Пятница, 26.04.2024, 02:22

Карачаевцы и балкарцы

Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Еще переселение
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

БАСИЯТ ШАХАНОВ

Положительно наша Терская область стала каким-то козлом отпущения! Давно ли некий писатель предлагал выселить тузем-ную часть ее населения в Средне-Азиатские пустыни?1Имеется в виду работа Карцова «Причины разбоев на Кавказе» (Санкт-Петербургские ведомости. 1898. № 358). Теперь возникает уже другой вопрос: не следовало ли бы переселить в Терскую область русских из малоземельных губерний? Первый прожектер, г. Карцов, поддерживал свой план стремлением избавить «овец» (русских) от «стаи голодных волков» (туземцев), а вторые (имя же им легион) мотивируют свои проекты излишком земель и соображениями культурного характера. Вот и разбирайся тут как знаешь! Который из этих проектов лучше - дело вкуса. По-моему, так оба лучше!

В общем, пальма оригинальности принадлежит, несомненно, г. Карцову: в самом деле, что может быть оригинальнее выселения горцев в пустыню?! Но и его коллегам в деле устройства судеб Терской области нельзя отказать в нескольких перлах, перед которыми преклонит голову, пожалуй, и сам г. Карцов! Что, например, скажете вы о следующей фразе: «Землевладение в Терской области близко к положению мелких помещиков и совершенно незнакомо остальным крестьянам Российской империи»?2Работа, о которой идет речь, автору комментария неизвестна. Воля ваша, а я перед ней положительно пасую. Изреки ее какой-нибудь «столичный сотрудник» в «столичной газете», - я бы еще знал, что это обозначает: там в моде подобные, a’la Карцов, истины о Кавказе! Но как прикажете ее понимать, если она принадлежит нашей, кавказской прессе? Думаю, что самое верное и безобидное будет предположить, что автору ее просто захотелось пошутить. Что ж, отчего и не пошутить, коли хочется? Неловко только, если кто-нибудь примет шутку всерьез: выйдет и неостроумно, и ни с чем несообразно!

Итак, «во имя культуры и цивилизации» предлагают отнять зем-лю у одних и отдать другим. Как хорошо, право, что существует и культура, и цивилизация, и прочие звучные слова! С какою легкостью, благодаря им, золотятся самые горькие пилюли! Напри-мер: проповедовать отобрание земли у «гололобой братии», мотивируя это ее разбойничьим нравом, хотя, пожалуй, и можно, но для деятеля печати как будто немного и неудобно. Но стоит только приплести сюда культуру или цивилизацию, а будет возможно – то и оба вместе, и поставить вопрос хотя бы так: «Следовало бы часть земель туземцев предоставить переселенцам из России, ибо это внесет струю цивилизации» - и картина совершенно изменится! В случае, если бы «культуры» и «цивилизации» оказалось недостаточно, можно ввернуть еще и «справедливость»! Для этого следует только заикнуться об излишке земель в Терской области. В самом деле, разве не справедливо было бы заста-вить крестьян-помещиков поделиться избытком с крестьянами-бедняками? Если от этого кто и пострадает, то что за беда! Ведь это лишь маленькие жертвы на алтарь прогресса. И при том, кто же обращает внимание на подобные пустяки, когда речь идет о «культуре», «прогрессе» и «цивилизации»?!

Прогресс! Культура! Цивилизация! Какие звучные, какие красивые слова и как высока идея, ими выражаемая! Высоки настолько, что для проведения ее в жизнь можно и отобрать кое-что у своего ближнего! Жаль только, что на этот раз отбирать не из чего!

Всякий, знакомый хоть сколько-нибудь с положением земельного вопроса в крестьянской части туземной среды, знает, какую печальную картину он представляет. Положительно, надо быть или слепым, или фанатично предубежденным против «азиатов» для того, чтобы написать цитированную фразу о «помещиках».

Треть области занята горной полосой. Полоса эта не вполне обмежевана, земельный вопрос в ней считается еще не решенным, но, по правде сказать, он и не может быть решен. Земли пахотной, удобной земли, земли в том смысле, в каком понимают ее все, а в том числе и беднейший русский мужичок, - там нет вовсе. Есть какие-то клочки, площадки, терраски, в несколько десятков, много сотен кв. саженей, старательно обложенные камнями и загороженные. Каждый такой клочок имеет свое название, свою историю. Над созиданием его в течение нескольких веков трудился ряд поколений, очищая от камней, а порой и нанося землю в корзинах на высоту несколько сот футов. И в настоящее время его удобряют, орошают, обрабатывают, за ним ухаживают, но наивно было бы предполагать, что эта игрушечная пашня в состоянии прокормить своих владельцев. Хлеба хватает едва на 2 или 3 месяца, а дальше... дальше начинается та полная лишений и неопределенности заработка жизнь, которой вряд ли и позавидовал бы и неимущий крестьянин России. И не будь поддержки в скотоводстве, туземцы были бы принуждены покинуть свои родные горы, несмотря на болезненную любовь к ним.

На плоскости положение много лучше, но похоже ли оно на земной рай и действительно ли там нет крестьян, а есть только помещики, - это мы сейчас увидим.

«По количеству надела земли, - читаем в одной книге по статистике Терской области, - чеченцы Грозненского округа стоят ниже беднейших крестьян Европейской России, где средний ми-нимальный надел на ревизскую душу считается одной удобной земли 3,43 д.» (Военно-статистическое описание Терской области. Г. Н. Казбек. Издание отдела ген. штаба Кавказ, воен. округа, 1888, г. Тифлис. (Здесь и далее постраничные сноски в статьях принадлежат автору, Б. Шаханову.)). Надел чеченцев (4,5 д.) авто– цитируемой книги считает малым, признавая достаточными (4,56,3 дес.) наделы плоскостных осетин и кумыков и более чем достаточными наделы одних лишь кабардинцев (6,3 дес. на душу). Вот в каких условиях находится землевладение на плоскости. Приведенные цифры взяты из сочинения, изданного официально, а потому и стоящего вне всяких подозрений и пристрастий к туземцам и красноречиво говорят за себя сами, что не нуждаются в каких-либо комментариях. Остается только обратить внимание на то обстоятельство, что «Военно-статистическое описание Терской области» издано в 1888 г., т. е. более 19 лет тому назад. За это время положение крестьянского землевладения сделалось еще тяжелее: «более чем достаточные» наделы стали «только достаточными», то, что было «до-статочно» в 88-м году, «граничит теперь с нуждою». В горах и Чечне положение тоже ухудшилось (если только вообще была возможность ухудшений). За 10 лет народонаселение области увеличилось в 200 000 душ, а что же будет лет через 20-30?

Да, нелегко живется нашему туземцу. Борьба с суровой природой, отсутствие удобных дорог, медицинской помощи, школы, незнание государственного языка - вот условия, в которые он поставлен. Ежедневно приходится читать известия о возникновении комиссий для выяснения причин упадка благосостояния жителей то тех, то других углов Российской империи, газеты заполнены сочувственными статьями, посвященными не только русскому мужичку, но и чухнам3Чухны - пренебрежительное название карело-финнов в дореволюционной России., латышам, зырянам4Зыряне - устаревшее название коми.. Но много ли до сих пор занималась печать кавказским горцем? Какие известия, кроме разбоев, какие статьи, кроме требований строгих кар для обуздания «головорезов», помещаются в большей части печати, по так называемому «туземному вопросу»? А как живется этому «головорезу», дурно ли, хорошо ли, что толкает его порой на преступление, чем облегчить его положение, - до этого им нет дела! Лишь бы нас не трогали, а там живи как знаешь, - хоть умирай с голоду, я пальцем не пошевельну! И это рядом с толками о культуре, цивилизации, гуманности и любви к ближнему, рядом с бесчисленным множеством всякого рода принципов и идей.

О культурные люди!


Примечания.

Статья напечатана в газете «Казбек» в № 431, от 7 апреля 1899 г., подписана - « Шаханов-Джанхотов».

1 [↑ назад]Имеется в виду работа Карцова «Причины разбоев на Кавказе» (Санкт-Петербургские ведомости. 1898. № 358).
2 [↑ назад]Работа, о которой идет речь, автору комментария неизвестна.
3 [↑ назад]Чухны - пренебрежительное название карело-финнов в дореволюционной России.
4 [↑ назад]Зыряне - устаревшее название коми.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (13.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара
Просмотров: 794 | Теги: Еще переселение

Всего комментариев: 0
avatar