Четверг, 10.10.2024, 02:13

Карачаевцы и балкарцы

Эли джокъну кёлю джокъ.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
07.07.2024 | 05:19 | Бара-бара баз табдым (Экинчи вариант)
Чёмюч деген неди
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

От составителя
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Конец XIX - нач. XX века в развитии кавказской общественной и художественной мысли представляет собой особый период. Это сложное для народов Кавказа время смены исторических эпох. В пореформенный период, определенный учеными как время от крестьянской реформы 1860-х годов до становления капиталистических отношений на Кавказе, состоялось фактическое присоединение к России, и как следствие, - произошла трансформация общественных институтов в условиях государственности, сопряженная и с потерями, и с новациями в этнической культуре.

Кроме того, это был период активной политической борьбы - демократических сил с монархизмом, беднейших слоев населения - рабочих и крестьян - за перераспределение национального богатства. Эти обстоятельства предопределили как своеобразие северокавказской публицистики того периода, так и специфику творчества отдельных публицистов. В их творчестве и общественной деятельности наглядно пред-ставлен характер общественных сил, вступивших на историческую арену северокавказской жизни.

В балкарской публицистике XIX - нач. XX века нашли достойное отражение сложнейшие процессы обновления философских, эстетических, этических составляющих общественного сознания горцев Северного Кавказа, оказавшихся готовыми принять новые революционные веяния. Вместе с тем эти «новые веяния» (Б. Шаханов) переросли впоследствии в социалистические концепции и пролетарскую практику, не оставившие места в новой жизни для тех, кто стоял у истоков горской демократии.

Публицистика отмеченного периода занимала не менее важное место, чем зарождающаяся в эти годы письменная литература народов Северного Кавказа. Это объясняется ростом общественного и национального сознания, появлением заинтересованного читателя из среды горцев. К началу XX века горская интеллигенция представляла собой, несмотря на пестроту взглядов, довольно консолидированную силу. Одинаковые условия жизни, близкий духовный опыт, общие надежды предопределили и общий демократический настрой произведений северокавказских публицистов.

Каждый из авторов по-своему видит мир, по-своему проникается проблемами горской действительности, но их объединяет самоотвер-женная любовь к своей родине, готовность служить ее интересам. Трудно себе представить, как при отсутствии национальной письменности и незнании большинством населения государственного языка, публицисты XIX века находили путь к сердцам читателей. Это, казалось бы, непреодолимое препятствие не останавливало их. Они верили в свое дело, в то, что их усилия, направленные на улучшение существующего положения, обязательно дадут свои результаты.

Понятие «интернационализм» как нельзя лучше характеризует твор-чество первых балкарских публицистов. Они искренне считали себя пред-ставителями всей северокавказской культуры и пытались найти ответы на вопросы: «Кто мы такие в этом большом мире? Что нас ждет? Что мы можем дать человеческому сообществу? И каковы наши ожидания?» Они не раз отмечали, что проблемы, их волновавшие, были типичными для всех горских народов. Так, Мисост Абаев посвятил серию очерков непосредственно вопросам культуры и быта черкесских аулов.

Творчество балкарских публицистов и деятелей культуры стало доступно нам только после падения тоталитарной системы, после долгого замалчивания, когда многое было просто утеряно, а сохранившаяся часть их наследия интерпретировалась в угоду социалистической идеологии. И тем не менее их произведения дают много интересного и ценного для понимания эпохи.

Статьи балкарских публицистов написаны за 15-20 лет до Октябрьского переворота. С одной стороны, они не предвещают тех грозных событий революции, свидетелями которых им суждено было стать. Во всяком случае, в них нет предчувствия классовой борьбы. С другой -мы, благодаря их свидетельствам, можем понять механизм раскручивания того репрессивного аппарата, который набирал силу к концу XIX ве-ка и смог воплотиться и реализоваться в 20-40-е годы XX века.

Балкарские публицисты, как и их собратья по перу, дамоклову мечу истории стараются противопоставить идеи равенства, братства, общности человеческой цивилизации, уважения к обычаям, к традиционной культуре, к традиционным институтам, напоминают чиновникам о святости государственных законов. Последовавшие за этим периодом события показали, что традиционная жестокость властей по отношению к населению Кавказа (впрочем, как и к населению всей России), против которой боролась прогрессивная интеллигенция Северного Кавказа на страницах печати, была перенята коммунистами и доведена до логического завершения системой ГУЛАГ.

Процесс накопления и реализации демократических идей, формирование прогрессивной публицистики, эволюционный характер вовлечения горских масс в мировое цивилизационное пространство были прерваны Октябрьским переворотом. И все же, духовный опыт первых публицистов был использован в эпоху социалистического строительства, как бы ни умаляли значение творчества блестящей плеяды публицистов руководители-большевики. И сегодня их идеи не могут оставить равнодушным читателя.

Представленная вниманию читателя книга содержит публицистические и художественные произведения из творческого наследия известных деятелей культуры Балкарии XIX - нач. XX века. Они ценны тем, что написаны талантливыми авторами - свидетелями и участниками событий более чем вековой давности и представляют реальную картину общественного быта и культуры народов Северного Кавказа пореформенного периода.

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (09.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара

Всего комментариев: 0
avatar