Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
Конец XIX - нач. XX века в развитии кавказской общественной и художественной мысли представляет собой особый период. Это сложное для народов Кавказа время смены исторических эпох. В пореформенный период, определенный учеными как время от крестьянской реформы 1860-х годов до становления капиталистических отношений на Кавказе, состоялось фактическое присоединение к России, и как следствие, - произошла трансформация общественных институтов в условиях государственности, сопряженная и с потерями, и с новациями в этнической культуре. Кроме того, это был период активной политической борьбы - демократических сил с монархизмом, беднейших слоев населения - рабочих и крестьян - за перераспределение национального богатства. Эти обстоятельства предопределили как своеобразие северокавказской публицистики того периода, так и специфику творчества отдельных публицистов. В их творчестве и общественной деятельности наглядно пред-ставлен характер общественных сил, вступивших на историческую арену северокавказской жизни. В балкарской публицистике XIX - нач. XX века нашли достойное отражение сложнейшие процессы обновления философских, эстетических, этических составляющих общественного сознания горцев Северного Кавказа, оказавшихся готовыми принять новые революционные веяния. Вместе с тем эти «новые веяния» (Б. Шаханов) переросли впоследствии в социалистические концепции и пролетарскую практику, не оставившие места в новой жизни для тех, кто стоял у истоков горской демократии. Публицистика отмеченного периода занимала не менее важное место, чем зарождающаяся в эти годы письменная литература народов Северного Кавказа. Это объясняется ростом общественного и национального сознания, появлением заинтересованного читателя из среды горцев. К началу XX века горская интеллигенция представляла собой, несмотря на пестроту взглядов, довольно консолидированную силу. Одинаковые условия жизни, близкий духовный опыт, общие надежды предопределили и общий демократический настрой произведений северокавказских публицистов. Каждый из авторов по-своему видит мир, по-своему проникается проблемами горской действительности, но их объединяет самоотвер-женная любовь к своей родине, готовность служить ее интересам. Трудно себе представить, как при отсутствии национальной письменности и незнании большинством населения государственного языка, публицисты XIX века находили путь к сердцам читателей. Это, казалось бы, непреодолимое препятствие не останавливало их. Они верили в свое дело, в то, что их усилия, направленные на улучшение существующего положения, обязательно дадут свои результаты. Понятие «интернационализм» как нельзя лучше характеризует твор-чество первых балкарских публицистов. Они искренне считали себя пред-ставителями всей северокавказской культуры и пытались найти ответы на вопросы: «Кто мы такие в этом большом мире? Что нас ждет? Что мы можем дать человеческому сообществу? И каковы наши ожидания?» Они не раз отмечали, что проблемы, их волновавшие, были типичными для всех горских народов. Так, Мисост Абаев посвятил серию очерков непосредственно вопросам культуры и быта черкесских аулов. Творчество балкарских публицистов и деятелей культуры стало доступно нам только после падения тоталитарной системы, после долгого замалчивания, когда многое было просто утеряно, а сохранившаяся часть их наследия интерпретировалась в угоду социалистической идеологии. И тем не менее их произведения дают много интересного и ценного для понимания эпохи. Статьи балкарских публицистов написаны за 15-20 лет до Октябрьского переворота. С одной стороны, они не предвещают тех грозных событий революции, свидетелями которых им суждено было стать. Во всяком случае, в них нет предчувствия классовой борьбы. С другой -мы, благодаря их свидетельствам, можем понять механизм раскручивания того репрессивного аппарата, который набирал силу к концу XIX ве-ка и смог воплотиться и реализоваться в 20-40-е годы XX века. Балкарские публицисты, как и их собратья по перу, дамоклову мечу истории стараются противопоставить идеи равенства, братства, общности человеческой цивилизации, уважения к обычаям, к традиционной культуре, к традиционным институтам, напоминают чиновникам о святости государственных законов. Последовавшие за этим периодом события показали, что традиционная жестокость властей по отношению к населению Кавказа (впрочем, как и к населению всей России), против которой боролась прогрессивная интеллигенция Северного Кавказа на страницах печати, была перенята коммунистами и доведена до логического завершения системой ГУЛАГ. Процесс накопления и реализации демократических идей, формирование прогрессивной публицистики, эволюционный характер вовлечения горских масс в мировое цивилизационное пространство были прерваны Октябрьским переворотом. И все же, духовный опыт первых публицистов был использован в эпоху социалистического строительства, как бы ни умаляли значение творчества блестящей плеяды публицистов руководители-большевики. И сегодня их идеи не могут оставить равнодушным читателя. Представленная вниманию читателя книга содержит публицистические и художественные произведения из творческого наследия известных деятелей культуры Балкарии XIX - нач. XX века. Они ценны тем, что написаны талантливыми авторами - свидетелями и участниками событий более чем вековой давности и представляют реальную картину общественного быта и культуры народов Северного Кавказа пореформенного периода. Просмотров: 548
|
|
Всего комментариев: 0 | |