Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
Можно сказать с уверенностью, что среди народов, населяющих Российскую империю, в настоящее время наихудшее положение во всех отношениях занимают Горцы Кавказа. Всякому, кому приходилось ездить по аулам и знакомиться с условиями, в которых протекает жизнь Горцев, известно, что Горцы лишены всех тех благ, без которых в наше время немыслима даже мало-мальски нормальная человеческая жизнь. Так, например, фактически все Горцы Кавказа - Терской и Дагестанской, Кубанской областей - лишены помощи медицинской, агрономической, юридической; народное образование или отсутствует совершенно, или там, где оно есть, поставлено отв,атительно; пути сообщения находятся почти в таком же состоянии"в каком они находились полстолетия тому назад, во времена покорения Кавказа. Народное невежество, темнота и бедность не убывают... О фабрично-заводской промышленности не приходится и говорить, так как ее здесь нет совершенно; даже известные всему миру кустари Дагестана и Кабарды (бурки, седла) еще и теперь находятся в первобытных условиях. Между тем вопрос о малоземелье уже надвигается со своими грозными последствиями, и нет никакого сомнения, что в силу особых местных условий ему суждено здесь принять одну из наи-более острых форм, какие только нам известны из истории народов. Такова в кратких чертах общая картина современного положения Кавказских Горских племен. А что же делает Горская интеллигенция и есть ли вообще таковая? Отвечая на этот вопрос, по справедливости, мы должны сказать: «К сожалению, теперь она есть... но она у нас отличается от интеллигенции, какие только существуют на земном шаре...» Всем и каждому известно, что чем интеллигентнее и культурнее (в лучшем смысле) человек, тем сильнее развита у него чуткость, тем сильнее и острее он чувствует всякого рода несправедливость и насилие, тем сильнее и энергичнее он протестует против обидного для себя отношения. Только животное или человек, рожденный с рабской душой, не разборчив и легко мирится со всяким положением. С другой стороны, известно также, что все крупные народы стремятся поглотить мелкие, а последние, как и всякое живое существо в природе, имея Богом данное ему право на существование и на самозащиту, борются за свое сохранение. Чем культурнее маленький народ, тем интеллигентнее каждый член его в отдельности, чем сильнее развито у него чувство справедливости, любовь к свободе и презрение к насилию, тем сильнее вооружается и борется он за свое существование и за свои права. Между национализмом народов крупных, господствующих, и мелких, подчиненных, разница огромная и разница эта заключается прежде всего в том, что для господствующих народов не существует со стороны мелких подчиненных народов опасности быть поглощенным; затем господствующий народ пользуется в государстве, сравнительно с подчиненными народами, наибольшими правами, следовательно, и наилучшим положением. Пусть прежде откажется от национализма большой господствующий народ, -потом откажется от своего национализма и маленький народ. Вот основания и причины, которые заставляют интеллигенцию мелких, порабощенных народов быть узкими националистами и становиться на защиту интересов своего родного слабого маленького народа (да оно и естественно: человеку свойственно становиться всегда на сторону слабейшего и обиженного). Примерами для нас являются интеллигентные поляки, финляндцы, армяне, австрийские и балканские славяне. Интеллигенция перечисленных народов, работая не покладая рук, создавая для народа целый ряд всевозможных полезных культурных обществ, как то: просветительных, сельскохозяйственных, экономических, кредитных и прочих кооперативов, объединяя и сплачивая между собою под флагами перечисленных обществ всех способных членов обще-ства, успела завоевать себе мировую симпатию и уважение. Наша же Горская интеллигенция вышла какая-то неудачная, ее никчемная отличительная черта - это беспомощность ее, абсолютная неспособность заниматься народной общественной творческой деятельностью. Она производит впечатление чего-то не-доконченного, недоразвившегося. На днях один из молодых наших юристов из горцев с университетским образованием жаловался мне: «У моей кабардинской кобылы ингуши стащили хвост! Один из чиновников областного правления мне сказал, что следует подать в областное Правление прошение, просить собрать всех ингушских кобыл и осмотреть у них хвосты. Конечно, таким образом можно было бы найти хвост моей кобылы, но ведь у меня на это нет времени... Я никогда не вступлю ни в какое культурное общество, где будут состоять членами ингуш или чеченец». Дру-гой подобный же адвокат на одном из собраний воскликнул: «Мы с оружием в руках будем защищать хвосты наших кабардинских кобыл!» Сказал и тут же, говорят, раскаялся, так как ему другие объяснили, что фраза эта носит в себе элементы провокации. Подождем еще, авось освободимся от мелочности и, не делая различия между отдельными племенами, примемся, наконец, за общее дело - за общую культурную работу. Примечания. Статья подписана - «Горец Терской области». Она была напечатана в «Мусульманской газете» в 1913 г., № 16, издававшейся в Санкт-Петербурге Саидом Габиевым. Отнести статью к наследию Б. Шаханова позволяет прежде всего близость стиля данной публикации и подписанных им статей рубежа веков. Просмотров: 734
|
|
Всего комментариев: 0 | |