Опсит с небольшим отрядом сумел бежать и удалился к жившим поблизости гуннам, в пределы Кавказского хребта»98Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. М. 1996. С. 40.. При этом, автор бессмертного труда Прокопий Кесарийский (490/507 – 562 гг.) указывает, что часть гуннских племен именуются сабирами99Там же, С.17. Некоторые авторы один из самых высоких отрогов Главного Кавказского хребта – Собер-Баш, а также курган Сабир-уашхеж на реке Урух (Кабардино-Балкарская Республика), в Северной Осетии – Сафири-ком, прежнее название Дигорского ущелья, и Сапыры-ком (Сапыров ущелье) связывают с именем савир100Цагаева А. Дз. Топонимия Северной Осетии. Владикавказ. 2010. С. 96-98; Ворошилов В.И. Топонимы российского Черноморья. Майкоп. 2007. С. 188-190.
Несмотря на то, что предания о маджарской родословной охватывает только некоторые роды, причем княжеские и узденьские, карачаево-балкарцев, дало основание В.М. Батчаеву и Х.Х. Малкондуеву отнести к маджарам весь народ101Батчаев В.М. «Мы вышли из Маджар».., С. 172; Малкондуев Х.Х. Этническая культура.., С. 6-35.. Они же в своих исследованиях не склоны отождествлять понятие маджар с самоназванием венгров – мадьёр102Батчаев В.М. «Мы вышли из Маджар».., С.166.
В венгерском языке, утверждают лингвисты, слова с фонемой дь являются заимствованием с джокающих тюркских языков, или с хазарским или хазаро-булгарским языковым пластом103Шушарин В.П. Указ. соч. С. 207-210.
Также большинство современных лингвистов полагают, что понятия маджар, мажар, можар, могер, мадьёр или мадьяр являются производным от одного корня и отражают в своей основе один этнический пласт104Там же, С. 162-166..
Эти данные приводят нас к убеждению, что этногенез и этническая история карачаево-балкарского народа непосредственно связаны с горной, предгорной и плоскостной частями Центрального Предкавказья.
Отсутствие комплексного метода исследования данных процессов приводит к курьезным выводам, которые негативно влияют на научное осмысление прошлого карачаевцев и балкарцев. К сожалению, задача по выявлению истоков, способствовавших образованию карачаево-балкарской народности и ее этнонимии, так же как реконструкция этноязыковой ситуации в Центральном Предкавказье в раннем средневековье через исследование «маджарской» генеалогии крайне уязвима с научной точки зрения.
Примечания.
60 [↑ назад]Дирр А.М. Современные названия кавказских племен//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис. 1909. Т. 40. Отд. 3. С. 1.
61 [↑ назад]Сборник императорского русского исторического общества. СПб. 1884. Т. 41. С. 71. 358
62 [↑ назад]Российский государственный архив древних актов (далее–РГАДА). Ф. Кабардинские дела, 1643 г. Д. 1. Л. 318-334. Опубликован: Кабардино-русские отношения в XVI–XVIII веках. Документы и материалы в 2 томах. Т. 1. Нальчик. Издат. центр «Эльфа». 2006. С. 358-359.
63 [↑ назад]О происхождении балкарцев и карачаевцев. Материалы научной сессии. Нальчик. 1960
64 [↑ назад]Батчаев В.М. «Мы вышли из Маджар»: факт или вымысел//Вопросы средневековой ар-хеологии Северного Кавказа. Черкесск. 1988. С. 160-177; Его же. Маджарцы (к проблме золотоордынского этапа истории Северного Кавказа)//Проблемы этнографии осетин. Вла-дикавказ. 1992. С. 88-89
65 [↑ назад]Малкондуев Х.Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик. 2001. С. 6-35
66 [↑ назад]Батчаев В.М. Маджарцы.., 1992. С. 88-89; Малкондуев Х.Х. Этническая культура.., С. 6-35.
67 [↑ назад]Батчаев В.М. Маджарцы.., С. 97.
68 [↑ назад]Там же
69 [↑ назад]Батчаев В.М. «Мы вышли из Маджар»: факт или вымысел//Вопросы средневековой ар-хеологии Северного Кавказа. Черкесск. 1988. С. 170
70 [↑ назад]Коновалова И.Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. М. «Восточная литература» РАН. 2006. 328 стр.
71 [↑ назад]Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII-XIV вв. М. «Восточная литература» РАН. 2009. 223 стр.
72 [↑ назад]Там же, С.27
73 [↑ назад]Бартольд В.В. Сочинения. М. 1968. Т. 5. С. 587; М. 1973. Т. 8. С. 109
74 [↑ назад]Волин С.К. К истории древнего Хорезма//Вестник древней истории. 1941. № 1. С. 194
75 [↑ назад]Мещерский Н.А. История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.; Л. 1958. С. 454, 533
76 [↑ назад]Алексеева Е.П. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. М. «Наука». 1992. 216
77 [↑ назад]Там же
78 [↑ назад]История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней. М. 1967. С. 85
79 [↑ назад]Там же, С.86
80 [↑ назад]Малкондуев Х.Х. Указ.соч. С. 12-13.
81 [↑ назад]Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков (далее–АБКИЕА) (Сост. В.К. Гарданов). Нальчик. 1974. С. 244, 429
82 [↑ назад]Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях (Под ред. А.И. Алиевой). Нальчик. 1983. С. 106; Некоторые старожилы современной Балкарии считают, что селение Сауту основала фамилия Карчалары (Карчаевы) (Материалы экспедиции Института этнологии и антропологии РАН в Балкарию и Карачай в 2001 г.).
83 [↑ назад]Из документальной истории кабардино-русских отношений (Сост. Х.М. Думанов). Нальчик. 2000. С. 125
84 [↑ назад]Шушарин В.П. Ранний этап этнической истории венгров. М. 1997. С. 105-106
85 [↑ назад]АБКИЕА. С. 337
86 [↑ назад]Материалы научной экспедиции Института этнологии и антропологии РАН в 1991 г. и в 2001 г. по аудиовизуальному исследованию этнографии балкарцев, карачаевцев и осетин в составе М.Д. Каракетов (рук.), А.М. Иванова и Н.Н. Рябова
87 [↑ назад]Дьячков-Тарасов А.Н. В горах Большого и Малого Карачая//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис. 1900. Вып. 28. С. 43
88 [↑ назад]Российский государственный архив древних актов. Разряд XXIII. Д. 13. Ч. 18. Л. 76-79 (1786 г.).
89 [↑ назад]Клапрот Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807–1808 гг.//АБКИЕА. С. 245
90 [↑ назад]Рукопись на кириллице, написанная дореволюционным шрифтом, была обнаружена в 1990 г. среди судебных дел в селении Учкулан
91 [↑ назад]Центральный государственный архив Грузии (далее РГИА Гр.). Ф. 1087. Ед. хр. 767. Л. 1-7
92 [↑ назад]Клапрот Г.-Ю. Указ. соч. С. 245
93 [↑ назад]Аталиков В.М. Страницы истории. Нальчик. 1987. С. 159
94 [↑ назад]Барасбиев М.И. Золотая орда и Крымское ханство в генеалогических преданиях высшего сословия тюрков Центрального Кавказа (балкарцы, карачаевцы и ногайцы)//Дешт-и-Кипчак и Золотая орда в становлении культуры евразийских народов. М. 2003. С. 85
95 [↑ назад]ЦГИА Гр. Ф. 1087. Ед. хр. 767. Л. 1-7.
96 [↑ назад]Барасбиев М.И. Указ. соч. С. 85-86
97 [↑ назад]Аталиков В.М. Указ.соч. С. 145.
98 [↑ назад]Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. М. 1996. С. 40.
99 [↑ назад]Там же, С.17
100 [↑ назад]Цагаева А. Дз. Топонимия Северной Осетии. Владикавказ. 2010. С. 96-98; Ворошилов В.И. Топонимы российского Черноморья. Майкоп. 2007. С. 188-190
101 [↑ назад]Батчаев В.М. «Мы вышли из Маджар».., С. 172; Малкондуев Х.Х. Этническая культура.., С. 6-35.
102 [↑ назад]Батчаев В.М. «Мы вышли из Маджар».., С.166
103 [↑ назад]Шушарин В.П. Указ. соч. С. 207-210
104 [↑ назад]Там же, С. 162-166.