Пятница, 19.04.2024, 13:08

Карачаевцы и балкарцы

Чабакъ суўдан чыкъмаз, бёдене суўгъа кирмез.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.I

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.I » ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
Регуляция оборота земельных ресурсов у карачаево-балкарцев 18-19 вв.

И.С. КИПКЕЕВ
декан филиала ТГРТУ
(г.Черкесск)

Существование частной собственности на землю у карачаевцев не вызывало сомнений уже в XIX в. «Сложившееся временем право частной собственности на землю, - пишет П.А. Гаврилов (1869 г.), - уже настолько установилось в Карачае, что у карачаевского общества не возникает в этом отношении серьезных недоразумений»26Гаврилов П.А. Устройство поземельного быта у горских племен Северного Кавказа, С.76. То же самое можно сказать и об обществах Балкарии. В «Журнале податных инспекторов поземельного обложения в Терской области» о балкарских обществах говорится: «…институт частной собственности у горцев создался не только на почве сословных привилегий, но прежде всего путем искусственного создания культурных участков, упорным трудом целых поколений отвоевываемых у дикой природы края. Собственность эту ревниво и зорко оберегает обычное право, и народ повсеместно ее уважает и искони признает. В общинном пользовании состоят лишь земли неудобные и пастбищные, пахотные же и сенокосные участки, т.е. все земли культурные, представляют частную, фамильную собственность; эти земли свободно продаются и покупаются, отдаются в залог, в калым, уплату за кровь»27Шаханов Б.А. Избранная публицистика. – Нальчик:Эльбрус, 1991. – С.148.

По балкарским адатам земельные права узденей (каракиши) были ограничены князьями (таубиями). Адаты гласили:

1) «каракиши относительно земель, на которых они водворены и которые обрабатывают, пользуются на правах неотъемлемой собственности; но продавать ее, без видимой надобности, не имеют права без разрешения таубия, которому они подвластны»;

2) «при переселении в другое общество каракиши имеют право передавать эту землю своему родственнику, если он согласится отбывать господину все повинности, следуемые с переселяющегося. Если же последний не имеет родственников, земля его поступает в полное владение таубия»;

3) «земли, занимаемые ясакчами и чагарами, принадлежат таубиям»28Документы по истории Балкарии 40-90 гг. XIX в. - Нальчик, 1959. – С.87.

4) «если каракиши умрет и после него не останется прямого наследника, ни брата, ни родственника, то имение переходит к таубию, которому принадлежал умерший»29Там же, С.89;

5) «если из двух братьев каракиши, живущих раздельно, один умрет, не оставив сына, то имение переходит к оставшемуся в живых брату; таубий же получает одну часть из земель, или пахотную или сенокосную по выбору»;30Там же,С.89-90

Формально зависимость балкарского узденства (каракиши) «была чисто административной»31Там же, С.235 прим.34.

Помимо индивидуальной частной собственности, в Карачае и Балкарии существовали и другие формы земельной собственности – частная родовая (фамильная, клановая), феодальная, общинная. В.П.Невская отмечает: «С одной стороны, складывающаяся в Карачае феодальная собственность на землю была завуалирована общинными пережитками, а с другой стороны, рядом с частной собственностью продолжала сохраняться и общинная»32Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая..,– С.76.

Вытекавшее из характера частной собственности на землю право на свободное отчуждение (продажу, дарение, залог) ограничивалось преимущественным правом на приобретение продаваемой земли родственниками и соседями. Адатная норма гласила: «Владелец, желающий продать землю, должен об этом прежде всего объявить своим ближайшим родственникам, а если в числе их не окажется охотников, то вызываются желающие из смежных владельцев и только, когда и в числе этих последних не найдется покупщиков, владелец имеет право продать землю кому заблагорассудится»33Петров Г.С. Верховья Кубани – Карачай// Памятная книжка Кубанской области за 1880 год. – Екатеринодар, 1880. . Из статей карачаевских адатов следует, что желающий продать свою землю, должны были в первую очередь предложить ее своему князю (бию), и только если тот отказывался, разрешалось продавать ее другим лицам34Алиев У.Д. Кара-халк. – Ростов-на-Дону, 1927. – С.47.

Необходимо отметить, что право частных владельцев земли на свободное отчуждение ограничивалось и требованием, чтобы земля приобреталась только теми, кто проживает в Карачае. Эта норма сохранилась и в 1860-х гг., когда Эльборусский окружной народный суд, основываясь на адатных нормах, постановил: «Суд находит необходимым установить, чтобы переселенцы из Карачая дарили или отчуждали другим каким-либо образом принадлежащие им земли только карачаевцам, живущим в Карачае»35Цит. по: Невская В.П. Социально-экономическое развитие.., С.81-82.

Юридически выглядело так, как говорилось в «Пояснительной записке о личных правах горского населения Кубанской области» говорилось: «Пахотные, покосные земли и хуторные участки составляли частную собственность, лес же и пастбищные земли находились в общественном владении всех карачаевцев»36там же, С.84.

Но фактически дело обстояло не так. «Все сенокосы, кышлыки (зимние пастбища) и даже часть летних пастбищ – джайлыков, - отмечает В.П.Невская, - были фактически захвачены феодальной знатью… Это противоречие между фактическим состоянием землевладения и землепользованием в Карачае и юридическими нормами старых адатных отношений смазывало наличие феодальной собственности на землю… Только бии были полными владельцами земли и раздавали ее своим подвластным узденям»37там же, С.85, 89, 92.

По мнению исследователей, верховным собственником земель являлось аристократическое сословие - «белая кость» (акъсюек), включавшее князей (биев и их разновидность чанка). У «белой кости» была и монополия на политическую власть38Хатуев Р.Т. Из потестарно-политической культуры карачаевцев и балкарцев (Организация, идеология и символика власти). – Автореферат диссертации… кандидата исторических наук. – Карачаевск, 2000. – С.3. «Управление внутренними и внешними делами находилось в руках сословия бий», - отмечалось в «Пояснительной записке о личных правах туземного населения Кубанской области»39Невская В.П. Социально-экономическое положение.., С.129.

Соответственно, возникавшие с соседями вопросы, связанные с земельными отношениями, решались именно этим сословием.


Примечания.
26 [↑ назад]Гаврилов П.А. Устройство поземельного быта у горских племен Северного Кавказа, С.76
27 [↑ назад]Шаханов Б.А. Избранная публицистика. – Нальчик:Эльбрус, 1991. – С.148
28 [↑ назад]Документы по истории Балкарии 40-90 гг. XIX в. - Нальчик, 1959. – С.87
29 [↑ назад]Там же, С.89
30 [↑ назад]Там же,С.89-90
31 [↑ назад]Там же, С.235 прим.34
32 [↑ назад]Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая..,– С.76
33 [↑ назад]Петров Г.С. Верховья Кубани – Карачай// Памятная книжка Кубанской области за 1880 год. – Екатеринодар, 1880.
34 [↑ назад]Алиев У.Д. Кара-халк. – Ростов-на-Дону, 1927. – С.47
35 [↑ назад]Цит. по: Невская В.П. Социально-экономическое развитие.., С.81-82
36 [↑ назад]там же, С.84
37 [↑ назад]там же, С.85, 89, 92
38 [↑ назад]Хатуев Р.Т. Из потестарно-политической культуры карачаевцев и балкарцев (Организация, идеология и символика власти). – Автореферат диссертации… кандидата исторических наук. – Карачаевск, 2000. – С.3
39 [↑ назад]Невская В.П. Социально-экономическое положение.., С.129