Суббота, 27.04.2024, 04:40

Карачаевцы и балкарцы

Ахшы джыяр, аман джояр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V » ВЫСТУПЛЕНИЯ
ВЫСТУПЛЕНИЯ
О многогранности таланта

М.Дж. Мекерова

(Вступительное слово)

Ислам Хасанович (Пашаевич) Крымшамхалов родился в ауле Карт-Джурт 31 марта 1864 года. По линии матери – княжны Урусбиевой – он был тесно связан с Баксанским горским обществом.

Оба его деда – Ислам Крымшамхалов и Мурзакул Урусбиев – оказали прямое содействие в организации знаменитой академической экспедиции на Эльбрус в 1829 году.

Семья просветителя продолжала традиционный для рода Крымшамхаловых курс на установление уз родства с соседними владетелями. Одна сестра Ислам-бия была в браке с абазинским князем Лоовым, другая – с балкарским князем Амирхановым.

После кончины матери он воспитывался у ее брата Исмаила Урусбиева на Баксане, в доме которого гостили известные деятели русской культуры той поры – композитор С.И.Танеев, художник Н.А.Ярошенко, ученый М.М.Ковалевский. В такой среде будущий просветитель с детства впитывал созидательные веяния передовой, европейской культуры.

Через некоторое время Ислам поступил на учебу в Ставропольскую гимназию, которую в разное время окончили его соплеменники Ислам Дудов, первый инженер-карачаевец, просветители Ильяс Байрамуков, Саид Халилов, Иммолат Хубиев и др.

После смерти отца он вернулся в Картджурт, где занимался хозяйственными делами. Примерно в 1880 году он поступил на службу в личной гвардии царя, или, как его называли, «Собственном Его Императорского Величества конвое». Военная служба Ислама завершилась присвоением ему первого офицерского чина и возвращением в Карачай. Здесь близкими его товарищами и друзьями стали Ахмат Байрамуков, будущий правитель Карачая.

Сравнительно недолго он работал служащим на серебро-свинцовом руднике «Эльбрус», где в то время работали выпускники многих российских учебных заведений. Здесь он установил дружеские связи с Коста Хетагуровым и горным инженером Анатолием Кондратьевым.

После закрытия рудника, в 1893 году Ислам переехал с семьей на новое место жительства – в Теберду. Вскоре он стал работать в Карачаевском лесничестве.

В этот период установились его товарищеские отношения с насельниками Курорт-Теберды – русским промышленником А.Утяковым, семьей полковника Ф.Кузовлева (начальника Баталпашинского уезда), еще одним промышленником бароном Е. Фитингофом. Вместе с Исламом они были первыми насельниками молодого курорта. В Теберде его другом стал и Исмаил Якубович Акбаев, известный в народе и как Чокуна-апенди.

Работая в лесничестве, Ислам всемерно оберегал природные богатства горного края. В то время в Большом Карачае истреблялись леса, которые шли на рынок. Ислам навлекал на себя ненависть со стороны незаконных дельцов-лесоторговцев. Как вспоминали его родственники, он, «услышав ночью стук топора, вскакивал с постели и спешил к месту порубки, чтобы настичь на месте преступления расхитителя чудесных богатств курорта».

Ислам обучал населению азам экологии, рассказывал, что леса имеют функции «водоохранные, и от сохранения или уничтожения их зависит сохранение или уничтожение вод источников реки Кубань».

Общественную деятельность Ислам продолжил и впоследствии, когда стал одним из двух общекарачаевских доверенных, на которых возлагалась функция отставивания народных интересов перед царской администрацией. Он заботился «о строительстве школ, дорог и мостов»,развитии культуры земледелия. Он стал одним из инициаторов обращения к наместнику Кавказа Воронцову-Дашкову по проблеме выделении земель карачаевцам, итогом чего стало в 1909 году создание аула Воронцовско-Карачаевского, ныне Новый Карачай. Он уделил большое внимание развитию первого на территории Карачая курортного поселка. Результат усилий известен: вскоре Курорт-Теберда была, как отмечала пресса той поры, переполнен отдыхающими.

Он был выдающимся деятелем искусства. Ислам Хасанович справедливо считается основоположником национальной школы живописи, первым среди карачаевцев художником, которого можно назвать профессиональным. Его учителем был знаменитый русский художник-передвижник Николай Александрович Ярошенко, который «учил Ислама технике живописи», брал ученика «с собою писать этюды с натуры».

Ислам обучался в Московском «училище ваяния, зодчества и живописи», однако заболел туберкулезом и вынужден был вернуться на родину. Сейчас известно около 30-ти работ первого живописца Карачая, но от большинства из них сохранились лишь названия. Известно, что его произведения экспонировались на художественной выставке в Москве

Овладевал Ислам и мастерством музыкального искусства, известно, что он был и первым карачаевцем-скрипачом. Он обучался музыке у композитора Венявского.

И. Крымшамхалов был талантливым литератором. Известность он получил своими выступлениями в средствах массовой информации той поры, где публиковались не только его публицистические очерки, но и его поэтические и прозаические произведения. По отдельным сведениям, ему принадлежали и переводы на родной язык произведений русских авторов. Коста Хетагуров именует его «художник и поэт Ислам».

Ислам Хасанович был и ученым-карачаевцем современного типа. Как мыслитель он придерживался идеи евразийства, причем в то время, когда ещё не было самого этого термина. Он выступал за достижения европейской цивилизации, но при непременном сохранении этнокультурных, духовных корней. Известно и то, что просветитель разделял многие гуманистические идеи Льва Толстого.

Разрабатывал просветитель и проект национального алфавита на основе латиницы.

Ислам был не только ученым-теоретиком, но и практиком-краеведом участвовал в экспедициях вместе с известным русским геологом профессором Иваном Васильевичем Мушкетовым. Участие в них побудило Крымшамхалова выпустить касательно природных богатств родного края статью «Новое богатство Карачая».

Немаловажно отметить, что Крымшамхалов стал, по сути, первым карачаевским промышленником. Из карачаевцев он первым открыл сыроваренное предприятие, первым создал дегтярный (смоло-скипидарный) завод. Он первым в Карачае организовывал ферму с селекцией молочного скота. В этих починах его заслуга экономиста-практика. Его сыроваренный цех, оснащенный передовой для своего времени техникой, выпускал несколько сортов сливочного масла, сыра, который раскупался нарасхват. Как отмечает проф. В.П.Невская, Ислам стремился наладить производство по последнему слову экономической науки.

К концу первого десятилетия ХХ века здоровье просветителя серьезно ухудшилось. Имел место опасный рецидив туберкулеза легких, который побудил его отправиться на лечение в Крым. Ислам-бий Крымшамхалов окончил свой земной путь 3 декабря 1910 года в далекой Ялте. Три месяца спустя специальная карачаевская делегация перевезла прах своего земляка на родину. Он нашел последний приют в Теберде в марте 1911 года.

Еще не все страницы биографии просветителя известны, отдельные моменты нуждаются в пояснении и, видимо, будут со временем уточнены. Искренне надеемся, что новое поколение исследователей уделит должное внимание жизни и творчеству выдающегося просветителя.


Использованная литература:.
Хабичева-Боташева З.Б. Озарение души. – Черкесск, 1985.
Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX – начала XX в. Избранное. Сост., пред., комм. Т.Ш.Биттировой. – Нальчик: «Эльбрус», 1993. – т.1.
Хатуев Р.Т. Ислам-бий (Заметки о жизни и творчестве И.Х.Крымшамхалова). – Черкесск: ИКО «Аланский Эрмитаж», 2009.