Суббота, 20.04.2024, 10:22

Карачаевцы и балкарцы

Нёгерсизни джолу узун.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.I

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.I » ЭТНОЛОГИЯ
ЭТНОЛОГИЯ
Этноэкологическая основа этногенеза карачаево-балкарского народа: диалог цивилизаций.

И.И. МАРЕМШАОВА
доктор исторических наук
(г.Нальчик)

Этногенетическая история каждого народа по-своему уникальна, она сопряжена с многочисленными факторами природно-географического, событийного, социально-экономического характера. Большую роль в этногенетических процессах играют миграции целых этнических массивов, их отдельных пучков и единиц. Особенно ярко и четко прослеживаются у тех народов, которые имеют в своем «историческом арсенале» кочевое прошлое, либо народы, тесно соприкасавшиеся с последними. В кочевых обществах постоянно происходил процесс выделения из более или менее сложившихся общностей родственных им этнических групп. Рашид-ад-Дин характеризовал данный процесс следующим образом: «С течением времени, - писал он, - эти народы разделились на многочисленные рода, (да, и) во всякую эпоху из каждого подразделения возникали (новые) подразделения и каждое по определенной причине и поводу получало свое имя и прозвище65Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. М-Л., 1952, т.1, кн. 1, с. 74..

Примером одного из таких подразделений может служить карачаево-балкарский этнос, имеющий в своей основе как минимум два компонента - древнетюркский кочевой и кавказский. И здесь мы смело можем говорить о диалоге двух крупнейших цивилизаций. Оставив за пределами нашего сообщения причины, по которым предки карачаево-балкарцев обосновались в горах Кавказа, отметим лишь, что в 9-13 вв. было обычным делом отправлять в горы женщин, детей и стариков из разоренных степных станиц, а также из терпящих поражение кочевых отрядов. Обосновавшись в новых местах и смешавшись с коренным населением, они либо давали начало новым этносам, либо преобразовывали автохтонных жителей, внося в их культуры и быт новые элементы66Маремшаова И.И. Основы этнического самосознания карачаево-балкарского народа. Минск, 2000, с. 17. .обратим внимание лишь на два момента, являющееся на наш взгляд ключевыми в процессе, результатом которого стал тот факт, что к началу 18 века карачаево-балкарцы, по праву стали именовать себя истинными горцами, включая весь комплекс горской культуры. Первый из них связан с проблемами географического детерминизма или вписываемости в новый ландшафт, что само по себе представляет длительный и сложный процесс. Второй более социализированный по своему характеру, связан с действием принципа комплиментарности, причем комплиментарности не столько в пределах одной этнической группы, сколько в отношении с соседями, что в свою очередь ведет либо к мирному сосуществованию, либо к беспрерывным столкновениям, войнам, притеснению, полному истреблению или ассимиляции одной из сторон. Обе эти проблемы имеют теоретическое обоснование в истории этносферы Земли, разработанной Л.Н. Гумилевым67Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990; Его же. Конец и вновь начало. М., 2000..

В процессе формирования и развития этноса и его культуры, как компонент цивилизации, немаловажное значение имеет та экологическая ниша, в которой живет и развивается этнос. Своеобразие экономической, социальной и духовной жизни народа, его основополагающие ценности и принцип жизнеустройства, обеспечивающие его самобытность, также связаны с окружающим ландшафтом. С позиции цивилизационной теории чрезвычайно важным представляется выявление тех фундаментально всеобщих законов, по которым происходит сначала встраивание культуры в природу, установление принципов и механизмов неантологического сосуществование сфер культурного и природного, а затеи все более решительное размешивание культуры и природы68Поплинский Ю. природа, человек, культура. Цивилизационный аспект // Евразия. Этнос. Ландшафт. Культура. СПб., 2001, с.7..

На наш взгляд, для предков карачаево-балкарцев первоочередной и наиболее сложной была проблема приспособления к новым географическим условиям и организация жизненного пространства в соизмерении с имеющимися ментальными и практическими навыками. Это связано с тем, что среда обитания поменялось кардинально. Что же касается вписываемости в окружающий «людской ландшафт, то при всей важности и сложности этой проблемы, решить ее было проще поскольку любое кочевое племя имеет в своем распоряжении большой опыт общения с иноплеменными этническими подразделениями, что, кстати, впоследствии сделало их более толерантными.

Работа по реконструкции ландшафта (как природного так и культурного) требовало от предков карачаево-балкарцев огромных энергетических затрат, питаемых относительно высоким уровнем пассионарности. «Пассионарность признак природный, передающий генетический» - утверждал Л.Н.Гумилев.69Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 2000, с. 144. И кочевники, видимо обладали ею в высокой степени, поскольку легли основу многочисленных этносов. Предки карачаево-балкарцев, генетически унаследовав пасионарность, смогли преодолеть обозначенные выше проблемы. Приспосабливаясь к новым условиям, пришельцы в первую очередь должны были наладить свой быт, основав поселения и возведя жилища. Так археологический материал демонстрирует ряд кочевых реминисценций а этой области. Среди ранних средневековых построек выделяются усадебные комплексы, объединяющие под общей крышей хозяйственные и жилые постройки, примыкающие друг к другу по периметру и типичные для многих тюркских народов. Другим реликтом кочевой культуры являются 6-8 гранные и однокамерные жилища-срубы, встречающие в Карачае и в Балкарии.70Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968, с. 93,98. Аналогичные постройки встречаются у древних гуннов, булгар, алтайских тюрков и многих тюрко-монгольских народов.71Мизиев И.М. Очерки истории и культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991, с.141. Интерпретация подобного рода жилищ единодушно сводиться к тому, что они «являются переходным конструктивно промежуточным звеном в эволюции круглой в плане кочевнической юрты прямоугольное стационарное жилище».72Батчаев В.М. из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1986, с.82. В ряду жилищных реминисценций кочевого быта рассматривается варианты пастушечьих шалашей, изолированное помещение для молодоженов, а также убранство жилища карачаево-балкарской семьи, основанное по принципу организации интерьера юрты.

Одинаковые природно-климатические условия со временем приводили к возникновенью сходных с соседними народами элементов материальной культуры, сохраняя при этом собственную этническую манеру и способы их создании. «Человек всегда работает для своих близких и в своем ландшафте, на базе опыта предков своих, а не чужих. Поэтому-то человеческие творения разнообразны, но отнюдь не калейдоскопичны».73Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1990, с. 445. Говоря об организации жизненного пространства следует упомянуть башенное наследие карачаево-балкарцев. В целом башни Балкарии и Карачая более низкие, чем их восточные аналоги, что может быть интерпретировано с точки зрения более низких каменных домостроительных навыков древнетюркских предков. С другой стороны, встречаются памятники, построенные в крайнее труднодоступных местах, что подчеркивает их особую значимость. Представление сторожевых башен как важный древнетюркский дериват позволяет провести параллель с существующей якобы на краю обитаемого мира, близ границ Булгарии «большой башни, построенной по образу высокого маяка».74Исхаков Д.М., Измаилов И.Л. Этнополитическая история татар. Казань, 2000, с. 38. название самих поселений в Балкарии и Карачае, именуемее терминами «Эль», «Журт», встречаются в различных фонетических формах у большинства тюркских народов.

Плавно внедряясь в природный ландшафт кавказского высокогорья, карачаево-балкарцы постепенно закрепили за собой место и в общекавказском культурном ландшафте, привнеся в него тюркский элемент, который несомненно обогатил общекавказский культурный фонд. Многочисленные культы, имеющие широкое хождение в карачаево-балкарской среде, связанные с древнетюркской традицией и обслуживаемые тюркской терминологией, также претерпевали определенные изменения в связи с привязкой к новому природному и культурному ландшафту. В результате на сегодняшний день, в лице данного этноса мы видим уникальный сплав разноплановых культур и этнопсихологических черт, связанный со сменой ландшафта в его этнической истории и воспринимаемый как итог цивилизционного диалога.

Таким образом, поскольку связь человека и природы просматривается не на индивидуальном, а на этническом уровне, то разнородный ландшафт стимулирует изменения, ведущие к появлению новых образований, а вслед за этим и появление новых локальных культур. При этом следует отметить, что к появлению новых этнических локальных культур. При этом следует отметить, что все они возникли, не вступая в конфронтацию с природой, но обладая при этом разной степенью «встроенности» в природную среду и разной степени активности природопользования.

Наиболее плодотворной почвой для исследований этноландшафтной взаимосвязи на ранних этапах развития является мифотворчество. Для народов, не обладающих собственными историческими хрониками, мифологические источники приобретают исключительную познавательную ценность и ложатся в основу всех жанров фольклора. Применительно к кавказскому региону карачаево-балкарский этнос может быть показательным, так как в его истории и этнографии органически сочетаются кавказские и тюркские элементы, а следовательно на лицо сочетание и взаимодействие двух экологических ниш, двух цивилизаций – степной и горной.

Мифологическая и мифопоэтичная традиция карачаево-балкарского фольклора во многом созвучна с аналогичными традициями древних тюрок. Так, в тюркской мифологической традиции человек сделан из природных материалов. Древнетюркский миф, зафиксированный в 15 в., повествует о том, как в пещере вода затопила грот и занесла глиной ямку, имеющее форму человека. Под влиянием тепла глина ожила и возник человек.75 Жизнь главного героя карачаево-балкарских эпических сказаний зародилась в камне на берегу реки. Таким образом мы можем констатировать не только идею биологической совместимости всего сущего у древних тюрков-кочевников и их кавказских потомков, но и некую трансформацию природного материала. В первом случае – глина, во втором – камень, т.е. материал более характерный для горного ландшафта. В последующей культурной традиции камень приобретает статус священного природного объекта, поклонение которому зафиксировано в карачаево-балкарской этнографии многократно и многовариантно. И в этом опять усматривается смена ландшафта, повлекшая трансформацию традиций. Если у древних тюрок факт поклонение земле проявился в виде отдельных обычаев и ритуалов, связанных непосредственно с землей, то карачаево-балкарцы, вписавшись в горный ландшафт избрали для поклонения одну из ипостасей земли – камень. Производным земли считалось и почитаемое ими железо.

Применительно к высокогорному ландшафту в карачаево-балкарских мифах встречаются частые упоминания ледников в контексте воспроизводства рода, становление на ноги и приобретение богатырской силы. Таким образом, мы видим как древнетюркское поклонение земле, наделение ее свойствами плодородия и воспроизводства жизни преломляется в карачаево-балкарском этносе через призму высокогорного ландшафта гор, их неизменность неподвижность и величие преобразили этническое видение мира.

Представив этносу возможность биологического существования, экосистема способствует его культурной адаптации через формирование как хозяйственно-бытового комплекса, так и духовно значимых основ. С выходом на арену евразийского пространства древних народов, изменилась не только этническая картина Евразии и ее государственно политические структуры, но подверглась изменениям и взаимодействие с ландшафтом. Огромный тюркский этнокультурный мир стал очагом этнической энергии, импульсы которого распространялись разнонаправлено и приводили к широкомасштабным энергетическим процессам в различных регионах Евразии. Результатом одного из таких процессов стало появление карачаево-балкарского этноса.


Примечания.
65 [↑ назад]Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. М-Л., 1952, т.1, кн. 1, с. 74.
66 [↑ назад]Маремшаова И.И. Основы этнического самосознания карачаево-балкарского народа. Минск, 2000, с. 17.
67 [↑ назад]Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990; Его же. Конец и вновь начало. М., 2000.
68 [↑ назад]Поплинский Ю. природа, человек, культура. Цивилизационный аспект // Евразия. Этнос. Ландшафт. Культура. СПб., 2001, с.7.
69 [↑ назад]Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 2000, с. 144.
70 [↑ назад]Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968, с. 93,98.
71 [↑ назад]Мизиев И.М. Очерки истории и культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991, с.141.
72 [↑ назад]Батчаев В.М. из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1986, с.82.
73 [↑ назад]Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1990, с. 445.
74 [↑ назад]Исхаков Д.М., Измаилов И.Л. Этнополитическая история татар. Казань, 2000, с. 38.