Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
Беседа с Шахановым. По существу «анкетных вопросов» в беседе с нашим сотрудником Б. А. Шаханов сказал: - Я не могу вам сказать, какое положение женщина занимает в мусульманском мире вообще. Не считаю себя также вправе говорить и о мусульманской женщине в Терской области. Я знаю лишь быт кабардинской женщины. Всматриваясь в настоящее положение кабардинской женщины, я не решился бы сказать, что наша женщина занимает положение рабыни, или приниженной в обществе и в семье. В семье, например, наша женщина занимает куда почетнее место, нежели христианка, что можно подтвердить фактами. Жизнь кабардинцев регламентируется целым кодексом дедовских обычаев. По общему этикету, у нас женщина считается старше мужчин, независимо от ее возраста и положения. Все же я бы не назвал кабардинцев противниками женского образования, если бы школы устраивались на местах. В города же посылать дочерей для образования подавляющее большинство кабардинцев не согласится, придерживаясь опять-таки обычаев. Кабардинцы переживают переходное время. Теперь столкнулись два мира: старый, отживающий мир понятий, регламентирующийся обычаями, и новое культурное течение. И кабардинцы пока еще не разобрались - стоит ли давать дочерям образование. - Скажите, а возможна ли деятельность членов общества женщин-мусульманок в аулах, в виде чтения лекций. И вообще деятельность просветительного характера среди женщин? - Нет, немыслима, - ответил нам собеседник. - И немыслима такая деятельность из-за церемоний. Обычаи у нас так чтутся, что их изменить не так-то легко. Допустим, что в аул явился бы лектор. Его, конечно, угостили бы в кунацкой, если угодно, созвали бы девушек, устроили веселье: пение, пляски. Даже представили бы хозяйке. Но лекция... Лекция прямо-таки не вяжется с представлением о церемониальности. Ну, пришли бы женщины в аудиторию, начали бы распределять места по положению и т. д. Да и вообще я не могу никак себе представить в нашем ауле лекцию для женщин. Я не сомневаюсь, что всякая малограмотная кабардинка пошла бы навстречу начинаниям общества мусульманских женщин, но общая работа едва ли бы удалась. У нас иные люди и иные взгляды на все. Вот вы возьмите хотя бы такое явление: у многих народностей Кавказа обычным явлением считается участие девушек в торговле на базарах и в других внедомаш-них –аботах. У нас этого нет. А чем это объясняется? - поинтересовались мы. - Не экономическими ли причинами? - Отчасти да, - ответил г. Шаханов. - Кабардинцы живут в относительном достатке, а затем, просто, согласно обычаев, женщина не допускается к исполнению физически трудных работ. - А играет ли кабардинская женщина какую-либо роль при решении общественных вопросов? - Все общественные дела у нас решаются мужчинами на сходах. Причем доминирующая роль принадлежит наипочтеннейшему и наистарейшему. Усмотрением наипочтеннейшего решаются вопросы даже в том случае, если бы он высказался против большинства, - в заключение беседы сказал Шаханов. (Продол. след.)1Продолжение интервью в дальнейшем напечатано не было.. Примечания. Интервью напечатано в газете «Терская жизнь», 1914, № 95, 29 июня. Газета провела серию публикаций на эту тему. Среди тех, кто высказал свое мнение по вопросу эмансипации горянок, были С. А. Такоев, Цацки Амбалов и др. 1 [↑ назад]Продолжение интервью в дальнейшем напечатано не было.Просмотров: 717
|
|
Всего комментариев: 0 | |